Конспект урока по математике для учащихся 11 класса «Вычисление углов между скрещивающимися прямыми»


Конспект урока по математике

для учащихся 11 класса





«Вычисление углов между скрещивающимися прямыми»

(Подготовка к ЕГЭ)







Автор:

Учитель математики МОУ «СОШ № 55»

Ленинского района города Саратова

ПЕТРОВА Людмила Дмитриевна















Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок одной задачи по тему:
«Угол между скрещивающимися прямыми».

  1. Характеристика темы урока.
    1) Центральным моментом технологии подготовки к ЕГЭ является обучение школьника приёмам мысленного поиска способа решения, а для этого следует показать ему всю картину поиска в трудных заданиях.
    2) Решение задачи по стереометрии, планиметрии оформляются примерно одинаково. В основе лежат общематематические и даже, можно сказать, общенаучные принципы.
    Структура текста решения такова: оно разделяется на этапы, а те, в свою очередь, могут быть разбиты на более мелкие части, содержащие цепочки умозаключений: как правило, следствий, равенств и даже неравенств, в зависимости от постановки и содержания задачи.
    3) Особая роль при решении геометрической задачи отводится чертежу, он не обязательно должен быть ровно один. Обычно на нём, в соответствии с условием задачи отмечают следующие данные:
    а) обозначения точек, прямых, плоскостей и других геометрических объектов;
    б) длины отрезков, величины углов, площади и объёмы;
    в) соотношения равенства длин или углов, перпендикулярности прямых или плоскостей.
    На чертеже можно ещё и вводить новые:
    а) обозначения объектов – первоначальных или возникающих в процессе дополнительных построений;
    б) величины – буквенные или вычисленные в процессе решения;
    в) соотношения равенства или перпендикулярности, определяемые построением или выведенные с помощью рассуждений.
    Одним словом, на чертеже фактически можно решать задачу, или, по крайней мере, демонстрировать фрагменты её решения.
    4) В связи с возможностью решать задачу прямо на чертеже возникают некоторые ограничения и проблемы.
    Ученику необходимо побеспокоится о том, чтобы проверяющий смог понять, в каком порядке и на основании чего появились на чертеже новые пометки. С этой целью пишется текст решения, который хотя и дублирует отчасти чертёж, тем не менее, отличается большей содержательностью, т.к. в нём :
    а) отражается хронология проведённых умозаключений;
    б) указываются причинно-следственные связи между утверждениями.
    Чертёж должен быть абсолютно ясным и разборчивым, а главное, понятным.
    Укажем типы задач по стереометрии, встречающиеся на ЕГЭ и вызывающие определённые трудности.
    1. Угол между скрещивающимися прямыми
    2. Расстояние от точки до прямой, до плоскости, расстояние между скрещивающимися прямыми.
    3. Угол прямой с плоскостью.
    4. Угол между плоскостями.

  2. Цели урока.

  1. Методическая цель урока.
    Показать приёмы формирования у школьников навыков решения задач на вычисление углов в пространстве, умения применять изученный теоретический материал на практике, развивать их самостоятельность при решении задач разными методами.
    Методы:

А) использование моделей фигур и интерпретация их на чертеже;

Б) отбор соответствующих задач, способствующих формированию навыков и умений учащихся;

В) рассмотрение различных способов решения одной задачи.

2) Образовательная цель урока.
Рассмотреть 3 метода решения одной задачи на вычисление угла между скрещивающимися прямыми.
3)
Воспитательные цели урока.
Формирование мировоззрения: показать, что источник возникновения изучаемых понятий представляет собой определённую систему знаний в геометрии.

III. На доске девиз.

«Незнанием никогда не следует
хвалиться: незнание есть бессилие».
— Н. Г. Чернышевский.

Сегодня на уроке при решении одной задачи на вычисление угла между скрещивающимися прямыми мы рассмотрим 3 метода решения.
Методы:
1. Поэтапно-вычислительный
2. Векторно-координатный
3. Геометрический

Задача.
На ребрах АВ, АС и SC правильной треугольной пирамиды SABC, у которой все плоские углы при вершине S прямые, взяты соответственно точки D, E, F – середины этих рёбер. Найти угол между прямыми DF и SE.

Решение.

  1. Поэтапно вычислительный метод.

C:UsersмамаDocumentsП О Р Т Ф О Л И ОПЕТРОВАрисунки к урокамрис.10001.jpg

  1. Построение чертежа.

  2. Угол между прямыми DF и SE – искомый. DF и SE – скрещивающиеся прямые, т.к. SE лежит в плоскости ASC, а прямая пересекает эту плоскость в точке F, не лежащей на прямой SE.

  3. Построим какой-нибудь угол, равный искомому. Для этого в плоскости SAC, которая проходит через прямую SE (одну из скрещивающихся прямых) и точку F (на другой скрещивающейся прямой), через т. F проведём прямую FK||SE.
    DFK равен искомому. Пусть DFK = .

  4. Угол  поместим в некоторый треугольник, для чего проведём DK.  — угол треугольника DFK.

  5. Найдём стороны треугольника DFK.
    а) введём вспомогательный параметр: обозначим сторону основания через ;
    б) треугольник
    ASC – прямоугольный равнобедренный, SE – медиана; SE = AE = .
    FK – средняя линия треугольника SEC, FK = .

в) Найдём DF из треугольника SDF.
Определим вид этого треугольника.
По условию
BSA, BSC, ASC – прямые.
Следовательно,
SCSB SC (BSA)
SCSA по признаку.

Аналогично,
SD (BSA) SC SD по
SC (BSA) определению.
Следовательно,
DSC – прямоугольный, и DSF тоже прямоугольный.
г)
SF = SC = () =

д) По теореме Пифагора DF = = = = = = .

DF = .

e) По теореме косинусов:
DK2 = AD2 + AK2 – 2DAAKcosA = ()2  (a)2 – 2  cos60 = + + .

DK = = .



  1. Из :
    cos = = = 0.
    =90

  1. Векторно – координатный метод.
    C:UsersмамаDocumentsП О Р Т Ф О Л И ОПЕТРОВАрисунки к урокамрис.10002.jpg
    Т.к. заданная пирамида правильная, то
    SA=SC=SB. По условию все углы при вершине S прямые. Поэтому: 1) введём в пространстве прямоугольную систему координат: начало – точка S; отрезки SB, SA, SC – единичные отрезки соответствующих осей Sx, Sy, Sz.
    2) Определим координаты точек
    S, A, B, C, D, E, F.
    3)
    {; }, {}.
    4) cos (= |cos( , )| = = = 0.

    =90

  2. Геометрический метод.

    C:UsersмамаDocumentsП О Р Т Ф О Л И ОПЕТРОВАрисунки к урокамрис.10003.jpg

    Т.к. отрезки
    SA, SB, SC равны между собой и попарно перпендикулярны, то можно принять их за рёбра куба, выходящие из одной вершины.
    Построим этот куб и заданные точки
    D, E, F.
    1) Соединим вершины
    P и С куба и проведём диагональ SQ.
    2) Нетрудно убедиться, что
    DF||PC (средняя линия
    3) Угол между прямыми
    SE и DF равен углу между PC и SQ.
    4) АС – проекция прямой РС на плоскость
    ASC.
    АС
    SQ (свойство диагоналей квадрата)
    РС
    SQ (теорема о трёх перпендикулярах)
    Следовательно,
    DFSQ и тогда DFSE, т.е. угол равен 90.

  3. Итог урока.
    На примере одной задачи мы рассмотрели 3 различных метода решения. Можно сказать, что эффективность каждого метода зависит конкретно от предлагаемой задачи. Какой метод выбрать зависит от вас, вашей математической подготовки и опыта, т.е. количества решенных вами задач. Вы убедились, какой большой теоретический материал необходим для решения задачи.




Наш урок я хочу закончить словами:
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
— Ян-Амос Каменский



  1. Домашнее задание. Задачи на стенде.

  1. В правильной пирамиде SABC отношение бокового ребра к стороне основания равно 2:1. На рёбрах АВ и АС взяты соответственно точки М и К – середины этих рёбер. Найти угол между прямыми SM и ВК.

  2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 угол между прямыми B1D и CD1 равен 90 и АВ:AD = 1:2. Найти угол между прямыми АС и А1D.

  3. На рёбрах ВВ1 и С1D1 куба ABCDA1B1C1D1 взяты соответственно точки Р и Q такие, что ВР:ВВ1=2:3, С1Q : C1D1 = 1:4. Плоскость, проходящая через точки A, P, Q, пересекает прямые DD1 и B1C1 соответственно в точках E и F. Найти угол между прямыми EF и А1С.

  4. В основании пирамиды лежит параллелограмм ABCD, угол BAD которого равен 45, а отношение сторон АВ:АD = 1:2. Грань SAB является равносторонним треугольником, а её медиана SF перпендикулярна плоскости основания. На ребре SC взята точка М, такая что SМ:SC = 2:3. Найти угол между прямыми SF и DM.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Нахождение значений тригонометрических функций от аркфункций" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: