Методическая система учителя математики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Овечкинская средняя общеобразовательная школа

Завьяловского района» Алтайского края








МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

учителя математики









Разработала: Богданова Ольга Николаевна,

учитель математики



с.Овечкино

2012




МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


На современном этапе развития образования, с применением новых методик преподавания и внедрения инновационных педагогических технологий в обучение, возникает необходимость разработки собственной методической системы. Работая много лет, нарабатывалась методика преподавания, менялось содержание образования, и я чувствовала, что складывается определенная система работы, которую надо привести в порядок. Для создания собственной методической системы имелись необходимые знания и опыт, которые я черпала из курсов повышения квалификации при АКИПКРО.

Моя методическая система представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: концепция методической системы, цели, методическая деятельность, организация учебного процесса, модель выпускника.

Рисунок 14

Методическая система


Организация учебного процесса


Цели


Концепция МС


Модель выпускника


Методическая деятельность




I. Концепция МС

Изменение ценностных ориентиров и приоритетных задач школьного образования на современном этапе требует соответствующей переориентации методической системы обучения в направлении усиления развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной функции.
Хотя знания являются фундаментом развития личности в целом, но для ее воспитания важен и сам процесс формирования необходимой системы знаний. Качество процесса обучения — необходимое условие всестороннего развития личности школьника, которое важно рассматривать только во взаимосвязи содержания, форм, методов и средств обучения, деятельности учителя и ученика. Ключ к воспитанию личности — включение человека в значимую деятельность, а также организация таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие личности.

Математике я обучаю: 2006 – 2007 г. – 37 учащихся, 2007 – 2008 г. – 36 учащихся, 2008 – 2009 г. – 31 учащийся.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития геометрических знаний дает возможность сформировать у школьников представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Мои функции как учителя:

  1. Организация образовательного процесса с целью достижения учащимися стандартов образования, эффективно сочетающих обязательную и дополнительную подготовку;

  2. Организация дополнительного образования, позволяющего продолжить получение образования на соответствующих факультативах и кружках;

  3. Формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности;

  4. Формирование умений оценки явлений и процессов окружающей жизни, самооценки, собственных убеждений и поступков.

Моя миссия заключается в создании условий для выявления и развития способностей каждого ученика, в формировании духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Нормативная основа

— Закон об образовании // Вестник образования. – 2004. – № 12.

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике // Вестник образования России. – 2004. – № 12..

— Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. – М.: Дрофа, 2006

— «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/11 учебный год» Приказ Минобрнауки России от 14.12.09. // Вестник образования. – 2009- № 4

Учебники

  1. Математика, 5: учебник для общеобразовательных учреждений // Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – «Мнемозина», 2008 г.

  2. Математика, 6: учебник для общеобразовательных учреждений // Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – «Мнемозина», 2008 г.

  3. Алгебра, 7,8,9: учебник для общеобразовательных учреждений // Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. – М.Просвещение, 2008 г.

  4. Алгебра и начала анализа, 10 – 11: учебник для общеобразовательных учреждений // А.Н.Колмогоров и др. – М.Просвещение, 2008 г.

  5. Геометрия. 7 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений // Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М. Просвещение, 2007 г.

  6. Геометрия.10–11: учебник для общеобразовательных учреждений // Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М. Просвещение, 2008 г.


Моя методическая система выстроена с учетом особенностей организации учебного процесса в условиях использования технологии, основанной на уровневой дифференциации обучения. Использование уровневой дифференциации обучения вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не в особых методических приемах, а в изменении стиля взаимодействия с учеником. Для меня ученик – это прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика.

Таблица 14

Деятельность ученика

Моя деятельность (учителя)

-Выбирает содержание своего образования;

-Выбирает уровень его усвоения;

-Несет ответственность за выполнение принятого решения

-Помогаю ученику принять решение

и выполнить принятое решение

— помогаю сделать правильный выбор

— помогаю составить программу самообразования , подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу;

— своевременно консультирую ученика и контролирую.

— Обеспечиваю достижение каждым учеником обязательного уровня общеобразовательной подготовки

Применение данной технологии не ограничивает меня в выборе методов, средств и форм обучения. Все это находится в моей компетенции.

Принципы:

1. В требованиях к подготовке учащихся по предмету выделяю базовый уровень, задающий обязательные результаты обучения. Они определяются по каждой теме курса.

2. Выделенный уровень реально достижим, посильный для учащихся.

3. С самого начала изучения темы известны требования к обязательной подготовке в виде учебных заданий.

4. Весь учебный процесс ориентирую таким образом, чтобы все ученики могли достигнуть обязательных результатов обучения по каждой теме.

5. Уровень, до которого доводится преподавание, превышает уровень обязательных требований к усвоению материала для обеспечения потребностей учащихся, обладающих способностями и интересующихся математикой.

6. Учебно – воспитательный процесс строю на основе уважения к ученику как личности.

У меня имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей. Реализация такого подхода к работе требует детальной проработки методического обеспечения деятельности.

II. Цель и задачи

— Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

— интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

— формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

— формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Моя методическая система позволяет учащимся достигнуть основных уровней компетентности:

— Общекультурную компетентность – овладение познавательного, креативного опыта, навыков самообразования.

— Методологическую компетентность овладение теорией и методами изучения геометрии, развитие творческих способностей и включение в исследовательскую деятельность; понимание ценностных оснований знания.

— Допрофессиональную компетентность – овладение системой базовых знаний и умений, подготовка к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности в математическом направлении.

В итоге должны быть обеспечены:

— усвоение государственных стандартов образования;

— профессиональная ориентация с целью продолжения образования в вузе;

— социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

    1. Организация учебного процесса

Признание и обеспечение приоритетного права ребенка на сознательный самостоятельный выбор не только содержания, но и уровня обучения лежит в основе системы обучения, основанной на уровневой дифференциации.

Таблица 15

Организация учебного процесса

Ознакомление учеников с

требованиями к

усвоению материала

Изучение

нового материала

Закрепление материала

Зачетная система контроля


1. Ознакомление учащихся с условиями обучения

Ориентация изучения материала на конечный результат

Приоритетное значение этапа отработки материала

Содержание и структура зачетов

2. Составление списка тематических обязательных результатов обучения

О блочном планировании изучения материала

Последовательность в отработке материала

Подготовка к зачету

3. Способы ознакомления учеников с обязательными требованиями к подготовке по теме


Организация работы учащихся с учетом индивидуального темпа усвоения материала

Проведение тематических зачетов

4. Дифференциация требований к усвоению теоретического материала


Работа с «подвижными» группами учеников

Оценивание зачетов




Фиксация результатов сдачи зачетов




Пересдача зачета




Итоговое оценивание учащихся

Ознакомление учащихся с условиями обучения

Уже на самых первых уроках знакомлю учащихся с новыми для них условиями обучения.

1. В самом начале изучения каждой темы я вывешиваю в классе список обязательных заданий, которые все учащиеся должны научиться выполнять для того, чтобы получить положительную отметку. Эти задания несложные, научиться выполнять их вполне по силам каждому ученику.

2. Проверку усвоения учебного материала темы провожу с помощью тематических зачетов, основное содержание которых составляют задания, аналогичные заданиям из вывешенного списка. Иногда показываю учащимся один из вариантов тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в письменной форме.

3. Тематические зачеты сдают все ученики без единого исключения. Проболевшие или не сумевшие сдать зачет с первого раза пересдают его до тех пор, пока не сдадут.

4. Каждый ученик самостоятельно устанавливает устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный. Вполне допустимо ограничиться только обязательными заданиями и не приступать к решению заданий дополнительной части.

5. Если материал усвоен только на обязательном уровне (решены только задания из обязательной части зачета), то ученик получает минимальную положительную отметку – «зачтено»; если помимо обязательных заданий ученик верно выполнил еще и часть дополнительных, то ему ставится одна из повышенных отметок – «4» или «5».

6. Итоговая отметка за четверть (год) выставляется на основе отметок за тематические зачеты, текущих отметок, отметок за самостоятельные и практические работы. При условии сдачи всех зачетов ученик может получить за четверть (год) одну из следующих отметок: «зачтено», «4» или «5».

Подобную же беседу провожу и с родителями, рассказываю им, почему я выбрала технологию, основанную на уровневой дифференциации, что она может дать их детям. Рассказываю, как предполагается организовать их взаимодействие со мной, как и чем, они могут помочь своему ребенку.

В беседе с родителями заранее снимаю возможные недоразумения, поясняю, что хотя преподавание будет по-прежнему вестись на достаточно высоком уровне и всем желающим будет предоставлена возможность глубокого освоения курса, я тем не менее буду строго отслеживать достижение каждым именно обязательного уровня.

Ознакомление учащихся с обязательными требованиями к подготовке по теме

Ознакомление учащихся со списком ОРО ведется на всех этапах учебного процесса.

Существует много способов ознакомления учеников с обязательными тематическими и текущими требованиями. У меня это происходит так:

1. Создание специального стенда.

На стенде вывешиваю список тематических обязательных результатов обучения. Помещаю и другую важную для учащихся информацию:

  • график проведения консультаций, самостоятельных и контрольных работ, зачетов;

  • текст тренировочного зачета;

  • результаты сдачи зачета классом;

  • задания повышенной сложности; темы рефератов, мини-проектов и микроисследований; списки научной и научно-популярной литературы, в частности, статей; иные задания, пробуждающие интерес учащихся к предмету, стимулирующие их самостоятельную творческую деятельность;

2. Подготовка и тиражирование индивидуальных списков тематических ОРО для каждого ученика (возможность у меня есть и наполняемость классов небольшие)

3. Ведение специальных тетрадей для работы со списком заданий обязательного уровня.

Этот способ использую в ходе всего изучения темы. От ребенка требуется представить к определенному заранее сроку (обычно – к уроку подготовки к зачету) подробные решения всех заданий. Это служит своеобразным допуском к зачету. Следует отметить, что подобное требование не принесет детям ничего, кроме пользы, даже в том случае, если они просто перепишут чужие решения.

4. Использование специальной системы обозначения (условных знаков, цвета и т.п.).

Этот способ широко использую на уроках закрепления для организации групповой работы учащихся, в различных дидактических материалах, при задании работы на дом.

Актуализация освоенного и введение нового материала

В условиях уровневой дифференциации моя деятельность направлена на одновременное решение двух задач:

  • обеспечить достижение каждым учеником обязательных результатов обучения;

  • создать условия для развития всех детей, четко сознавая при этом, что они имеют различные познавательные интересы и потребности (различные познавательные возможности к восприятию и запоминанию информации, глубине и скорости ее переработки и др.), различный исходный уровень общей подготовки и подготовки по предмету.

Иными словами, осуществление дифференцированного подхода к учащимся при введении нового материала означает, прежде всего, дифференцирование требований к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению, а не дифференциацию самих учащихся. Весь новый материал рассматриваю со всеми учениками, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике.

При введении нового материала убедительно показываю детям необходимость изучения данной темы, ее место в изучаемом курсе.

Требование сохранить высокий уровень преподавания не противоречит осуществлению дифференцированных подходов к введению нового материала:

1. Явное выделение обязательного теоретического материала.

2. Дифференцированное отношение к вводимому материалу.

3. Варьирование способов введения нового материала.

Отработка и закрепление нового материала

Этап закрепления материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. Именно в ходе решения учебных и проблемных задач происходит осознанное усвоение теоретических знаний, формируются практические умения применения известных теоретических сведений, выполнения логических операций, вырабатываются навыки обращения с приборами, пользования учебной и справочной литературой. Поэтому на этом этапе сконцентрированы основные мои усилия.

1. Начинаю отработку материала с его первичного закрепления.

2. Закрепление материала начинаю с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся.

3. При организации закрепления материала уделяю достаточное внимание заданиям обязательного уровня.

4. Целенаправленно формирую систему заданий с постепенно нарастающей сложностью.

Контрольно – оценочная деятельность


В начале изучения темы провожу стартовую оценку подготовки учащихся с целью определения исходного уровня подготовки, выявления мотивации к изучению нового материала. Стартовую оценку ввожу с помощью наблюдений, стандартизированных тестов.

По ходу изучения темы провожу оценку индивидуального прогресса учащихся. В целях текущего оценивания использую следующие формы работы:

  • промежуточные устные или письменные опросы;

  • черновик письменной работы;

  • проект исследования;

  • вопросы для самоанализа и самооценивания.

При промежуточной оценке сосредотачиваю основное внимание на проверке усвоения каждым учеником всей совокупности тематических обязательных результатов обучения, поскольку именно их достижение является главной обязанностью ученика.

Зачетная система контроля.

Каждый тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть зачета нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала. Дополнительная часть зачета направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне.

Подготовка к зачету

Подготовка к зачету начинается на первом уроке темы при ознакомлении учащихся со списком ОРО и продолжается в ходе изучения всей темы на всех этапах учебного процесса.

Помимо целенаправленной работы в ходе изучения темы выделяю специальный урок подготовки к зачету, проведя на нем тренировочный зачет. Выполняя задания тренировочного зачета, ученики еще раз прорабатывают различные типы заданий, которые им будут предложены на зачете, получают представление об общем объеме заданий зачета, знакомятся с порядком их выполнения и правилами оформления решений. Каждый ученик может оценить свою готовность к сдаче зачета или обнаружить пробелы в подготовке, получить индивидуальное домашнее задание.

Проведение зачета

При проведении зачета придерживаюсь следующих правил.

  1. Все учащиеся находятся в равных условиях (все без исключения сдают зачеты, оцениваться по единым критериям и т.п.).

  2. Зачеты провожу в учебное время, после изучения темы.

  3. Все учащиеся выполняют обязательную часть зачетной работы, дополнительная часть выполняется по желанию ученика; к работе над нею учащиеся приступают только после того, как выполнят обязательную часть зачета.

  4. Проверку выполнения обязательной части работы провожу во время урока сдачи зачета, а проверку выполнения дополнительной части – после уроков.

  5. Во время зачета иногда допускаю использование учащимися справочных и дидактических материалов.

  6. Отвечаю на вопросы учащихся, оказываю помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.).

  7. Допускаю досрочную сдачу зачета (для наиболее подготовленных учащихся), в также сдачу зачета по частям в ходе изучения темы (последнее рекомендую для учащихся, испытывающих особые трудности в учебе).


Общее оценивание зачетной работы

  1. Выполнение зачетной работы оцениваю в соответствии с критериями, разработанными для каждого зачета. Таблица с критериями приводится в тексте зачета. В ней указывается минимальное число баллов, которое должен набрать ученик, чтобы получить ту или иную оценку по каждому зачету.

Таблица 16

Отметка

«Зачет»

«Зачет и 4″

«Зачет и 5″

Обязательная часть

7 баллов

8 баллов

8 баллов

Дополнительная часть


3 балла

8 баллов


    1. Методическая деятельность

Краткий обзор существующих подходов к организации учебного процесса показывает возможности их интеграции на базе ряда апробированных педагогических технологий, доказавших свою педагогическую эффективность. К числу таких базовых технологий я отношу:

— технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения,

— технологии, основанные на создании учебных ситуаций,

— технологии, основанные на реализации проектной деятельности.

Возможности этих технологий существенно усиливаются при использовании информационных технологий обучения.

Строя учебный процесс, я всегда помню о том, что те или иные мои педагогические решения не должны перечеркивать основные принципы технологии, основанной на уровневой дифференциации: гласности и открытости обязательных требований, их посильности и доступности для каждого; реализации в ходе преподавания широкого спектра возможностей разных учеников и других.

При составлении тематического планирования, я учитываю, что усвоение изучаемого материала происходит в процессе учебной деятельности детей: при решении ими учебных (или проблемных) задач. Поэтому организация активного обучения на основе вовлечения детей в посильную учебную деятельность, приоритетное внимание к этапам закрепления и отработки пройденного – одна из основных моих задач. Использую в работе разработанные мною программы:

— Рабочая программа по математике для 5 – 11 классов (2009 г.)

-Программы элективных курсов «Уравнения и неравенства с модулем», «Задачи с параметрами» (2008 – 2009 г.)

— Программа работы с одаренными детьми по математике(2008 г)

— Программа работы с неуспевающими детьми (2008 г.)

— Программы предметных кружков «Геометрия вокруг нас», «Этот увлекательный мир математики» ( 2007- 2008 г)

— Программа подготовки к ЕГЭ и ГИА (2007 – 2009 г)

Большое внимание уделяю подготовке к уроку.

V. Модель выпускника

«Индивидуумом рождаются, личностью становятся,

индивидуальность отстаивают».

А. Асмолов

Конечным результатом деятельности выступает «Модель моего выпускника», способного к реализации своего творческого потенциала в исследовательской деятельности и самоутверждению в культурном социуме.

Мой выпускник должен:

  • обладать достаточным объемом математических знаний, умений и навыков;

  • уметь ориентироваться в потоке информации;

  • быть социально адаптированным к жизни в современном обществе;

  • иметь хорошее физическое и психическое здоровье.

    Данная методическая система была заслушана и одобрена на школьном методическом объединении естественно – научных дисциплин и на районном методическом объединении учителей математики. Коллеги ее оценили. На ее основе была разработана собственная методическая система учителя математики Белоусовой И.Г., учителя географии Овечкиной С.М. учителя физики Саломатова Н.В., а коллеги из района используют отдельные ее элемены.


Литература


    1. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла – А., 2001 г.

    2. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – М. Педагогика, 2000 г.

    3. Смыкалова Т.К. Теоретико- методологические основы проектирования методической системы учителя. М.. 2000 г.


Свежие документы:  Программа общефизической подготовки школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: