Конспект урока по Математике «Скорость как единица измерения» 4 класс


6


Краткая аннотация:

Данный урок внедрён в практику в 4 классе. В разработке данного урока используется деятельностная технология, технология проблемного обучения, работа в паре, в группах.


Урок математики по теме «Скорость как единица измерения».

4-й класс

Учитель: Куканова Улжан Калейжановна


Место и роль урока в изучаемой: 1-ый урок по данной теме.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Создать условия для формирования представления о понятии скорость как новой единицы измерения.

Задачи урока:

Обучающая формировать у учащихся понятие о скорости как расстоянии, которое проходит равномерно движущееся тело в единицу времени: час, минуту, секунду; совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние; Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, коммуникативных способностей, внимания, умения делать выводы; Воспитывающая – воспитание интереса к предмету; умения работать самостоятельно и в парах, работать в коллективе.

Учебно-методическое обеспечение: традиционная программа, учебник Н.Б. Истомина «Математика 4 класс».

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

Время реализации занятия. 40 минут.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного материала, слайдов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

II. Актуализация знаний.

Математика в нашей жизни имеет большое значение. А почему?

(Ученики высказывают свои предположения)

Учитель: Ребята, хотите узнать девиз уроков математики?

(Девиз – это краткое изречение)

Чтобы узнать девиз урока, предлагаю выполнить задание

Карточка 1 Работа в паре

Установи закономерность, продолжи ряд и прочитай девиз урока

3 ч., 240 мин., 5 ч., 360 мин., 7 ч., ______, ____, ______

6 ч. – решать

 600 мин. – точит

420 мин. – уравнение

480 мин. – математика

9 ч. – ум

90 ч. – число

Проверка: Слайд 2 (480 мин., 9 ч., 600 мин.)

Девиз: «Математика ум точит».

Учитель: Объясните смысл пословицы.

Ученики: Математические задания заставляют нас мыслить, думать, ум становится острым, гибким, мы становимся умнее.

Учитель: Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо применить интеллектуальные умения:

Карточка 2 (Слайд 3) Работа в паре

Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.

Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.

Проверка (Слайд 4)

ЧАС

       

МЕТР

СЕКУНДА

 

КИЛОМЕТР

МИНУТА

 

ДЕЦИМЕТР

Учитель: Как доказать, что единицы длины взаимосвязаны между собой? Что единицы времени тоже взаимосвязаны?

(Ребята доказывают: 1 м = 10 дм, 1 ч. = 60 мин. и т.д)

Свежие документы:  Сценарий урока по математике «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»


III. Постановка общей проблемы.

Учитель: А возможна ли взаимосвязь между величинами, обозначающими длину и время? Что при этом образуется?

Ученики:

  1. О возможности взаимосвязи между величинами, обозначающими длину и время, затрудняюсь ответить.

  2. Если величины взаимосвязаны, то при этом должна образоваться величина с новым названием.

— Ребята, кто из вас был в городе Орске?

— А кто из вас знает сколько километров от нашего посёлка до Орска?

— Действительно 80 км.

-Это, если ехать по трассе на машине.

— А как вы думаете, сколько времени займёт поездка до Орска на машине?

— На самом деле поездка до Орска занимает 1 час.

— А вот, если бы Алия, Дима, Адай одновременно от первой проходной отправились бы в Орск.

Алия шла бы пешком. Покажи, Алия. как ты идёшь пешком.

Дима ехал бы на велосипеде. Покажи, Дима, как ты едешь на велосипеде.

А Адай ехал бы на машине. Покажи, Адай, как ты едешь на машине.

— Скажите мне, пожалуйста, кто из них добрался бы быстрее?

— А почему? Докажите?

— Скорость движения на машине вы считаете будет больше скорости движения на велосипеде и скорости пешехода. Хорошо.

Вывод: Скорость автомобиля выше скорости велосипеда и пешехода.

— А есть прибор для измерения скорости?

— Да, совершенно верно. На машине есть прибор- спидометр.

— Скажите, а если скорость можно измерить, можно ли сказать, что скорость – это величина?

— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

IV. Постановка темы урока.

Ученик: — я думаю, что тема нашего урока скорость.

— Кто ещё ответит?

— Я думаю скорость движения.

— А кто ещё точнее сформулирует тему нашего урока?

— Скорость как новая величина.

— Молодец!


V. Постановка частных проблем.

— Что нам нужно узнать, чтобы раскрыть тему сегодняшнего урока?

Составим план работы.

План работы.

1.Что такое скорость? 2. Как найти скорость? 3. В каких единицах измеряется скорость?

Чтобы ответить на эти вопросы, отправимся в особый уголок математики, где все предметы двигаются.


VI. Физминутка.

Ребята встают и шагают, напевая, «Вместе весело шагать по просторам, по просторам и, конечно, припевать лучше хором, лучше хором….»

Останавливаются и следят за «движением автомобилей по клеткам» (гимнастика для глаз)


VII. Поиск решения (исследование).

Для решения нашей проблемы я предлагаю решить задачу: «Поезд был в пути 3ч и прошёл всего 180км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров поезд проходил в каждый час?»

Что известно в этой задаче?

3ч – это время движения поезда, 180км – это расстояние, или путь, пройденный поездом.

Что сказано в задаче о том, какое расстояние поезд проходил в течение каждого часа?

Что требуется узнать в задаче?

Нарисуйте схему, она поможет решить задачу.

180:3 =60

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

60км в час – это расстояние, которое проходит поезд в каждый час. Такое расстояние принято называть скоростью. Значит, можно сказать так: поезд шёл со скоростью 60км/ч. А вопрос: « Сколько км проходил поезд в каждый час?» — можно заменить каким вопросом? (С какой скоростью шёл поезд?)

(Дописываю в решение единицу измерения и ответ)

Итак, Значение каких величин были даны в задаче? (время, расстояние)

Значение какой величины является искомой? (скорость)

Как мы нашли скорость, когда были известны время и расстояние?

(вывешиваю схему)

Расст.

Ск. Вр.

Прочитайте об этой величине в учебнике с.116, 117

Карточка 3 (Слайд 5)

Нарисуй схему, реши задачу. (У каждого ученика карточка с заданием)

Расстояние в 240 км поезд может пройти за 4 часа.

Ученики: Задачу решить нельзя, нет вопроса.

Учитель: Задайте вопрос к задаче.

Ученики: Сколько километров пройдёт поезд за 1 ч.?

(Слайд 5 с вопросом)

Ученики решают задачу. (Один ученик – на доске)

Проверка: Ученики сравнивают своё решение с решением на доске: + ,—

240 : 4 = 60 (км) – пройдёт поезд за 1 ч.

Учитель: А как по-другому можно составить вопрос?

(Ученики составляют вопросы)

(Слайд 5 с вопросом: С какой скоростью двигался поезд?)

Учитель: Что же такое скорость движения?

(Ученики составляют определение скорости)

Учитель: Посмотрим, какое определение скорости предлагает С.И.Ожегов в своём толковом словаре русского языка. (Работа с толковым словарём русского языка) Учитель: Посмотрим, какое определение скорости предлагает автор учебника. (Работа с учебником. Н.Б. Истомина «Математика 4 класс»)

С. 116 определение скорости.


VIII. Решение поставленной проблемы:

Учитель: При каком условии взаимосвязаны величины длина и время?

(нахождение скорости, при решении задач на движение)

Учитель: Ответьте на поставленные вопросы (смотри таблички с вопросами на доске) Работа в паре.

  1. Название величины…? Новая величина называется – скорость.

  2. Что обозначает? Обозначает – расстояние, пройденное за единицу времени.

  3. Единицы величины? Работают с учебником, с.116 – произносят единицы скорости и смотрят, как записываются: км/ч, м/мин, км/с, м/с.

(Слайд 6) Учитель: Посмотрите, как обозначаются величины:

  • v – скорость

  • t – время

  • s – расстояние

(На парте карточка с данными обозначениями)

Работа в паре.

Задание: Пользуясь условными обозначениями, составить формулу нахождения скорости.

Проверка

слайд 7 v =s:t


IX. Использование нового знания для решения задач нового типа.

Решение задачи из учебника (№381).

Прочитайте задачу и определите, какая схема составлена верно. (2)

Почему вы отвергли остальные схемы?

Нарисуйте схему и решите задачу самостоятельно.

Поверка.


X. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков для решения учебных задач.

(Работа в группах. У детей карточки с единицами измерения длины и времени. Совещаясь, дети выводят другие единицы измерения скорости)

2 – Задачи с величинами скорость, время, расстояние удобно записывать в таблицу. Зная о разных единицах измерения скорости и о том, как узнать скорость при известных расстоянии и времени, запишите условие в таблицу и решите задачу (с карточки) самостоятельно.

(3 варианта)

I вариант

«С какой скоростью летает бабочка, если 240м она пролетит за 4 мин?»

II вариант

«Мотоциклист проехал 120км за 2 ч. Какова скорость мотоциклиста?»

III вариант

«Расстояние 54дм звуковой сигнал проходит за 6 с Какова скорость звука?»

Проверка: – Что нужно узнать в задаче у 1 варианта? (2в., 3в.)?

Каким действием находили скорость?

Какой ответ задачи?

(На доске таблица

Ск. Вр. Расст.

? 4мин 240 м

? 2ч 120км

? 6с 54дм

Вопросы закрываю готовыми ответами: 60м/мин, 60 км/ч, 9дм/с)


XI. Домашнее задание.

Познакомиться с таблицей скоростей некоторых объектов, дополнить её.


XII. Рефлексия.

«Шляпа мышления»

(ученик выбирает вопрос и отвечает на него)

  1. Что нового узнал(а) на уроке?

  2. Правда ли то, что мы узнали на уроке?

  3. Почему необходимо изучать эту тему?

  4. В чём была трудность?

  5. Что хотелось бы ещё узнать по этой теме?

  6. Какое настроение было на уроке? На данный вопрос ребята отвечают все, обозначая настроение цветом:

    • Красным – плохое настроение, ничего не получалось;

    • Жёлтым – было тревожно, возникали затруднения;

    • Зелёным – радостное, работал с удовольствием.


Куканова УлжанКалейжановна учитель начальных классов Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Теренсайская средняя общеобразовательная школа»

Адамовского района Оренбургской области



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: