Конспект урока по Математике «Функции. Тригонометрические функции»























Учитель математики ГБОУ СОШ № 230 с углубленным изучением химии и биологии

Ваганова Г. В.









Тема :

« Функции. Тригонометрические функции »

(обобщающий урок, 2 часа)

Цели:

1) проверка и систематизация знаний учащихся по основным вопросам темы « Функции » и умения их применять к исследованию тригонометрической функции (нахождение области определения функции, области значений функции, периода функции, нечетность);

2) продолжить отработку умения учащихся исследовать функции в процессе выполнения лабораторно — практической работы;

3) организация работы учащихся в паре постоянного состава, что способствует более глубокому усвоению учебного материала ( ученик, проговаривая информацию, лучше ее усваивает), рождению интереса к процессу учения – выработка умения строить графики тригонометрических функций, используя свойства растяжения и сжатия их по координатным осям.

4) развивать умение анализировать, делать выводы и на их основе находить верные пути решения, память, грамотную математическую речь, развитие личности учащегося через самостоятельную творческую работу,

обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме;

5) воспитывать волю и настойчивость в достижении положительного результата в обучении, уверенность в собственных силах, чувство взаимопомощи, сотрудничества.



План-конспект:

I.Устный опрос и упражнения.

1. Что такое функция?

2. Способы задания функции.

3. Область определения функции.

4. Область значения функции.

Используя эти знания, ответьте на вопросы:

1) Для функции, графики которых изображены на рисунках, укажите область определения и область значения.

Презентация Свойства функции. Слайд 2.

2) Найти область определения функции, заданной аналитически: Слайд 3.

5. Дайте определение функции, возрастающей на данном промежутке, убывающей на данном промежутке.

Используя эти определения, укажите промежутки возрастания и убывания функции: Слайд 2.


6. Дайте определение четной функции, нечетной

функции: Слайды 4,5,6.

1)

2)

3)Используя эти определения, укажите, какие из следующих функций являются четными, а какие –нечетными:

а) f( x ) = x/sinx

б) f ( x ) = x3cosx

в) f ( x ) = x2 sinx

г)f ( x ) = ctgx/sinx

д) f ( x ) = x + sin x

е) f ( x ) = x2 + x tgx


2) Исследуйте функции на четность и нечетность:













7. Какая функция называется периодической?

Назовите наименьший положительный период функции: Слайд 7

y = 2sin 2x

y = 2cos 4x

y = tg2x

y = sin

y = cos

y = sin + tgx

y = sin2x + cosx

II. Самостоятельная работа №1 по теме:

Область определения, область значений, период, четность и нечетность тригонометрической функции”.

с самопроверкой, используя готовые ответы (ответы – на карточке партнера).

Задания с.р. дифференцированы.

1-4 варианты – для сильных учащихся;

2-8 варианты – для слабых учащихся;

9-12 варианты – для среднего ученика.

Свежие документы:  Статья «Проектная деятельность обучающихся 5-6 классов в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики»

Самостоятельная работа .

I. 1.Найдите область определения функции:

y =

2. Найти область значений функции:

y = sinx + sin( x+ )

3. Найти период функции:

y = cos + tg

4. Определить , является ли данная функция четной или нечетной:

y = |x| + cosx


II. 1. y =

  1. y = 10cos2x 6sinxcosx + 2sin2x

  2. y = tg + sin + cos3x

  3. y =


III. 1. y =

2. y = 3cos2x — 4sin2x

3. y = sin + 5cos

4. y = (x2+1)sinx



IV. 1. y =

2. y = 7sinx + 4cosx

3. y = 2ctg3x — 4tg2x

4. y =



V. 1. y =

2. y = 2 sinx

3. y = sin2x

4. y = sinx3



VI. 1. y =

2. y = 3cosx

3. y = tg2x

4. y= sinx2



VII. 1. y =

2. y = 2sinx — 1

3. y = cos

4. y = tg5x





VIII. 1. y =

2. y = 3cosx + 1

3. y = sin

4. y = sin |x|




  1. 1. y =

2. y = 2sin + 1

3. y = cos3x

4. y = xsinx



  1. 1. y =

2. y = 2cos 1

3. y = sinx + tgx

4. y = x2cos2x


  1. 1. y =

2. y = 2cos2x+5

3. y = sin

4. y = x + sinx



  1. 1. y =

2. y = cos2xcosx + sin2xsinx — 3

3. y = tg5x

4. y = x + cosx











  1. Лабораторно-практическая работа по теме «Функция »

Источник: Л.И. Звавич и др. « Контрольные и проверочные работы по алгебре, 10-11 кл.» М., « Дрофа », 1996, с. 11-12


Дана функция y = f(x)

1) Найдите по графику:

а) f(3); f(-1); f(5);

б) значения x , при которых f(x)=1.

2) исследуйте функцию.

Работа проводится по 8 вариантам.



Каждому ученику — отдельный лист с одним вариантом



Лабораторно – практическая работа.

  1. Найдите по графику:

а) f (3) = ; f (- 1) = ; f (5) = .

б) значения х, при которых f( x) = 1.

2. Исследуйте функцию по плану:

1) D (y):

2) E (y):

3) y = 0 при x =

y > 0 при x

y < 0 при x

4) y возрастает при x

y убывает при x

5) Четность – нечетность:

6) y наибольшее = при x =

y наименьшее = при x =










IV. Построение графиков гармонических колебаний, используя приемы растяжения, сжатия, смещения по осям координат.

1. Повторить приемы построения графиков гармонических колебаний.

y = kf(x)

y = f(x) + b

y = f(x – a)

y = f(mx)


А с преобразованиями вида y = |f(x)|и y = f(|x|) вы познакомитесь, работая в парах.


Задание: По заданным графикам определите вид функции.

Самостоятельная работа№2 по вариантам ( проверка учителем)

  1. y = 2 cos()+1

  2. y = — sin (2x + )-2.






V. Работа в парах постоянного состава. Построение графиков тригонометрических функций, содержащих модуль.

1 вариант: y = |sin x|

2 вариант: y = sin|x|

Решение: 1) y = |sin x|

Отображение нижней части графика функции

y = f(x) в верхнюю полуплоскость относительно оси абцисс с сохранением верхней части графика.

Или

Для построения графиков данных функций используем правило раскрытия модуля:


|a| =

1) a, если a ≥ 0

2) –a,если а < 0


а) если sinx ≥ 0, то y = sinx

б) если sinx < 0, то y = —sinx

— Строим график функции y = sinx и обводим только ту его часть, где y ≥ 0.

— Строим график функции y = —sinx ( в той же системе координат) и обводим ту его часть, где y > 0.


2) y = sin |x|

а) если x ≥ 0, то y = sinx,

б) если x < 0, то y = —sinx.

— Строим график функции y = sinx и обводим только ту его часть, где x ≥ 0.

— Строим график функции y = —sinx и обводим ту его часть, где x < 0.

Или

Отображение правой части графика функции y = f(x)

в левую полуплоскость относительно оси ординат с сохранением правой части графика.





















V. Результат работы в парах. С. р. №3 с взаимопроверкой.

Построить график функции:

I вариант. y = sinx + |sinx|

II вариант. y = 2sinx|cosx|


  1. y = sinx + |sinx|

а) sinx ≥ 0; y = 2sinx

б) sinx < 0; y = 0.

  1. y = 2sinx|cosx|

а) cosx ≥ 0; y = 2sinxcosx= sin2x

б) cosx < 0; y = — sin2x.














VI. Заключение: подведение итогов по различным этапам урока, выставление оценок.

  1. устная работа;

  2. С.р. № 1 ( D(y); E(y); T; четность — нечетность);

  3. С.р. № 2 ( построение графиков гармонических колебаний);

  4. Лабораторно – практическая работа;

  5. Работа в парах постоянного состава;

  6. С. р. №3 (построение графиков функций, содержащих модули).

  7. Самоанализ и самооценка.

  8. Рефлексия.






















Ф. И. О._____________________________________


Самоанализ и самооценка по следующим критериям:


  1. Качество выполнения мною первой самостоятельной работы ________________________

  2. Качество выполнения мною второй самостоятельной работы (построение графиков гармонических колебаний)_________________________

  3. Качество объяснения своей темы ученику В (об этом может свидетельствовать количество задаваемых вопросов учеником В по ходу объяснения, а также качество третьей самостоятельной работы, выполненной учеником В)_________________________

  4. Качество третьей самостоятельной работы, выполненной мною______________________

  5. Уровень моей самостоятельности при выполнении третьей самостоятельной работы____________________












Рефлексия (по 10-балльной шкале)


— Я хорошо себя чувствовал(а), мне было интересно, у меня все получилось ____

— Я испытывал(а) затруднения, волнение, у меня не все получилось так, как я хотел(а) бы_______________

— Мне было неуютно, неинтересно (если возможно, укажите причину)______________________________________

































Лабораторно – практическая работа.

  1. Найдите по графику:

а) f (3) = ; f (- 1) = ; f (5) = .

б)значения х, при которых f( x) = 1.

2. Исследуйте функцию по плану:

1) D (y) :

2) E (y):

3) у = 0 при х =

у > 0 при х

у < 0 при х ∈

4) у возрастает при х ∈

у убывает при х ∈

5) Четность – нечетность:

6) у наибольшее = при х = ;

У наименьшее = при х = .
























Литература

1. “Устные упражнения по алгебре и начала анализа”.

Р.Д. Лукин, Т.К. Лукина, М.С. Якунина, М., Просвещение, 1989

2. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник. “Контрольные работы и проверочные по алгебре , 10-11 кл.”. М., Дрофа, 1996

3. В.С. Крамор “Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа”.

М., Просвещение, 1990

4. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 кл.,

Ш.А. Алимов и др., М., Просвещение , 2011

5. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 кл.,

А.Н. Колмогоров и др., М., Просвещение, 2009

Свежие документы:  Конспект урока по математике в 1 классе «Числовой отрезок»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: