Конспект урока по Математике «МИР УРАВНЕНИЙ- МИР АЛГЕБРЫ» 10-11 класс


Элективный курс по математике

в 10 — 11 классе







Тема: МИР УРАВНЕНИЙ-


МИР АЛГЕБРЫ






Учитель высшей категории

В.В. Шевцова

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год



Аннотация программы


Данная программа Элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9-10 классов, которым интересна алгебра и её приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с её методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные , но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки учащихся, так и для профильных классов различного направления.



Пояснительная записка


Элективный курс « Мир уравнений, мир алгебры» рассчитан на 34 часов для работы с учащимися 10 класса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объём знаний необходим для решения задач, приводимых к составлению уравнений. У любознательных учащихся, освоивших теорию и методику решения линейных и квадратных уравнений, изучению которых уделяется большое внимание в школьной программе, как правило, возникает вопрос: «А как быть с уравнениями боле высокой степени?».Доля изучаемой по этой теме материала недостаточна и требует дополнительного обучения. Данный элективный курс и предусматривает более глубокое рассматривание этого вопроса, имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей ( прежде всего с физикой и историей).

Для работы с учащимися применены такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных, рекомендуется также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчёт о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, « защита решения», отчёт по результатам « поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.




Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся ,предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачёт-незачёт», в зависимости от уровня подготовки группы.

Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА № 2 ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ НА НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» ДЛЯ 5 КЛАССА

Начиная с 3-4 занятия, учащиеся сами выбирают темы итоговой аттестации в форме защиты проектов.


Примерное тематическое планирование 10 класс



Тема

Количество часов

Дата

всего

лекция

семинар,

практика

1

Вводная лекция: Чем занимается алгебра

1

1



2

Основные законы и формулы алгебры в древних источниках

2

1


1


3

Как решал задачи Омар Хайям? Об эволюции понятия числа


1


1



4

Поиски универсального способа решения уравнений третьей степени

4

1


3




5

Из истории уравнений произвольной степени

4

1


3




6

Этьен Безу и его теорема

3

1


2



7

Защита проектов

2

2




1

Способы и методы решения уравнений, содержащих модуль

2





2

Способы и методы решения уравнений, содержащих радикал

2




3

Задачи на нахождение области определения и множеств значения функций.

1



4

Использование области определения и множество значений при решении уравнений .

1




5

Применение различных свойств функций к решению уравнений

2



6

Степенная функция, ее свойства и график. Способы решения иррациональных уравнений

2




7

Показательная функция, ее свойства и график. Способы решения показательных уравнений

2




8

Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений

2




9

Решение нестандартных уравнений

2



10

Итоговый урок

1




ВСЕГО

17





Примерное тематическое планирование 11 класс








Список рекомендуемой литературы:


  1. Пичюрин Л.Ф. За страницами алгебры

  2. Тлейзер Г.И. История математики в школе VIIVIII классы

  3. Кордемский Б.А., Ахабов А.А. Удивительный мир чисел

  4. Талицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов







«МАТЕМАТИКА

В ЭКОНОМИКЕ И

БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ »




















Элективный курс в 10 – 11 классах

Под редакцией В.В.Аникеева

СКИПКРО,2005 год

Учитель: Шевцова В.В.

2014-2015 год

2015-2016 год



Пояснительная записка


Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе, и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний. Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, интересующихся математикой и экономикой. Учителю математики курс даёт возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики.

Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все вопросы рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением ряду тем школьного курса математики. Учебный процесс построен так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованным.

Курс предполагает классно-урочную деятельность и лекционно-практическую системы обучения.


Цели курса:


Интеллектуальное развитие учащихся.

Формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности, необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни.

Изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса к ним, усвоения, углубления и расширения знаний по данным предметам, профориентация.








Задачи курса:


-сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; осознание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

-сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковском деле;

-познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь правильно её понять и использовать;

-научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

Вооружить конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования,

-привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

— познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявленными к работникам этой сферы.

Организация учебного процесса.

Программа элективного курса рассчитана на 35 часов, из них 10 лекций и 25 часов практических занятий. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, деловые игры, защита рефератов, презентация проектов и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, соответствующий возрасту учащихся.

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теории

Практикум

1

Метод математических моделей

2

1

1


1.1

Понятие о математических моделях

1

1



1.2

Математические модели в экономике

1


1


2

Производство, рентабельность и производительность труда

4

1

3


2.1

О проблемах экономической теории

1

1



2.2

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

1

1

1


2.3

Экскурсия в городскую налоговую инспекцию

1


1


2.4

Производительность труда

1


1


3

Функции в экономике

3

1

2


3.1

О понятиях функции. Откуда берутся функции в экономике

1

1



3.2

Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике

1


1


3.3

Функции спроса и предложения

1


1


4

Системы уравнений и рыночное равновесие

3

1

2


4.1

Спрос, предложение и равновесие

1

1



4.2

Встреча с местными предпринимателями

1


1


4.3

Примеры нахождения рыночного равновесия

1


1


5

Проценты и банковские расчеты

8

2

6


5.1

Простые проценты и арифметическая прогрессия

1

1



5.2

Начисление простых процентов за часть года

1


1


5.3

Ежегодное начисление сложных процентов

1

1



5.4

Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е.

1


1


5.5

Многократное начисление процентов в течение нескольких лет

1


1


5.6

Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки

1


1


5.7

Выбор банком годовой процентной ставки

1


1


5.8

Некоторые литературные и исторические сюжеты

1


1


6

Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей

4

2

2


6.1

Понятие о дисконтировании

1

1



6.2

Современная стоимость потока платежей

1


1


6.3

Бессрочная рента и сумма бесконечной геометрической прогрессии

1

1



6.4

Задача о «проедании вклада»

1


1


7

Банковская система

3

1

2


7.1

Как банки «создают деньги»

1


1


7.2

Понятие о мультипликаторе

1

1



7.3

Изменение величины суммарного кредитования

1


1


8

Расчеты заемщика с банком

3


3


8.1

Банки и деловая активность предприятий

1


1


8.2

Равномерные выплаты заемщиком банку

1


1


8.3

Консолидированные платежи

1


1


9

Олимпиада

2


2


10

Защита проектов юных экономистов и банкиров

2


2



Итого:

34

10

24






Список рекомендуемой литературы


  1. Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М.: Инфарм, 1998.

  2. Бочарова О. В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обученияИнститут повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003.

  3. Вигдорчук Е. В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнеса. – М.: Вита-Пресс, 1995.

  4. Дорофеев Е. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.

  5. Липсиц И. В. Экономика без тайн. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1994.

  6. Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. – М.: Вита-пресс, 1997.

  7. Симонов А. С. Экономика на уроках математики. – М. Школа-Пресс, 1999.

  8. Симонов А. С. О математических моделях экономики в школьном курсе математикиМатематика в школе. — №5, -1997.

  9. Симонов А. С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономикеМатематика в школе. — №3.- 1998.

  10. Симонов А. С. Проценты и банковские расчетыМатематика в школе. — №4. – 1998.

  11. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 1998.

  12. Фрейнкиан Е. Ю. Экономика и бизнес. – М.: Начала-Пресс, 1995.

  13. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1992.

  14. Шевкин А. В. Текстовые задачи. – М.: Прсвещение, 1997.








Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Килограмм и центнер"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: