Конспект урока по Математике «Множества. Подмножества. Операции над множествами» 5 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Лицей № 2 Октябрьского района









Открытый урок по теме: «Множества. Подмножества. Операции над множествами»

5 класс





Учителя математики

Высшей категории

Сычук В.Д.









МОУ — Лицей №2

Г.Саратов — 2008

Урок: Множества. Подмножества. Операции над множествами.

Цель урока: 1)повторить основные понятия множества, подмножества,

операции над множествами;

2)развитие логического мышления через решение

нестандартных задач, систематизацию и обобщение,

развитие математической речи

3)воспитание внимательности, интереса к предмету,

расширение кругозора.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Метод обучения: дидактическая игра – соревнование.

Способ организации деятельности: частично-поисковый.

Оборудование: 1)интерактивная доска;

2)карточки с заданиями для самостоятельной работы

и задачами;

3)карточки с индивидуальными заданиями;

Оформление класса:

1й слайд: Число, тема, эпиграф.

«Множество есть многое мыслимое как единое целое»

Георг Кантор.













Ход урока.

I. Организация.

  1. Сообщить тему урока, эпиграф, план урока.

    1. Разминка.

    2. Конкурс теоретиков (самостоятельно 3 человека по карточкам на доске).

    3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

    4. Решение задачи (коллективно).

    5. Домашнее задание.

    6. Итог урока.

Класс разбивается на две группы (по вариантам)

Условия игры: 1) Четкие и точные ответы;

2)Скорость;

3)Дисциплина.

Реплика учителя: «И пусть в этой борьбе победит умнейший!»



II. Разминка.



1.Что означает слово «множество»?

  • Множество – это набор или совокупность предметов одинаковой природы.

2.Какие названия применяются для обозначения множеств?

  • Стадо, табун, коллектив, семья, оркестр, библиотека.

3.Как различаются множества по числу элементов?

  • Множества бывают конечные, бесконечные и пустое множество.

4.Какими способами можно задать множество?

  • Множество можно задать перечислением или с помощью характеристического свойства.

5.Какое свойство называется характеристическим свойством?

  • Характеристическим свойством называется такое свойство, которым обладают все элементы данного множества и не обладают никакие другие объекты.

6.2йслайд:

В данном множестве все элементы, кроме одного, обладают некоторыми свойствами.

Опишите его и найдите лишний элемент.

А= х I х — пустыня

Лишний элемент- кувшинка.



7. 3й слайд :


Что называется подмножеством множества А?


-Множество В называется подмножеством множества А, если каждый элемент множества В является элементом множества А.








8. 4й слайд:





9.Что называется пересечением множеств А и В?

  • Пересечением множеств А и В называется множество, в которое входят те и только те элементы, которые содержатся в А и В одновременно.



10.Что называется объединением множеств А и В?

Объединением множеств А и В называется множество, состоящее из тех элементов, которые входят хотя бы в одно из множеств А или В.



11. 5й слайд: Найти пересечение геометрических фигур























12. 6й слайд:



III. Конкурс теоретиков

Вызываются 3 человека и работают по карточкам.

Карточка№1

Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Кролик угостил их вареньем. Винни-Пух и Пятачок вместе съели 32 ложки варенья, а Винни-Пух и Кролик23 ложки варенья.

Сколько ложек варенья съели все три героя?

Карточка№2

А= х│хєN; 2≤х≤7

В= х│хєN; 4≤х≤9

Задайте множества перечислением. Найдите АUВ; А В; А В; ВА. Изобразите решение на числовой прямой.

Карточка №3

Запишите все подмножества множества a;b;с;d .

На сцене висели 5 лампочек. Сколько существует способов освещения сцены?

IV. Конкурс «Кто быстрее». Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по карточкам.

Файлы с заданиями в двух вариантах находятся на каждой парте.

Через 7 минут ребята обмениваются тетрадями и сверяют ответы с решениями на интерактивной доске.

7 слайд:

Оценка «5» — нет ошибок

«4» — одна ошибка

«3» — не ставится

8й слайд:

Решение:

Обозначим стоимость коровы –n (А), овцы – n(В), козы – n(С)свиньи –n(D)

n(А U В U С U D)=1325рублей

nU C U D)= 425 рублей

n(A U D U B)= 1225 рублей

nU D)=275 рублей

1.n(A)=n(А U В U С U D)- nU C U D)=1325-425=900рублей — стоимость коровы

2.n(C)= n(А U В U С U D)- n(A U D U B)=1325-1225=100 рублей — стоимость козы

3.n(B)= nU C U D)- nU D)=425- 275=150 рублей — стоимость овцы

4.n(D)= nU D)-n(C)=275-100=175 рублей — стоимость свиньи



Ответ: корова стоит 900р., коза- 100р., овца-150р., свинья-17



Дополнительная задача:

9й слайд:



VII.Итоги игры

В заключении подводятся итоги.

Домашнее задание заранее написано на доске:

Составить задачи на 1)пересечение и объединение геометрических фигур, 2)распиливание; 3)задание множеств и подмножеств с помощью характеристического свойства.



И все-таки победила дружба.

Спасибо за урок, дети!



Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Умножение десятичной дроби на целое число»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: