Конспект урока по Математике «Сложение и вычитание чисел столбиком» 5 класс



Тема урока : «Сложение и вычитание чисел столбиком».



Урок математики в 5 классе. Малиновская Галина Захаровна, учитель математики I категории



Цели урока:

  1. Образовательные: Расширить знания учащихся по ранее изученным темам; отработка вычислительных навыков сложения и вычитания чисел столбиком;

  2. Развивающие: развитие основных умений выполнять сложение и вычитание чисел столбиком, используя законы (переместительный, сочетательный и распределительный) сложения, развитие внимания, логического мышления, письменной математической речи;

  3. Воспитательные: содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, формированию интереса к математике и повышению общей культуры.


Тип урока: Комбинированный.


Оборудование: карточки-задания, бумажные цветы, лепестки цветка с заданием.

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.

Изд.5-е. — М.Просвещение, 2014г.


Предметные результаты: могут выполнять вычитание и сложение с многозначными числами; знают алгоритм сложения и вычитания столбиком; умеют выполнять вычисления столбиком.

Вид деятельности ученика на уровне УУД:

  • Личностные УУД – воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

  • Регулятивные УУД – формирование адекватной самооценки работы на уроке;

  • Познавательные УУД – речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные УУД – умение с достаточно точностью выражать свои мысли; умение анализировать и оценивать выполненную работу.



Ход урока



п/п

Этап урока

Задачи этапа урока

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем говорить о Праве. Да, да на уроке математики мы вспомним права человека. Усовершенствуем вычислительные навыки, вспомним законы сложения.

Как только появились люди на Земле, они стали искать ответы на вопросы:

  • Что они могут делать, а чего не могут?;

  • Что они обязаны делать, а чего не обязаны?;

  • На что они имеют право, а на что не имеют?

Без ответов на эти вопросы жизнь людей превратилась бы в неразбериху. Чтобы этого не случилось, на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

Декларация — международный правовой документ. Принят данный документ 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

  • Как вы думаете, а у детей есть свои права?

Правильно, конечно есть. И записаны в «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.

Каждый ребенок должен знать свои права.




Учащиеся настраиваются на рабочий лад.

Слушают внимательно учителя.





















Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

2

Подготовка к основному этапу урока

Совместное формулирование целей урока;

Создание поискового режима для подготовки и восприятию содержания урока в игровой форме.

Все вы знаете сказку «Цветик- семицветик».

А у нас будет волшебный «Цветик — пятицветик».

И вы сегодня, отрывая по очереди лепесток цветка, узнаете свои права. (На доске прикреплен цветок. На его внутренней стороне написаны права ребенка, а на внешней — число ). Но, чтобы оторвать лепесток, вам надо подойти к столу и выбрать себе цветок , похожий на ромашку, только лепестки у этой ромашки разного цвета. На каждом лепестке задание. Решив все задания, вы сможете подойти к доске и выбрать тот лепесток, на котором написан ваш ответ.

(На каждом лепестке пример на сложение и вычитание чисел столбиком. На последнем лепестке задание- Сложить все ответы и найти данную сумму на лепестке цветка, расположенного на доске).

Когда все ученики взяли цветки и ознакомились с заданиями, учитель спрашивает — Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Учитель акцентирует внимание учащихся на значимость темы.













Ученики подходят к столу по очереди и выбирают себе цветок.









Учащиеся сразу дают ответ: «Сложение и вычитание чисел столбиком»

Ученики записывают число, месяц, классная работа и тему урока.

3

Первичная проверка понимания

Установления правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Прежде чем начать решать, мы вспомним некоторые правила.

  • Какие свойства сложения вы знаете?

  • Какое свойство записывается так:

а + в = в + а ?

  • Какое свойство записывается так:

(а + в) + с = а + (в + с ) ?

— Если к числу прибавить нуль, то какое число получим?

а + 0 = 0 + а = а

  • Если из числа вычесть нуль, то какое число получится?

а – 0 = а;

  • Если из числа вычесть само число, то какое число получится?

а – а = 0

Молодцы! Хорошо отвечали. А теперь самостоятельно решите примеры, записанные на листочках вашего цветка. Кто решит задания первым, выходит к доске и ищет свой ответ на лепестках.

Учитель предлагает ученику прочитать, что написано на листке.

Выходят другие ученики и зачитывают свои права.












Учитель : — Да, действительно, в законе так и написано «Каждый ребенок имеет право на образование»


Ученики активно отвечают на вопросы учителя.











Учащиеся хорошо владеют вычислительными навыками.

Первый ученик идет к доске, находит и находит нужный ему лепесток.


1ученик – Каждый ребенок имеет право на семью;

2ученик – Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

3ученик – Каждый ребенок имеет право на защиту;

4ученик – Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг;

5ученик – Каждый ребенок имеет право на образование;









Все учащиеся сделали работу





4

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий.

Учитель: — Права вы знаете, а знаете ли вы, ребята, свои обязанности?

Правильно, ребята, вы свои обязанности знаете. Надо ходить в школу и учить уроки. А сейчас мы проверим, как вы знаете учебный материал.

  • Как называется число, получаемое в результате сложения?

  • Как называются числа, которые складываются?

  • Как называется число, из которого вычитают?

  • Как называют число, полученное в результате вычитания?

Молодцы, ребята!

А сейчас работа с учебником.

Учитель вызывает по два ученика к доске, остальные работают самостоятельно на местах.

Учитель оценивает работу учеников.

(Можно взять шесть примеров из учебника )

Ученики отвечают:

— ходить в школу;

-учить уроки;

— слушать учителя и т.д.;




Ученики активно отвечают на вопросы учителя.








Два ученика решают на доске.


Учащиеся работают на местах, они сверяют ответы и делают замечания, если записано не верно.

5

Физкультминутка

Смена деятельности

Учитель обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.


Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу

6

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Учитель дает тест по теме урока.

1. Чему равна разность чисел 1372 и 295?

1) 1177;
2) 1076; 
3) 1077;
4) другой ответ.
2. Вычислите сумму чисел 434 769 и 618 345. 
1) 1 041 114; 2) 1 051 114;
3) 1 053 114; 4) другой ответ;
3. Найдите неизвестное число: … + 155 = 444. 
1) 289;
2) 279;
3) 299;
4) другой ответ;
4. Выясните, на сколько разность чисел 3689 и 2956 меньше их суммы.
1) на 5922; 2) на 5912;
3) на 5902; 4) другой ответ;
5. На доске был записан верный пример на вычитание. Потом одну из цифр стёрли и заменили буквой:
6А8 — 345 = 333. Какую цифру стёрли?

1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) другой ответ


Учитель дает на доске правильные ответы. И предлагает дома сделать работу над ошибками.

Учащиеся выполняют задание























Ученики проверяют тест. Исправляют, где надо, ошибки

7

Подведение итогов



Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Учитель дает информацию о реальных результатах учения.

Подводит итог урока.

— Что на уроке было главным?

-Что на уроке было интересным?

— Что нового сегодня узнали?

— Чему научились?






Ученики активно отвечают на вопросы учителя.










8


Рефлексия


Учащиеся оценивают успешность своей деятельности


Каждому ученику дается карточка:

Оцени свою работу на занятии (подчеркни нужный ответ).

1. Я работал на уроке (отлично, хорошо, не очень)

2. Все задания я выполнял (легко, с небольшими трудностями, трудно)

3. На уроке мне было (интересно, не очень, скучно)

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.





Ученики сдают карточки самооценивания.

9

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учениками содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель раздает каждому ученику карточки-задания. Дает комментарий к домашнему заданию.

Учащиеся получают карточки с домашнем заданием, читают, задают вопросы.






























Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Математике «В тридевятом царстве, в школьном государстве»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: