Конспект урока по математике для 4 класса по теме: «Единицы времени. Год»



Филиал МБОУ Ивановской СОШ Елизарьевская ООШ











Конспект

урока по математике

4 класс

«Единицы времени. Год».



Учитель Хохрякова В.И.














2014 г.


Тема: «Единицы времени. Год».


Цели:

  1. Обучающие: познакомить с календарём и научить им пользоваться; уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, полученных на уроках окружающего мира, истории, чтении; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умения; закреплять умение решать задачи изученных видов на знание связи между величинами: цена, количество, стоимость; длина, ширина, периметр; закреплять умение составлять буквенные выражения по текстовой задаче, находить значения выражений с многозначными числами, учить находить ошибки и пути их исправления.


  1. Развивающие: развивать математические способности, логическое мышление, внимание, зрительную и слуховую память, самостоятельность, навыки устного и письменного счёта, мыслительную деятельность; учить рассуждать, делать выводы на основе наблюдения, сравнивать.


  1. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к данной теме, любознательность, чувство взаимопомощи, аккуратность, желание расширить кругозор, трудолюбие.



Оборудование урока:


1. М.И.Моро и др. Математика. 4 класс. Москва «Просвещение».2010 г.

2. Таблица – схема «Год».

3. Конверт с «письмом» от Старика – годовика.

( В.Даль « Сказка – загадка»).

  1. 7 календариков на 2014 год.

  2. Таблички – помощницы: цена, количество, стоимость.

  3. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

  4. Учебные принадлежности.

  5. Чертёж и таблица на доске.









Образцы карточек для индивидуальной работы.


Карточка №1 (1 группа).

  1. Сравни числа:

23000 и 23025

124060 и 142060

7124 и 7164

2. Найди площадь прямоугольника со сторонами

5 см и 3 см.


Карточка №2 (2 группа).

Найди периметр и площадь прямоугольника, одна сторона которого 6 см, а другая на 3 см длиннее.


Карточка №3 (3 группа).

1.Выполни деление с остатком. Проверь решение.

80:9 70:60 952:8

2.Найди уравнение и реши его.

30 6*х 38*10=380 х-195=239






Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков, для усвоения новых необходимых знаний.


К данному уроку дети имеют следующие знания, умения и навыки: знают названия времён года и причину смены времён года ( уроки окружающего мира), знают названия месяцев, дней недели, умеют объяснить причину смены дня и ночи ( уроки окружающего мира), знают римские цифры и точку отсчёта современного летосчисления (уроки истории), умеют решать задачи на знание связи между величинами: цена, количество, стоимость; длина, ширина, площадь и периметр прямоугольника, умеют сравнивать многозначные числа, находить значения выражений с многозначными числами.





Структура урока.


Этапы урока.

Время.

1. Организационный момент.


2.Формулировка целей урока.


3. Активизация знаний учащихся.

1).Чтение и сравнение чисел, состоящих из единиц I и II классов.

2). Решение примеров, основанное на знании состава числа.

3). Решение задач на нахождение периметра геометрических фигур в буквенном выражении.

4). Работа по карточкам.


4. Работа над новой темой.

1).Чтение сказки–загадки, в отгадке которой скрыта тема урока.

2). Работа с таблицей – схемой.

3). Составление схемы в тетради.

4). Повторение нового материала по схеме.


5. Первичное закрепление.

1). Ответы на вопросы на стр. 51.

2). Решение задач № 250, № 251.


6. Решение задачи.

252. Текстовая задача с числовыми и буквенными данными.


7. Физкультминутка.


8. Работа над пройденным материалом.

1). Нахождение значений выражений с многозначными числами.

2). Самостоятельна работа. № 255.


9. Домашнее задание.


10. Итог урока.



1 мин.


1 мин.


8 мин.








9 мин.






6 мин.




4 мин.



2 мин.


10 мин.





2 мин.


2 мин.







Ход урока.


Содержание урока.

Обоснование.

  1. Организационный момент (1 мин).

Вот опять звенит звонок.

Начинается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь оценку…( 5).


Настраиваю детей на работу, включаю в деловой ритм, организую внимание.

2.Формулировка целей урока (1 мин).

Сегодня мы узнаем о новой единице временигод. А поможет нам письмо, которое «прислал» Старик – годовик. Он поможет нам изучить времена года, месяцы, сутки. Хотите узнать, что в письме?

— Да!

— Скоро мы откроем конверт, а сейчас покажите умение и сноровку. Старик – годовик весь урок будет с нами, в конце урока он отметит лучших. Это же сказочный персонаж.


Ввожу детей в тему урока, нацеливаю на конкретные виды работ, заинтересовываю.

3. Активизация знаний учащихся (8 мин).

— Ну, как, не подведём?


1).Чтение и сравнение чисел, состоящих из единиц 2 и 1классов.

Прочитайте и сравните числа.

23000 и 23025 8090 и 8040 549174 и 594471

18000 и 18001 134720 и 143720 916396 и 961693

7050 и 7500 246390 и 243690 795329 и 792953

(1 группа) (2 группа) (3 группа)


2). Решение примеров, основанное на знании состава числа.

Найдите значение выражений.

3050-3000 8090-8040 (30000+2000):100

5000+350 35200+164 30000+2000:100

6500-500 16700-520 90000-40000*2

(1 группа) (2 группа) (3 группа)



3).Решение геометрических задач на нахождение периметра различных геометрических фигур.

Найдите периметр геометрических фигур в буквенном выражении.

Треугольник.

Прямоугольник.

Квадрат.





— Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить длины всех сторон.

а + в + с

— Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно (а + в)*2 или а*2+в*2 или а+в+а+в

— Чтобы найти периметр квадрата нужно а*а, т.к. у квадрата все стороны равны



— Молодец! — Умница! — Отлично!


4).Во время устного счёта 2 ученика работают по карточкам с индивидуальными заданиями.


— Молодцы. Все работали отлично. А сейчас прочитаем письмо от Старика – годовика.



Сосредотачиваю детей.


Закрепляю умение и навыки детей в чтении и сравнении многозначных чисел.





Повторяю устные приёмы вычисления многозначных чисел. Процесс устного счёта направляю на развитие мыслительных операций, внимания.








Формирую умение находить периметр фигур в буквенном выражении. Развиваю пространственное воображение, самостоятельность мышления.

Дифференциация осуществляется по уровню сложности.










Устраняю пробелы, заставляю работать в меру своих сил. Учу детей самостоятельности, повышаю работоспособность, активирую ситуацию успеха.

4. Работа над новой темой ( 9 мин).


1).Чтение письма, отгадывание загадки.

(Вынимаю из конверта листок со сказкой – загадкой).

— Не забыли тему урока? ( Год).

— Кто хочет прочитать письмо?

— Ребята, прочитает нам загадку, а вы внимательно послушайте, о чём идёт речь.

(Ученик читает загадку. Дети слушают).

— Итак, о чём идёт речь? Что же это?

Это год.

— Запишите отгадку в тетрадях.


2). Работа с таблицей – схемой.

-Покажите по таблице – схеме отгадки к каждой части загадки.

— Сколько раз махал старик рукавом? И что это означает?

Старик махал рукавом 4 раза. В году 4 времени года: зима, весна, лето, осень.

— С чем связана смена времен года?

На смену времён года влияет вращение Земли вокруг Солнца.

— Каждый раз старик выпускал по 3 птицы. Что это.

Это месяцы.

— Сколько всего месяцев в году?

— 4 раза по 3 птицы, получается 12. В году 12 месяцев.

— Назовите их по порядку.

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

-Счёт месяцев обозначается римскими цифрами. Назовите их.

I (1), II (2), III (3), IV (4), V (5), VI (6), VII(7), VIII(8), IX (9), X (10), XI(11), XII (12).

— Молодцы! А где мы ещё встречались с римскими цифрами?

На уроке истории. Римскими цифрами обозначаются века.

— Сколько дней (суток) в каждом месяце? Пользуясь схемой, назовите количество суток в каждом месяце.

Январь – 31

Февраль – 28 (29)

Март – 31

Апрель – 30

Май – 31

Июнь – 30

Июль -31

Август – 31

Сентябрь – 30

Октябрь -31

Ноябрь -30

Декабрь — 31

— Это нужно запомнить. Как это сделать?

Заучить по календарю.

— Есть народная мудрость: считать месяцы по косточкам рук. Сожмите руки в кулачки и начинайте счёт: выпуклость -31 день, впадинка – 30.

— Посчитайте, сколько дней в мае.

31 день.

— Почему об этом нужно знать?

Календарик можно забыть, а кулачок всегда с нами.

— Посмотрите на схему. Какой месяц самый короткий?

— Февраль.

— Обычно в феврале бывает 28 дней. Год, когда в феврале бывает 29 дней, называют високосным. Он бывает через 4 года.

— Перечислите месяцы, в которых по 31 дню.

Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь.

— Сколько в месяце недель? У каждой птицы по 4 крыла.

— В месяце 4 недели.

— Сколько дней в неделе? В каждом крыле по 7 перьев.

В неделе 7 дней.

— Назовите дни недели.

— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

— Одна половина крыла белая, другая чёрная. О чём это?

Это день и ночь.

— От чего зависит смена дня и ночи?

Земля вращается вокруг своей оси

— Молодцы! Вот мы и отгадали загадку Старика – годовика.


3).Составление схемы в тетрадях.

— Что мы узнали на уроке? Составим схему. На доске и в тетрадях – схема.

Год.


Времена года. Месяцы. Сутки.

4 12 ?


— Сколько суток в году? Давайте посчитаем.

— 31+28+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31=365

-А как ещё можно сосчитать?

( 31*7)+(30*5)+28=365

— А если год високосный?

— В високосном году на 1 день больше.

365+1=366

— Молодцы! Запишите ответ в схему.



Переключаю внимание. Привлекаю детей к изучению нового материала, развиваю внимание, организую аналитико – синтетическую работу мозга.


Межпредметная связь с литературным чтением. Развивается техника чтения.


Формирую умение делить год на отрезки времени: время года, месяц, неделя, сутки. Комментирование и работа по схеме способствуют концентрации внимания, развитию речи.

Межпредметная связь с окружающим миром.







Межпредметная связь с историей.





















Нацеливаю на заучивание.


Учу детей пользоваться народным способом определять количество дней в месяце. Дети запоминают алгоритм определения.

5. Первичное закрепление (6 мин).


1).Чтение вопросов на стр. 51.

— Прочитайте вопросы и ответьте на них.


2).Решение задач.

250 (устно).

— Прочитайте задачу. В каком году будет следующий високосный год?

— 2008+4=2012. В 2012году.

— А сейчас какой год?

2010 год.

-А следующий?

2011 год.

-С какого времени идёт современное летосчисление?

Со времени рождества Иисуса Христа.

— Молодцы! С задачей справились. Старик – годовик доволен вами.

251.

— Прочитайте задачу.

— Где отдыхал Юра?

— Июнь и июль – у бабушки и на турбазе 2смены по 12 дней.

— Сколько времени осталось до занятий?

-1 неделя.

— Что надо узнать в задаче?

Сколько дней у Юры длились каникулы.

— Отметим данные задачи на чертеже.

. 30 . 31 . 12 . 12 . 7 .

— Как сосчитать продолжительность каникул?

Сложением. 30+31+12*2+7=92

— Запишите решение выражением.

— Сколько дней у Юры длились каникулы?

92 дня.

— Молодцы! И с этой задачей справились. Улыбается Старик – годовик, доволен.

Идёт закрепление материала. Дети усваивают и запоминают данные новой темы. Задания выполняются с комментированием. Формируется внутренняя речь.






Межпредметная связь с историей.




Переключаю внимание, настраиваю на дальнейшую работу.



Дети переводят все данные в одно наименование. Единица времени – день.

Чертёж помогает представить условие задачи, формирует образное мышление.

6. Работа над задачей (4 мин).

— А сейчас задача посложнее. Подтянулись, глубоко подышали и за работу.

252.

— Прочитайте задачу.

— Что вы заметили?

Некоторые данные обозначены буквами.

— Что требуется для решения?

Составить выражение.

-Запишем задачу кратко в таблицу.

Ткань.

Цена.

Количество.

Стоимость.

Ситец.

Шерсть.

? на ? >

?

6 м

4 м

С

к


— Рассуждаем.

— Чтобы узнать на сколько дороже, нужно из цены шерстяной ткани вычесть цену ситца.

Мы цену не знаем, но можем узнать. Нам поможет карточка – помогайка: Ц=С:К

Цена шерстяной ткани больше. Сначала узнаем цену шерсти: с:4.

Потом узнаем цену ситца: с:6.

Составим выражение: к:4-с:6.

-Молодцы! И с этой задачей справились. Устали?

Переключаю внимание, слежу за осанкой. Настраиваю на дальнейшую работу над задачей. Развиваю технику чтения, мыслительные операции, слуховое восприятие. Вырабатываю общие умения работы над задачей. Формирую умение отделять известное от неизвестного. Подвожу к сознательному выбору действий. Формирую умение составлять буквенные выражения по текстовой задаче. Оказываю индивидуальную помощь.

7. Физкультминутка (2 мин).

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.


Руки вверх! Руки вниз!

На носочки подтянись!

Руки ставим на бочок.

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли пятки.


Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

— Отдохнули и за дело!

Вместе с нами отдохнул и Старик – годовик.




Снимаю усталость мышц рук, ног, шеи. Даю отдых головному мозгу. Забочусь о здоровье детей.


Физкультминутку провожу во второй половине урока, т.к. при объяснении новой темы дети не сидели на месте. У каждого была возможность встать, пройти.

8. Работа над пройденным материалом (10 мин).


1).Нахождение значения выражений.

— Найдите значение выражений. Работаем с многозначными числами. Будьте внимательными.

Решаем цепочкой устно.

254.

1 столбик 2 столбик 3 столбик

(1 группа) (2 группа) (3 группа)


2).Самостоятельная работа.

255.

1 ряд – 2 столбик.

2 ряд – 3 столбик.

— Сравните свои ответы с ответами на доске.

2 столбик 3 столбик

1006 810

544 556

Для сильных учеников (3 группа) задание на карточке ( К-3).

-Справились с заданием? Молодцы!


Обращаю внимание детей на необходимость быть собранными при работе с многозначными числами. Развиваю навыки устного и письменного счёта. Работаю с сильными учениками, Слабым оказываю индивидуальную помощь.


Актуализация опорных знаний.

Развитие умственных способностей, развитие интереса к предмету.

9. Домашнее задание (2 мин).


— Ребята, дома будете решать примеры №253. Выучите названия месяцев, сколько дней в каждом месяце. Запишем в дневник.

Стр. 51. № 253, календарь.

Домашнее задание даю на основе изученного материала, для развития вычислительных навыков и для закрепления нового материала.

10. Итог урока (2 мин).


Сколько суток в году?

365 или 366.

— Молодцы! Старик – годовик дарит каждому из вас календарик.

— Вы меня сегодня порадовали.

Всем спасибо.



Подвожу итог. Вызываю у детей чувство удовлетворения от урока.










Самоанализ урока.


Тема: «Единицы времени. Год».


Тип урока: изучение нового.


Данный урок проведён в 4 классе по теме «Единицы времени Год». Урок изучается в разделе «Величины». На уроке даётся понятие о годе как единице времени. Дети знакомятся с календарём, учатся им пользоваться.

На уроке закрепляется умение решать составные задачи, составлять буквенные выражения по текстовой задаче. На уроке ведётся работа по формулированию выводов и обобщений, развитию навыков устного и письменного счёта.

При планировании урока я учитывала уровень подготовленности детей, старалась связывать знания, полученные на уроках окружающего мира, чтения, истории.

На уроке реализовались обучающие, развивающие и воспитательные цели. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали познавательной активности учащихся, самостоятельности, развитию творческих способностей детей и умению пользоваться алгоритмом. На протяжении всего урока повторялся ранее изученный материал. На уроке сочетались Словесно — наглядно — практические способы деятельности учащихся. Создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём совместного с учителем разъяснения, самостоятельного решения при руководящей роли учителя. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности детей. Учебная деятельность на уроке разнообразна: индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание индивидуальной с фронтальной. На протяжении всего урока развивалась математическая и монологическая речь, дети побуждались к самопроверке. При подборе материала к уроку учитывала психологические особенности детей. На уроке применяла дифференцированный подход. При объяснении и закреплении нового материала много внимания уделялось слабым ученикам. Смена одного вида деятельности другим: оргмомент в занимательной форме, упражнение на развитие внимания и мышления, устный счет, работа с карточками, фронтальный опрос, индивидуальная работа, физкультминутка, работа с учебником, анализ и решение задач, подарки от Старика – годовика позволила обеспечить положительный результат работы.

Я считаю, что цели, поставленные перед уроком, реализовались на каждом этапе и были достигнуты. Разноуровневые задания позволили добиться успешного выполнения детьми поставленных перед ними задач, вселить в них уверенность в свои силы.

Считаю, что урок получился результативным, структура урока рациональна, время распределено правильно. Дети работали с большим интересом, увлечённо, успешно добивались положительного результата, отсюда чувство удовлетворения и радости.

















































Литература


  1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». Издательство «Посвещение». 2011

  2. М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова. Математика. Учебник для 4 класса. В 2ч. Ч.1. Москва. « Просвещение». 2011.

  3. М.И. Моро, С.И. Волкова. Тетрадь по математике.№1 для 4 класса начальной школы. Москва. «Просвещение».2013



Свежие документы:  Технологическая карта по Математике "Сумма углов треугольника" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: