Конспект урока по Математике «На сколько больше? На сколько меньше?» 1 класс


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»



Утверждаю:

Преподаватель ТОНКМ с методикой

преподавания:

____________/ С.В. Мельникова/

Согласовано:



Учитель ______/ М.Н. Антюфеева/





Конспект

урока по математике

«На сколько больше? На сколько меньше?»





Провела студентка группы ПНК-31: Ананьева О.П.

Место проведения: 1 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 16.09.14

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Мельникова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.Н. Антюфеева /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Мельникова /

Тамбов

2014

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание  условий  для  обеспечения осознания и усвоения правила разностного сравнения.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

— сравнивать объекты с целью выявления общих и различных свойств;

-классифицировать объекты по общему признаку

3. Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

— формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование к уроку:

— интерактивная доска;

— проектор;

— компьютер;

— презентация к уроку;

— учебник математики;

— тетрадь на печатной основе;

-демонстрационный материал










Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, дети! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Оксана Петровна.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Долгожданный дан звонок – Начинается урок.

Садитесь.











Дети приветствуют учителя!

2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Начнем наш урок с повторения основных понятий, с которыми вы познакомились раньше. Чтобы проверить, кто был самым внимательным, самым старательным, за каждый верный ответ я буду давать красный круг.

Внимание на экран.

Что вы видите?

Разбейте фигуры на группы по цвету.

Сколько получится групп?

Как будет называться первая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какие это фигуры?

Каких фигур больше?





Как будет называться вторая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какая это фигура?

Молодцы!


Разбейте фигуры на группы по форме.

Сколько получится групп?

Как будет называться первая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какие это фигуры?



Как будет называться вторая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какая это фигура?

Молодцы!


Разбейте фигуры на группы по размеру.

Сколько получится групп?

Как будет называться первая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какие это фигуры?



Как будет называться вторая группа?

Сколько в ней будет геометрических фигур?

Какая это фигура?

Молодцы!

Посмотрите на следующий слайд. На этом дереве живет гусеница. Дерево большое, а гусеница маленькая. Она любит путешествовать. Живет гусеница в нижней части дерева, в дупле. Ответьте на вопрос: куда ползла гусеница, чтобы оказаться там, где вы ее видите?

А теперь?


Молодцы! А теперь третье задание. Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?

Сравните количество кругов и квадратов.

Чего больше?

Чего меньше?

Почему?

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2013%2F01%2F15%2Fotnosheniya_2.pptx&docid=71bf03a43ed2f2600140e95f11d00639&a=bi&pagenumber=2&w=524

Правильно. Если установить взаимно однозначное соответствие, то есть пары, то первому кругу достанется в пару первый квадрат, второму кругу – второй квадрат, третьему кругу – третий квадрат. А вот четвертый круг останется одиноким. Ему не хватит пары! Поэтому кругов больше, а квадратов меньше.

Сравните количество звездочек и треугольников.

Чего больше?

Чего меньше?

Почему?

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2013%2F01%2F15%2Fotnosheniya_2.pptx&docid=71bf03a43ed2f2600140e95f11d00639&a=bi&pagenumber=3&w=524


Рассмотрите рисунок. Кто на нем нарисован?

https://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87454/37b03090_5db5_0131_0783_22000ae82f90.png


Кого больше?


А как, не считая жучков и бабочек, узнать, кого на рисунке больше?

Подведем итог. Посчитайте заработанные круги. У кого 1 круг? Поднимите руку. 2 круга? 5 кругов? Больше 5 кругов? Как думаете, кто на предыдущих уроках был самым старательным? Поднимите руку, у кого нет ни одного круга. Что можно сказать о работе …?


Отдохнем.

Вы работали: считали

И поэтому устали.

Дружно из-за парт встаем,

Физминутку проведем.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И на улицу шагнул.



Ребята, посмотрите на слайд.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите на рисунке?

Чего на нём поровну?

Сколько их?

Чего больше, чем 5?


Почему?




Как узнать, на сколько больше стульев, чем тарелок?











Геометрические фигуры


Две

Красные фигуры

4

Большой красный круг, два маленьких красных круга, маленький красный квадрат

Больше кругов.

Меньше квадратов.

Фиолетовые фигуры

1

Большой фиолетовый квадрат



2

Круги

3

Красные



Квадраты

2

Красная и фиолетовая




2

Большие фигуры

2

Круг и квадрат



Маленькие фигуры

3

Круг и квадрат







Вверх

Вниз; вверх и влево; вправо вниз, влево; вверх вправо


Круги и квадраты


Кругов

Квадратов


Установили взаимно однозначное соответствие, то есть пары, первому кругу достанется в пару первый квадрат, второму кругу – второй квадрат, третьему кругу – третий квадрат. А вот четвертый круг останется одиноким. Ему не хватит пары! Поэтому кругов больше, а квадратов меньше.



Их поровну, мы нашли пары каждому предмету.







Жуки и бабочки.





Жуков больше, чем бабочек.


Необходимо найти пару каждой бабочке.























Детей, тарелок, вилок.

5

Стульев больше, например, чем тарелок

Если составлять пары, то одному стулу не хватит тарелки.



3)Этап выявления места и причины затруднения;


При составлении пар мы увидели, что только одному стулу не хватило пары, значит, стульев на 1 больше, чем тарелок, а тарелок на меньше, чем стульев.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?



Откройте учебник на странице двадцать два. Посмотрите на задание в верхней части страницы. Авторы учебника составили к нашему заданию модель.

Как вы думаете, что обозначают голубые круги?

Как вы думаете, что обозначают зеленые квадраты?

Что обозначают линии, соединяющие круги и квадраты?

Почему стульев на 1 больше, чем тарелок?






Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стульев и тарелок стало поровну?


Нужно составить пары. Количество предметов, оставшихся без пары, покажет нам, на сколько предметов в большей группе больше, а в меньшей меньше.





Тарелки


Стулья


Процесс составления пар

При составлении пар мы увидели, что только одному стулу не хватило пары, значит, стульев на 1 больше, чем тарелок.


Убрать один стул или поставить одну тарелку.

5) Этап реализации построенного проекта

Посмотрите на следующий слайд. Чего больше: чашек или блюдец? Чего меньше?


Почему?




Как сделать, что бы стало поровну?


Что мы видим на рисунке?

Дети, давайте посчитаем сколько белочек?

А сколько шишек? Давайте подарим каждой белочке по шишке. (По рисунку ведем стрелку от первой белки к шишке и аналогично со второй белкой).

Дети что же у нас получилось?

Правильно, одной белочке не досталось шишки.

А как вы думаете почему?

Белочек больше, а на сколько больше?

А как же вы узнали?

Белочек у нас на рисунке столько же, сколько и шишек, и еще одна.


Что мы видим на рисунке?

Дети, давайте посчитаем, сколько кругов, используя прямой порядковый счет.

Сколько же кругов?

Что можно сказать о кругах?



Дети, давайте посчитаем, сколько квадратов, используя прямой порядковый счет.

Сколько же квадратов?

Что можно сказать о квадратах?



Сравните количества кругов и квадратов.


На сколько же меньше квадратов, чем кругов?

На сколько же больше кругов, чем квадратов?

Как можно добиться того, чтобы квадратов и кругов стало поровну?

Фикультминутка

А теперь отдохнем

Мы по улице гуляем,

За природой наблюдаем,

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

Птички в гнёздышках сидят,

Птички по небу летят

И по кочкам скачут,

И никто не плачет.


Блюдец больше, а чашек меньше.

При составлении пар мы увидели, что только одному блюдцу не хватило пары, значит, блюдце на 1 больше, чем чашек.

Убрать одно блюдце или поставить одну чашку.

Белок и шишки

3

2




Одной белочке не досталось шишки


На 1 больше

При составлении пар мы увидели, что только одной белочке не хватило пары, значит, белочек на 1 больше, чем шишек.

Геометрические фигуры

Квадраты и круги.


5 кругов.

Они имеют одинаковую форму и цвет, но различный размер.



3 квадрата.

Они имеют одинаковую форму и цвет, но различный размер.

Кругов столько же сколько и квадратов, и еще 2.

На 2 меньше.

На 2 больше.

Прибавить 2 квадрата или убрать 2 круга.


7) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?



Нужно составить пары. Количество предметов, оставшихся без пары, покажет нам, на сколько предметов в большей группе больше, а в меньшей меньше.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Дети, откройте рабочую тетрадь, возьмите в руки красный карандаш. Обозначим в тетради начало урока.

Задание для самостоятельной работы.

Посмотрите на слайд.

Что мы видим на рисунке?

Приготовьте про себя ответ на вопрос: чего больше: медвежат или мячей. Не произносите ответ вслух. Мысленно проговорите, почему вы так ответили на вопрос.

Теперь возьмём в руки простой карандаш.

Выполним задание самостоятельно.

Нарисуй в тетради столько кругов, сколько мячей на рисунке, пропустив одну клеточку вниз столько квадратов, сколько медвежат. Установите, чего больше

Повторите рисунок, пропустив одну клеточку вниз.

Измените рисунок так, чтобы кругов и квадратов стало поровну.


Поднимите руку, кто еще не справился с заданием.

А теперь посмотрите на эталон и проверьте, такой ли у вас рисунок?

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся! Вы молодцы! Кто допустил только одну ошибку?

Кто совсем не справился с заданием?

Выполним задание до конца или исправим ошибки.


.






Медвежата и мячи.


Выполняют задание.




.

8) Этап включения в систему знаний и повторения

Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание для девочек и мальчиков:

Используя ключ, магниты и рисунки, составьте картинку. Девочки выходят по одному.

Ключ для девочек.

1.вверху облачко.

2.внизу поле.

3.на поле растёт ромашка.

4.справа от ромашки ручей

5.слева от ромашки ползет гусеница.

6.между ромашкой и ручьем вырос гриб

7. под облачком капля дождя

8.над ромашкой летает бабочка


Ключ для мальчиков.

1.вверху крыша.

2.на крыше труба с левой стороны крыши.

3.под крышей дом.

4.с правой стороны внизу у дома ступеньки

5.справа от дома стоит мальчик.

6.в правой руке мальчика мяч

7. мальчик хочет играть со щенком, сидящим между мальчиком и домом

8.над крышей пролетает воробей

Молодцы ребята!

Дети выходят к доске и выполняют задания.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

С какими новыми понятиями мы познакомились?

Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?

Кто сегодня на уроке работал особенно активно?

Кому этот урок понравился?

Давайте все встанем и дружно поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.



На сколько больше? На сколько меньше?

Нужно составить пары. Количество предметов, оставшихся без пары, покажет нам, на сколько предметов в большей группе больше, а в меньшей меньше.

Свежие документы:  Урок для 10 класса "Прямолинейное равноускоренное движение"



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: