Математический утренник в 6 классе «Возникновение счета»


Назиева А.П. учитель математики

МБОУ Петрово-Дальневской СОШ

Красногорского района Московской области.


Математический утренник в 6 классе

«Возникновение счета»


  1. Жил когда-то человек

Древний, но разумный 1 ведущий

Хоть и каменный был век

Но мечтал он, думал


Математику создал он

Ну, а ей благодаря, 2 ведущий

Изучаем лес и космос

Горы, реки и моря.


Каждый знает человек-

Мы живем в двадцатый век 1 ведущий

Век машин и луноходов,

Математических расчетов.


3 ведущий

  1. В повседневной жизни человеку постоянно приходится сталкиваться с задачами, решать которые можно только, зная законы математики, свойства различных геометрических фигур.

Люди умели считать и занимались изучением геометрических фигур еще в те времена, не научились писать. С возникновением письменности появились числа, а вслед за ними высокоразвитая математика.

Математика в древности помогала определять навигаторам положения судна в море, землемерам – измерять земельные участки, астрономам – составлять календари, и служила многим другим земным целям.

Но с самого начала математика вышла далеко за пределы практических потребностей человечества. Игра с числами и фигурами была не только средством, но и самоцелью. Так называемая «чистая» математика всегда далеко опережала свои приложения. В математике ничто не принимается на веру.

Постепенно математику все шире стали использовать другие науки – химия, физика, биология, астрономия. Без математики люди не смогли бы полететь в космос, не смогли бы построить сложнейшие приборы и машины.

Недаром говорят, «математика – царица наук»

А все началось с самых простых и самых маленьких цифр.

Уже 5000 лет тому назад народы древнего мира (вавилоняне и египтяне) обучали детей началам арифметики, знаками и с некоторыми сведениями из геометрии.

Вот некоторые числа древней египетской нумерации.

(плакат, на котором представлены числа)

Эти числа были неудобны и постепенно совершенствовались.

4 ведущий

Изучая историю счета, ученые пришли к выводу, что вначале человек различал понятия «много» и «один». Затем возникло число «два», которое означало у китайцев тоже, что и «уши», а у индейцев было созвучно со словом «глаза». Индейцы из племени тотонако из Северной Америки пользовались при счете пальцами рук и ног. Вместо «один» они говорили «пами» и при этом они протягивали один палец, а вместо «два» — два пальца и т.д.

Пять – рука

Шесть –рука и палец

Одиннадцать – две руки и палец

Пятнадцать – нога и две руки

Двадцать – человек

Сорок – два человека.


Наша система – десятичная, позиционная.

Цифр всего десять (0;1;2;3;4;5;6;7;8;9), что, несомненно, связано с пальцами рук человека.

Учитель:

Ребята, а теперь послушайте немного о числовых великанах вокруг и внутри нас.

Они присутствуют всюду, нужно лишь уметь рассмотреть их. Небо над головой, песок под ногами, воздух вокруг нас, кровь в нашем теле скрывают в себе невидимых великанов из мира чисел.

(сообщение ученика из книги Перельмана «Живая математика», стр. 107-111)


Учитель:

А теперь послушайте стихотворение «Треугольник и квадрат»

(из книги Петрова «Математические вечера». Сценку разыгрывают трое учащихся)


Учитель:

Сейчас предложу вам несколько математических фокуса.

  1. «В какой руке какая монета» (из книги Перельмана «В царстве смекалки»);

  2. «Пролезь через открытку»;

  3. «В отверстие диаметром двухкопеечной монеты просунуть монету в 5 копеек».


Учитель:

Иногда можно услышать слова: «Зачем доказывать теорему, если истинность ее вытекает из чертежа?»

Вашему вниманию предлагается проверить, можно ли верить глазам своим?

а) Какой из отрезков длиннее: a или b?




б) Какой четырехугольник построен на чертеже?







Учитель:

А теперь давайте все посмотрим сценку из комедии Фонвизина «Недоросль»

«Как учился Митрофанушка»

(сценку ставят учащиеся)

Учитель:

Может и среди вас есть такие Митрофанушки?



А теперь поищем самого внимательного в зале. Кто быстрее назовет по таблице числа от 1 до 20.

1

12

14

7

16

5

19

9

10

17

3

20

8

6

11

15

13

4

18

2


Математика – царица всех наук

Безмерна роль ее в открытии законов, 4 ведущий

В создании машин, воздушных кораблей.

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней.


Пусть ты не станешь Пифагором

Каким хотел бы, может быть 5 ведущий

Но будешь ты рабочим, может и ученым

И будешь честно Родине служить.


Учитель:

А теперь – ВИКТОРИНА.

Вопросы:

  1. Может быть так, чтобы в одно и то же время Иван стоял позади Ильи, а Илья – позади Ивана?

(да, они стоят спиной к друг другу)

  1. Разделить 100 наполовину. Сколько при этом получится?

(100: = 200)

  1. Какие числа при перевертывании не изменяются?

(8; 88; 888;…)

  1. В двух карманах имеется поровну денег. Из левого кармана в правый переложили 1 рубль. На сколько рублей в правом кармане стало больше, чем в левом?

(на два рубля)

  1. Скорость течения реки 2 км/ч. Пароход идет против течения реки. На сколько км/ч его скорость по течению будет больше скорости против течения?

(на две скорости течения, т.е. 4 км/ч)

  1. Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий?

(8 → ∞)

  1. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?

(В 1685 году, в Париже, c/o %)

  1. На сколько нужно разделить число 3, чтобы получить 9?

(на 3 : = 9)

  1. У каких чисел сумма и произведение равны?

(2+2 = 2∙2; 1+2+3 = 1∙2∙3)

  1. Сколько км в 1м?

(1 м = км)

  1. У меня в кармане две монеты на сумму 5 копеек, причем одна из монет не трехкопеечная. Может ли такое быть?

(да, 2 копейки)

Далее- подведение итогов, награждение.

Свежие документы:  Рабочая программа по математике в 8 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: