Конспект урока по математике «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» 8 класс


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (8-й класс)

Цели:

  • Совершенствовать навыки решения прямоугольных треугольников.

  • Развивать познавательный интерес к предмету.

  • Воспитывать ответственность, целенаправленность при решении задач.

Ход урока

1. Организационная часть

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем покорять Уральские горы, а конкретно гору Народная, высота которой достигает 1895 метров. И цель не сам полет, а добыча новых знаний. Как в любом путешествии мы должны определить свой маршрут. Добираться будем самолетом до Воркуты, а далее в горы пешим ходом, но для начала приобретем билеты и рюкзаки с необходимыми припасами еды.

2. Проверка знаний

а) Домашнее задание № 601. Найти углы ромба, если его диагонали равны 2https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 и 2.

https://festival.1september.ru/articles/579462/img1.gif

Дано: ABCD-ромб, АС=2https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3, ВD=2.
Найти углы: A, B, C, D

Решение:

1) из https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifBOC (прямоугольный, т.к. диагонали ромба перпендикулярны)

tg OBC = OCBO = https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif31 = https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3
https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifOBC = 60° , а https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifBCO = 30°

2) Диагонали ромба делят углы, из которых исходят пополам.

https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifB = https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifD = 120° , https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifС = https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifA = 60°

602. Стороны прямоугольника равны 3 см и https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 см. Найдите углы, которые образует диагональ со сторонами прямоугольника.

https://festival.1september.ru/articles/579462/img2.gif

Решение:

https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifACD –прямоугольный, tgA= https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3/3, отсюда https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifА=30° , а https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifС = 180° – (90° + 30°) = 60°

б) Блицтурнир. Ответы даются быстро. Наивысшая оценка 5 баллов- цена билета на самолет.

1)

https://festival.1september.ru/articles/579462/img3.gif

https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABC прямоугольный. Найти sinB, cosB, tgB.

2)

https://festival.1september.ru/articles/579462/img4.gif

https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABC прямоугольный. Найти sinA, cosA, tgA.

3)

sinimg13.gif (54 bytes) =13. Найти cosimg13.gif (54 bytes), tgimg13.gif (54 bytes).

4)

https://festival.1september.ru/articles/579462/img5.gif

https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABC прямоугольный, AB = c, https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifCAB = img13.gif (54 bytes).
Выразить AC,BC.

5)

https://festival.1september.ru/articles/579462/img6.gif

https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABC прямоугольный, BC = a, https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifCBA = https://festival.1september.ru/articles/579462/img14.gif.
Выразить AC,AB.

3. Решение задач

Ребята, за нами осталось покорение вершины и установление флага на самой высокой точке Уральских гор.

1. № 600. Насыпь шоссейной дороги имеет в верхней части ширину 60 м. Какова ширина насыпи в нижней её части, если угол наклона откосов к горизонту равен 60°, а высота насыпи равна 12 м.

https://festival.1september.ru/articles/579462/img7.gif

Наводящие вопросы:
Какую форму имеет насыпь шоссейной дороги в разрезе?

Дано:
BC = 60 м,
 https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifBAH = https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifCDE = 60° 
BH = 12 см.

Найти: AD

Решение:
1) из 
https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABH tg60° =BH/AH AH=BH/tg60° =12/https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 = 4https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 м.
2) 
https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABH = https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifCDE по катету и одному углу, то AH = ED = 4https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif
3) HBCE –прямоугольник, то BC=HE=60м.
4) AD= 4
https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3+4https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 +60 = 60 +8https://festival.1september.ru/articles/579462/img12.gif3 м.

2. № 603

https://festival.1september.ru/articles/579462/img8.gif

Дано:
https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifBAD = 47° 50https://festival.1september.ru/articles/579462/img17.gif, https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifABD=90° 
AD = 12
см
BD
 https://festival.1september.ru/articles/579462/img16.gif AB

Найти: Sпар.

Наводящие вопросы:

  • Как находится площадь параллелограмма?

  • Как находится площадь прямоугольного треугольника?

  • Как найдем площадь параллелограмма?

Решение:
1) 
https://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABD прямоугольный.
    cosA = AB/AD, то AB = AD * cosA = 12 * cos47° 50
https://festival.1september.ru/articles/579462/img17.gif  = 12 * 0,6713 = 8,1 см

2) sinA = BD/AD, то BD = AD * sinA = 12 * sin47° 50https://festival.1september.ru/articles/579462/img17.gif = 12 * 0,7412 = 8,9 см

3) Shttps://festival.1september.ru/articles/579462/img15.gifABD = 12 * 8,1 *  8,9 = 36 cм2

4) S =2 * 36 = 72 см2

4. Физкультминутка

5. Самостоятельная работа

Возвращаемся домой, в рюкзаках у нас самородки – драгоценные камни, а пока мы летим в самолете домой – решим самостоятельно задачи. Счастливой посадки.

I вариант

II вариант

1) sinhttps://festival.1september.ru/articles/579462/img13.gif = 513. Найти tghttps://festival.1september.ru/articles/579462/img13.gif.
2) ABCD прямоугольная трапеция.

1) coshttps://festival.1september.ru/articles/579462/img13.gif = 8/17. Найти tghttps://festival.1september.ru/articles/579462/img13.gif.
2) ABCD равнобедренная трапеция.
https://festival.1september.ru/articles/579462/img11.gifABC=120°

Найти AD, CD, площадь трапеции

Найти AD, высоту и площадь трапеции.

https://festival.1september.ru/articles/579462/img9.gif

https://festival.1september.ru/articles/579462/img10.gif

6. Домашнее задание

п.66, 67(правила), №598, №599.






Свежие документы:  Урок математики "Приемы устных вычислений" 5-6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: