Конспект урока по Математике «Дифференциал функции»


План занятия №___6___

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Математика

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Петухова И.С.

ТЕМА: Дифференциал функции.

ЦЕЛИ:

  1. Проверить степень усвоения знаний по теме «Производная функции».

  2. Дать понятие дифференциала функции и его приложения к приближенным вычислениям.

  3. Развивать мыслительные способности.

  4. Воспитывать свободное владение специальной терминологией.

ВИД ЗАНЯТИЯ: урок

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедиа, раздаточный материал

Ход урока

Методы

1. Организационный момент

— взаимное приветствие

— проверка состава студентов


Беседа

Визуально

2. Проверка знаний студентов по теме «Производная функции»:

Вопросы:

  1. Определение производной

  2. Основные правила дифференцирования

— производная суммы или разности двух функций

— производная произведения функций

— производная частного функций

— производная сложной функции

с) Производные основных элементарных функции

d) Применение производной

Индивидуальные задания по нахождению производных







Устный фронтальный опрос










Индивидуальная работа по карточкам с элементами взаимоконтроля



3. Подведение итогов проверки знаний студентов

Анализ, комментарии преподавателя

4. Сообщение темы и целей урока. Начальная мотивация учебной познавательной деятельности.

Беседа

5. Изложение нового материала по теме

«Дифференциал функции»

  • Определение дифференциала функции.

  • Приложения дифференциала.




Объяснительно-иллюстративный

с применением мультимедиа

6. Закрепление изученного материала.

  • Нахождение дифференциала функции

  • Вычисление приближенного значения функции

  • Вычисление приращения функции

Решение задач письменно с комментариями преподавателя

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Обобщение с комментариями преподавателя

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

сборник домашних работ, работа №5, конспект

Пояснение



Изложение нового материала:

Определение дифференциала функции.

Сегодня мы продолжаем изучение раздела Дифференциальное исчисление и знакомимся с таким понятием как Дифференциал функции. Научимся применять это понятие к решению математических и не только задач. Новое понятие дифференциала функции мы рассмотрим на частном примере.

Рассмотрим функцию . Вопрос: Чему равна производная этой функции? Ответ: 2х. А теперь представим приращение этой функции в виде развернутой формулы. Вопрос: Как обозначается приращение функции? Ответ: Как мы помним, из определения приращения y = y(x+∆x) – y(x). А для нашей функции , . Обратим внимание на первое слагаемое. Множитель 2х – это производная нашей функции. Второе слагаемое будет стремиться к нулю, если стремится к нулю. Видим, что , где . Оставшееся слагаемое называют главной частью приращения и называют дифференциалом функции. Запишем данное понятие в общем случае.

Рассмотрим дифференцируемую в точке функцию . Ее приращение можно представить (аналогичным образом) в виде , где — главная часть приращения, где , а стремится к нулю при.

Определение: Главная, линейная относительно , часть приращения функции называется дифференциалом функции и обозначается . Для удобства записи в данном случае заменяют на dx. (Но при вычислениях замену не производят)

Итак, дифференциал вычисляют по формуле: . (1) (написать на доске формулу)

Нахождение дифференциала функции рассмотрим на примере.

Пример: Найти дифференциал функции:.

Чтобы найти dy необходимо найти производную функции, а затем «приписать» к ней множитель .

Приложение дифференциала.

Дифференциал функции применяется при решении многих математических задач. Сегодня мы рассмотрим два типа задач, которые возможно рационально решить, используя понятия дифференциал. Кроме, того, мы применим дифференциал функции при решении задач профессиональной направленности.

Рассмотрим первый тип задач.

  1. Приближенные вычисления значения функции в заданной точке.

Из прошлогоднего курса математики, вам известна формула для приближенных вычислений значения функции Преобразуем выражение, перенесем в левую часть, получим: . Правая часть есть дифференциал функции. Значит, чтобы найти значение функции в заданной точке, необходимо воспользоваться формулой (2) написать на доске.

Покажем на примере:

Пример 2: Вычислить значение функции в точке .

Для удобства счета выберем вблизи заданной точки точку . Тогда приращение аргумента будет равно , . Вычислим значение функции в точке : .

Затем найдем дифференциал функции по формуле (1): .

И, учитывая, что вычислим его в точке : . Подставим в формулу (2):

Итак, приближенное значение данной функции в точке равно: . Обратите внимание, что без калькулятора вычислить чему равно значение функции в точке 2.04 довольно сложно, так как здесь высокая степень многочлена. А используя дифференциал, мы вычислили устно приближенное значение функции. Такие расчеты также рационально использовать в физике.

Рассмотрим второй тип задач.

  1. Вычисление приращения функции в заданной точке. Из формулы приближенного вычисления значения функции получим: . Значит (3) написать на доске

Рассмотрим на примере:

Пример 2: Найти приращение функции в точке и при приращении .

Рассмотренные три основных формулы, будем применять на практической работе. Также они вам встретятся при выполнении интернет-тестирования. А сейчас рассмотрим пример применения понятия дифференциала в вашей профессиональной деятельности. ( на слайде задача)

Задача: Предприниматель Рыбкин разводит радужную форель в своем рыбхозяйстве. Статистическим путем за годы работы он сделал вывод, что численность популяций в зависимости от времени для данных условий разведения определяется формулой . Определить изменение численности популяции форели с 3-го года и до 7 лет работы рыбхозяйства.

Решение: Известно: ,

Вывод: За 4 года работы рыбхозяйства численность популяции увеличилась на 7784 единицы.

Закрепление изученного материала.

Нахождение дифференциала функции

Задание: 1. Найти дифференциал функции:

Ответ:

ответ:

Ответ:

Задание 2: Вычислить значение функции в точке .

Для удобства счета выберем вблизи заданной точки точку . Тогда приращение аргумента будет равно , Вычислим значение функции в точке : .

Затем найдем дифференциал функции по формуле (1):

И, учитывая, что вычислим его в точке :

Подставим в формулу (2):

Итак, значение данной функции в точке равно:

Задание 3. Найти приращение функции .




Дополнительно:1. Найти приращение функции в точке и при . Ответ: 0.025

2.Найти приращение функции в точке и при . Ответ: -0.002




Задание: 1. Найти дифференциал функции:

Задание 2: Вычислить значение функции в точке .

Задание 3. Найти приращение функции .



Дополнительно:

  1. Найти приращение функции в точке и при .

  2. Найти приращение функции в точке и при .


1 вариант


Фамилия, группа












2 вариант


Фамилия, группа








3 вариант


Фамилия, группа












4 вариант


Фамилия, группа







1 вариант


3 вариант


2 вариант


4 вариант




1 ВАРИАНТ

3 вариант

2 ВАРИАНТ

4 ВАРИАНТ


Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Решение квадратных уравнений" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: