Тема «Единицы измерения. Измерительные инструменты»
ЦЕЛИ.
Обучающие:
— познакомить с основными единицами измерения;
— ввести понятие дополнительных мер измерения;
— познакомить обучающихся с приборами измерения углов на местности;
— ввести понятие двухмерного и трёхмерного измерения;
— показать практическое применение изучаемой темы;
— познакомить со старинными единицами измерения;
— ввести понятие «высота гор»;
— познакомить с самыми маленькими единицами, и с самыми большими единицами измерения, показать где встречаются.
Развивающие:
— развивать наблюдательность, память, логическое мышление, смекалку, и основу конструкторского мышления;
— развивать умение планировать собственную деятельность;
— формировать навыки обобщения и систематизации знаний по теме;
— преодолевать трудности интеллектуального характера.
Воспитывающие:
— формировать потребность к самоконтролю, навыков коллективной работы, навыков самостоятельного обучения;
— создать условия для реализации учебных потребностей каждого обучающегося в классе.
Тип урока: комбинированный:
— сочетает в себе повторение и обобщение знаний, полученных ранее, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний при решении задач.
Оборудование:
— линейка, карандаши, рулетка, штангенциркуль, отвес, трубки разных диаметров. Уровень, макеты фигур, таблицы.
Таблицы:
— старинные русские меры;
— единицы измерения веса;
— единицы измерения времени;
— единицы измерения длины;
— единицы измерения объёма
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление нового материала
5. Подведение итогов и оценивание.
Ход урока.
Оформление доски. Доска разделена на три части.
1часть — Основные единицы измерения:
— одномерное измерение: -двухмерное измерение: — трёхмерное измерение:
— мм, см, дм, м, км. — мм2, см2,дм2, м2, км2. — мм3, см3, дм3, м3, км3.
— ______________ — —
2 часть — Измерительные инструменты.
Астралябия, экер, теодолит, штангенциркуль, рулетка, уровень, отвес.
3 часть – Дополнительные единицы измерения:
Микрон, миля, световой год, гугол, гугол-плекс, косая сажень, маховая сажень.
1.1 Устный счёт: (с обратной стороны доски).
ВС=2,5 см АD=42 см.
C
C D B B
А А
1.2 Повторение.
— Какие основные единицы измерения нам известны?
(мм, см, дм, м, км, градус, минута. секунда.)
— Как найти длину отрезка?
( на столе находиться указка, нужно измерить её длину и записать в тетрадь).
— Какими инструментами пользуются для измерения расстояния?
(миллиметровая масштабная линейка ,рулетка, штангенциркуль).
3. объяснение нового материала.
В мире, в окружающем нас мире есть одномерное измерение, двухмерное и трёхмерное измерение.
Одномерное –вы только что выполнили-замерили длину указки – то есть длину отрезка — одна мера, ( единицы измерения записаны на доске—мм, см, дм, м, км).
А если нам нужно вычислить площадь прямоугольника , площадь поверхности стола, что для этого нужно измерить?
Длину и ширину, то есть, две меры и это будет двухмерное измерение (единицы измерения записаны на доске ) мм2, см2, дм2,м2,км2.
Задание. Измерить длину и ширину парты и вычислить площадь.
Но большинство объектов, которые нас окружают, трёхмерные: длина, ширина, высота.
Мы живём в трёхмерном мире, в трёх измерениях, так почти у всех на свете есть длина, ширина высота. Пространство, которое можно измерить с помощью этих величин, называют кубическим или объёмным.
Задание—с помощью рулетки измерить длину, ширину и высоту класса и вычислить объём.
— Где в современном мире используется трёхмерное изображение? Кино—3Д.
Практическое задание: стр. учебника 16 №25.
Вычислить толщину одного листа учебника.
— Что для этого нужно?
— Измерить толщину учебника штангенциркулем (без корочек).
— Узнать сколько страниц в учебнике и перевести их в листы (количество страниц разделить на два получится количество листов).
Таким образом, мы пришли к понятию самых маленьких единиц измерения:
Миллиметр и микрон: микрон это одна тысячная миллиметра, то есть толщина 1 листа =100 микронам.
Задание. С помощью штангенциркуля измерить диаметр трубок (0,5мм, 0,25мм, 0,18мм)
Задание. Используя штангенциркуль -глубиномер — измерить глубину отверстий данных деталей.(3 детали для черчения)
— Сообщения обучающихся: А. УГЛОВ –«Измерение высоты гор». Прибор «Теодолит».
Н. Плеханов.—«Самые большие единицы измерения».
Гугол и гуголплекс , световой год (определение записано на доске), записать в тетрадь.
— стр. учебника -20 рис.36.
— стр. учебника -24 рис. 45.
На рисунке изображены астролябия и экер – приборы для измерения углов и для построения прямых углов на местности.
Итог урока: Обратите внимание на доску, там расположены таблицы : С какими мерами или единицами измерения мы встречаемся в жизни и пользуемся ими.
— единицы измерения объёма;
— единицы измерения времени;
— единицы измерения веса.
У нас будет еще один урок по этой теме, и мы продолжим изучение.
Всем спасибо.