Конспект урока по Математике «Язык и логика»


Разработка урока

Очеретова Тамара Ивановна

Интегрированный урок по математике, информатике и русскому языку

«Язык и логика»















































Интегрированный урок (Математика+информатика+русский язык) по теме «Язык и логика»

Оборудование: интерактивная доска Activboard, компьютер, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Спор математика и филолога.

Математик: Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать слова… Но разве это труд?


Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.


Математик: Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.


Филолог: Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами —
И боль, и страх, любовь и счастье.

Учитель информатики:

Не надо ссор,
Не разрешить вам этот спор.

Решение всего одно

И лишь в гармонии оно!(Слайд 1 здравствуйте ……)(звучит музыка)

Ребята, сегодня наш урок необычен. Мы будем говорить на трех языках: самом красивом, самом точном, самом современном.

О каких языках идет речь?( Слайд №2 высказывание о языках) (самый красивый-родной язык ( ); самый точный-математичекий; (Мат-ка вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет своё обаяние для каждого человеческого ума,-обаяние точности, полноты и системы. Л.Толстой) самый современный- язык информационных технологий) ( ).

А что вам помогло найти ответ на наш вопрос? (Чтобы ответить на вопрос, мы думали, размышляли, т.е. логически мыслили).

Ребята, а кто из вас сможет дать определение слову «логика»? Как вы это понимаете?

А Настя Степ. выполнила мини-исслед работу о происхождении слов язык и логика.

Слово «логика» известно ещё с древних времён.Знаменитый мудрец Древней Греции – Аристотель заложил основы правильного мышления. (слайд 3 язык и логика)

Учитель математики:

Ну, а теперь, ребята, предлагаю сформулировать тему нашего урока.

Тема урока на экране (слайд 4)…..(записать в тетрадях)

Учитель информатики:

Перед вами сейчас стоит непростая задача: какие цели , на ваш взгляд, можно поставить к этому необычному уроку.

Итак:(ответы учеников) Ребята, ваши цели практически совпали с нашими. Мы сформулировали их более красиво, точно. (слайд 5 цели урока)

Цели урока: ( на экран)

  • способствовать формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах познания на уроках русского языка , математики и информатики.

  • развивать у учащихся познавательный интерес, вызывая стремление к размышлению и поиску.

Задачи урока: отработать навыки сравнения одного предмета с другим, умения давать определения понятиям, аргументировать и доказывать утверждения.

Наша речь тесно связана с логическим мышлением.
Вы, конечно, знаете о необходимости поддерживать наше тело в хорошей физической форме. Как вы думаете, для чего нам это нужно?
Однако гимнастики требует не только наше тело, но и наш ум. Как вы считаете, для чего нужна гимнастика уму?
Конечно же, для успешной учёбы наш ум должен быть свежим и готовым правильно мыслить.
Вы знаете, что некоторые литературные произведения начинаются с эпиграфа, т.е.высказываний выдающихся людей, пословиц, поясняющих основную идею, суть произведения. На экране шесть пословиц. Прочитайте их и определите пословицы, способные стать эпиграфом к нашему уроку:

(слайд№6 –пословицы) Работа с и.доской

1. Умная речь – острее, чем меч. (Туркменская пословица)
2. Любишь кататься – люби и саночки возить. (Русская пословица)
3. Не в возрасте ум – в голове. (Арабская пословица)
4. Пять много кажется дающему, шесть мало кажется берущему. (Узбекская пословица)
5. Верёвку связывают, если рвётся, но посерёдке узел остаётся. (Киргизская пословица)
6. Если муравьи объединятся, надо будет льву от них спасаться. (Туркменская пословица)

Вывод: правильно, вы выбрали только те пословицы, которые говорят о силе человеческого разума (1, 3).

Учитель математики: ребята, мне очень понравилось, как вы сейчас рассуждали, доказывали свою точку зрения, а из чего же состояла ваша речь? Речь человека состоит из предложений. Это касается и обычного и математического языка. В мат-ке тоже есть предложения. Но, есть просто предложения, а есть предложения, которые называют высказываниями. Те предложения, о которых можно сказать, являются верными или неверными, называют высказываниями. Таким образом, высказывания бывают верные и неверные.

Ребята, а какими другими словами можно заменить слова верные и неверные? (истинные и ложные).

Вашему вниманию я сейчас предлагаю ряд предложений

Беседа по опорным знаниям. Фронтальная (слайд 7 )

  1. Вашему вниманию я сейчас предлагаю ряд предложений, ваша задача

определить, какие из данных предложений являются высказываниями? Почему?

— В 1 часе 60 мин.

  • В русском алфавите 30 букв.

  • Завтра будет дождь.

  • a+b = b+a

  • В слове информатика 4 слога.

2.Приведите примеры своих высказываний.2

Работа в группах. (слайд8) Ребята, я сейчас смотрю на вас, и у меня такое ощущение, что ваш замечательный , иногда правда слишком активный 5 класс поделили на три маленьких коллектива, поэтому при выполнении следующего задания мне хочется, чтобы каждый в своём дружном коллективе (или как мы привыкли говорить-группе) чувствовал себя уютно, комфортно, и главное – нужным членом коллектива.

3.Выберите номера верных утверждений:

  1. В тупоугольном треугольнике все углы тупые.

  2. Острый угол больше 90 градусов.

  3. В равнобедренном треугольнике две стороны равны.

  4. Градусная мера тупого угла меньше 180 градусов.

  5. В остроугольном треугольнике все углы всегда по 60 градусов.

  6. В остроугольном треугольнике все углы острые.

  7.  Равносторонним называется треугольник, у которого две стороны равны.

  8. Равные фигуры имеют равные площади.

  9. Величина развернутого угла 180 градусов.

  10. В прямоугольном треугольнике два прямых угла.

  1. 2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10 .

А К С Р  Б  Т  Н  О П  Я

Для каждого номера выберите соответствующую букву. Из полученных букв составьте слово.  (спорт)

Молодцы, поставьте себе оценки.

А вот при выполнении следующего задания даже в ваших дружных коллективах должен поприсутствовать дух соперничества.

Перед вами на экране (есть задание и на листах) на мой взгляд достаточно интересная красивая задача, и если вы сейчас также красиво логически будете рассуждать, то за верное решение вас ждёт приз.





4. Индивидуальная работа. (слайд9)

Даны три коробки: на первой написано-банан, на второй-яблоко, на третьей-яблоко или груша. Ниже на каждой коробке указано: каждая надпись — ложная.

Так какой же фрукт на самом деле лежит в коробке №1, №2 и №3?

(приз)

Учитель русского языка.

Чем отличается уголь от печки?
Чем отличается хлев от овечки?
Чем отличается повар от супа?
Сравнивать нам интересно, но глупо.

Одним из важных инструментов логического мышления является сравнение.
Сравнение помогает выявить сходство и различие объектов.
Сходство – это наличие общего признака, т. е.признака, присущего двум или более объектам сравнения.
Различие – это наличие отличительных признаков,т.е. признаков, присущих только одному объекту сравнения.

(слайд 10 сравнение).

Предлагаю послушать стихотворение+музыка.

Люди во все времена, чтобы познать мир,представить его по-новому, рассказать о нём,прибегали к сравнению. Например, кто-то сравнивал мир с аптекой, а кто-то с театром, подчёркивая тем самым, что каждый из нас играет определённые роли. Вот и вы сейчас играете роль учеников,придёте домой, будете играть роль внука или внучки, сына или дочки, а выйдете во двор, будете играть роль подруги или друга!
В художественной литературе мы с вами часто встречаем сравнения. Давайте обратимся стихотворению к стихотворению Ивана Бунина«Листопад» (материал распечатан для каждого ученика). работа в парах.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной ?
Стоит над пёстрою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной.
Просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Вывод: сравнения помогают более ярко,зримо представить осенний лес.

Сорокин пословицы-перевертыши (слайд11) Часто приём сравнения используется в загадках, пословицах. Я предлагаю вам необычные загадки-пословицы. Чтобы получить ответы на эти загадки вам понадобится знание двух языков. За современным информационным языком спратались русские пословицы. Найдите их.

1) Чем дальше в гипертекст, тем больше ссылок.

2) Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

3) Язык до провайдера доведет.

4) На хакере и шапка горит.

5) Вирусов бояться – в Интернет не ходить.



Что помогло вам их отгадать:

А теперь работа усложняется я предлагаю вам поработать с компьютером решить логические задачки

Работа с компьютером. (работа в группах) Оценивают работу в своей группе. (слайд12-14)

Физминутка. (слайд15)

Учитель математики. В математике нам тоже приходится сравнивать различные величины: расстояние, скорость, периметр и площадь фигур, числа и выражения.

Задание на сравнение: (слайд16)

  1. Сравните дроби:

а) и б) ?

Что общего в каждой паре дробей? В чём различие?

2.Сравните выражения и найдите их значения:

(2,5+3,2)*10 и 2,5*10+3,2*10

Учитель информатики :Еще одним важным инструментом логического мышления является умение давать определение различным понятиям. Мы предлагаем выполнить задание №…обращаемся к карточкам

Индивидуальная тестовая работа с последующей самопроверкой с помощью ключа

(задание 4 тест индивидуальная работа)

1. Продолжите следующие определения:

Существительное- это…

  1. Главная, значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.

  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет

  3. Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Подлежащее- это…

  1. Часть речи, которая обозначает признак предмета

  2. Главный член предложения

  3. Часть изменяемого слова без окончания
    Периметр треугольника – это…

1).Сумма всех сторон треугольника; 2). Сумма длин всех сторон треугольника;

3).Произведение всех сторон треугольника.

В равностороннем треугольнике градусная мера каждого угла равна:

1).90 градусов; 2). 45 градусов; 3) 60 градусов.

(слайд ключ)

Запись на доске с обратной стороны (написать перед уроком)

Сыщикова Т.И.

Какое слово является связующим звеном между записанными словами? Выделите морфему, в которой заключено общее лексическое значение данных слов сладкий ,наслаждаться, наслаждение, сладостный; решить уравнение.(т.е. найти корень)

Учитель математики. В словах вы выделили корень. Теперь попытайтесь найти корень уравнения: к доске выходят 3 человека от каждой группы (заготовить для них карточки) остальные решают у себя в тетрадях.( можно тоже написать на доске)

1гр. а) 4,5 + у = 5,8 ; 2гр. б) 8t – 3t + 5t = 70; 3гр. в) 10х +12,4 = 28,69


Учитель русского языка. Иногда понятное необходимо обосновать ,доказать. Поэтому доказательство — это тоже инструмент логического мышления .

Задание. Попробуйте сами аргументировать следующие тезисы: (слайд 18)

Докажите, что…

Сказка «Спящая царевна» литературная(тезис)… (Потому, что её написал поэт Жуковский(аргумент).
– В слове «радостный» пишется «т» (тезис)..(.Проверочное слово «радость» (аргумент).

—Все натуральные числа делятся на 7: например, 14 : 7 = 2

—В каждом месяце не меньше 30 дней.

— Все имена существительные в русском языке состоят из 5 букв: например, имя существительное «книга».

Подведение итогов урока. Итак , что же все-таки объединяет три языка, благодаря которым мы с вами сегодня работали и общались? …На каком бы языке мы с вами не разговаривали, не работали, без логического мышления не обойтись! Сегодня мы не только познакомились с наукой логикой и с некоторыми инструментами логического мышления. А о каких инструментах логического мышления мы говорили? (сравнение, определение, доказательство). Помогут вам эти умения успешно учиться?..

Ну, а теперь попробуйте ответить на шутливый вопрос: «Что бы вы выбрали: мешок денег или мешок ума?». Ребята,какой оценке соответствует «ваш мешок» на сегодняшнем уроке.

Учитель мат-ки.

Ребята, а я хочу в заключение предложить вам ещё одно высказывание: «Русский язык, математический язык, информационный язык – самые красивые, самые точные и самые современные языки». Это истинное высказывание или ложное?

Но говорят: « Жизнь прожить –не поле перейти», жизнь-штука долгая и вам в ней придётся общаться и на других языках. Так вот, нам хочется, чтобы это был язык добра, человечности, искренности. И чтобы этот язык помог вам в жизни достичь более важных целей.

Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Позвольте спросить, реализовали ли мы цели урока?

 — Учились ли мы общаться друг с другом?

 — Мы благодарим вас за сотрудничество на уроке, нам было приятно с вами работать. Вы старались давать ответы грамотные, логичные, вы умеете работать в парах , в группе, вы внимательны , выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять 

— Спасибо. До свидания.

Этап рефлексии.

 На  доске  3 ступеньки. При выходе из кабинета  поставьте (+)  на той ступеньке, на которой вы находились на уроке.

Верхняя ступенька.

Я все на уроке  понимал,   узнал много интересного и нового, я ушел с урока довольный собой,  так как я имею хороший запас знаний по данной теме.

Средняя ступенька

Мне на уроке было интересно. Я многое понимал и взял для себя полезного, но для  меня некоторые вопросы остались загадкой  и

я понял, что мне  надо еще поработать над этой темой.

Нижняя  ступенька

Урок был интересен, познавателен. Я хочу поблагодарить товарищей и учителя за урок, но я недоволен собой, так  как почувствовал, что я даже элементарных вопросов  по данной теме не знаю.

Вы были сегодня активны и внимательны. Мне было интересно и комфортно на уроке.

А как вы ощущали себя на уроке? Возьмите лист с вариантами утверждений на столе и нужное отметьте галочкой.

(Индивидуальные карточки:







13



Свежие документы:  Конспект урока математики для 4 класса "Нахождение нескольких долей целого"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: