Образовательная программа летнего профильного отряда «Эрудит» «Тайны арифметики и алгебры»


Статья.

Гутыря Валентина Юрьевна,

учитель математики

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 90 имени Д.М. Карбышева».


Образовательная программа летнего профильного отряда «Эрудит»

«Тайны арифметики и алгебры».


(11-13лет)




































Пояснительная записка


Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются математические кружки. Новая перспективная форма работы во время летних каникул – профильный отряд «Эрудит» (математика). Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширения кругозора. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель её не только в том, чтобы осветить какой- либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Внеклассная работа, проводимая во время летних каникул, должна содержать разнообразные виды конкурсов, викторин, КВН, часов занимательной математики.

Изучение той или иной темы школьного курса математики, как правило, происходит так: в младших классах происходит знакомство с понятием, а в старших – этот материал изучается на более высоком уровне. Поэтому в школьных учебниках сведения по некоторым вопросам разбросаны, сосредоточены некомпактно.

В школьных учебниках курсы алгебры и геометрии излагаются в системе, арифметический же материал размещён по всему курсу математики с 1 по 11 классы. Арифметика тесно связана с преобразованием алгебраических выражений, с решением уравнений в целых числах, с представлением любых чисел в виде бесконечных десятичных дробей, с последовательностями и прогрессиями и т. д. Арифметические задачи составляют большую часть задач, предлагаемых на олимпиадах всех уровней.

На занятиях в профильном отряде учащиеся приобретут знания того материала, который обычно труден для понимания, а также дополнительный материал, позволяющий лучше разобраться в вопросах курса школьной математики. Подготовятся к лучшему изучению курса математики следующего класса.

Программа состоит из разделов, где выделяются теоретические и практические части.

Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. В предлагаемой программе отряда «Эрудит» , рассчитанной на 36 часов, планируется рассматривать теоретический материал, решать задачи, способствующие развитию творческого мышления учащихся, их способностей и интереса к математике. Также предусмотрены математические конкурсы, викторины, КВН, игры и часы занимательной математики.

Предлагается проведение занятий с учащимися 6-7 классов по 10 часов в неделю. Группа насчитывает 10-12 человек. Основой для набора в отряд служит собеседование с детьми с целью выяснения базового образования.

Свежие документы:  статья «Учебник «Биология» как средство формирования информационных компетентностей учащихся»

Итогом работы отряда являются математические конкурсы по решению задач.

Цель.

Создание условий для развития творческих способностей школьников средствами математики.

Задачи

  1. Углубить и расширить запас математических знаний учащихся, полученных в школе.

  2. Обучить школьников разным способам решения задач, решать олимпиадные задачи этими способами.

  3. Развивать коммуникативные навыки путем включения детей в различные виды деятельности

.Формы и методы диагностики.

После завершения каждой главы запланированы разные формы и методы диагностики:

— проведение математических конкурсов, позволит выявить наиболее одаренных детей;

— игра «Математический бой», викторина покажут, как дети научились работать в группе, подогреют интерес к предмету;

— тестирование, позволит выявить пробелы знаний и провести корректировку;

— марафон знаний покажет, каких успехов достиг каждый.

Ожидаемые результаты.

Повышение интереса к математике, как науке;

развитие логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей школьников;

развитие у детей коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству;

умение выражать свои мысли в виде устных, письменных и творческих работ;

успешное участие в математических олимпиадах;

участие в турнирах, математических вечерах.

Способы стимулирования участников отряда «Эрудит»

Объявить конкурс на «Мудрейшего эрудита», по итогам конкурса вручить почетный знак «Мудрейшего эрудита»

Ежедневно отличившимся вручать знак отличая — «Сурок» (желтый, зеленый или коричневый).

Желтый «Сурок» за самое быстрое решение. Зеленый «Сурок»- за самое оригинальное решение. Коричневый «Сурок» — за настойчивость и трудолюбие.

Содержание программы.

  1. История арифметики. Числа и цифры.

Исторические сведения о предмете арифметика. Викторина, посвященная истории арифметики. Понятие числа, Цифры. Факториал. Решето Эратосфена. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости. Некоторые приёмы быстрого счета.

  1. Алгебра.

Графы и их применение при решении задач. Знакомство с биографией Эйлера. Пестрые картинки из разных стран. Лабиринты(решение задач). Проблемы 4-х красок. Решение олимпиадных задач. Античные задачи. Математическая викторина. Кроссворды. КВН.

  1. Геометрия. Симметрия (осевая и центральная). Занятие на природе. «Математический бой»

Тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

К-во

часов

Теор.

часть

Практ.

часть


1.История арифметики. Числа и цифры.


14

5

9

1.1

Исторические сведения о предмете арифметики.

Целые числа. Цифры. Факториал.


2

1

1

1.2

Делимость чисел. Простые числа. Решето Эратосфена


2

1

1

1.3.

Наибольший общий делитель


1,5

0,5

1

1.4

Наименьшее общее кратное


1,5

,0,5

1

1.5

Признаки делимости. Признаки делимости на 2 и 5. Признаки делимости на 3 и 9. Признаки делимости на 6.


2

1

1

1.6

Признаки делимости на 4 и 10.Признаки делимости на 25. Признаки делимости на 11.


3

1

2

1.7

«В стране удивительных чисел». Викторина, посвященная истории арифметики


2


2


2. Алгебра


18

2

16

2.1

Графы и их применение в решении задач


2

0,5

1,5

2.2

Знакомство с биографией Эйлера


0,5

0,5


2.3

Пестрые картинки из разных стран. Отгадывание кроссвордов


1,5


1,5

2.4

Лабиринты (решение задач)


2


2

2.5

Проблемы 4-х красок


1

1


2.6

Проблемы 4-х красок. Решение олимпиадных задач


2


2

2.7

Античные задачи


2


2

2.8

Решение олимпиадных задач


4


4

2.9

Математический КВН


2


2

2.10

Математическая викторина. Конкурс стихов о математике


1


1


3. Геометрия


4

1

3

3.1

3.2

Симметрия.

Итоговое занятие. Математический бой


2

2

2


2


Список литературы:

  1. З.Н.Альхова, А.В.Макеева, Внеклассная работа по математике, Саратов, Издательство «Лицей», 2003г.

  2. И.Я.Бурау, Загадки мира цифр и чисел, Д. Сталкер, 1996

  3. Н.П.Кострикина, Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов. Книга для учителя, М Просвещение, 1986

  4. Г.И.Глейзер, История математики в школе, М. «Просвещение», 1986









Свежие документы:  Конспект по физкультуре «Волшебный Замок»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: