МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»
Проект
Отдыхаем с математикой
учитель математики
Макарова Елена Владимировна
Мичуринск – 2011г .
«Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это
благодаря изучению математики».
П. Гассенди
Пояснительная записка
Тем, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия, а каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы, — тот будет стремиться познать еще и использовать полученные знания в жизни. В математике много задач, направленных на развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения – всего того, что обычно называют математическим мышлением. Тематика задач традиционна – это задачи на натуральные числа, дроби и проценты, математические игры, движение, логические задачи и многое другое. При решении таких задач мозг учится работать эффективнее, и удивительнее всего то, что и задачи других типов начинают «даваться легче». Решение задач, в том числе и занимательных, должно занять главное, а не второстепенное место в обучении.
Рассчитан проект, прежде всего, на учащихся 5-7 классов, кто любит решать нестандартные математические задачи, а также и тех, кто пока не знает, любит ли он это делать, так как … никогда этого не делал. Цель изучения математики в школе – не усвоение неизвестно откуда взявшихся правил, а развитие мышления. Такой подход к решению задач может доставить школьникам много удовольствия, которое поможет преодолеть неуверенность в своих силах.
Особенностью проекта является то, что школьники ищут ответы на жизненные вопросы, например с какой скоростью идет машина или поезд, какова скорость течения реки, не столкнуться ли два движущихся объекта, как это сделать, как быстрее, было или не было и многие другие. И порой ответы не всегда легко удается подобрать. Поэтому необходимо учиться решать и такие задачи.
Следующей особенностью является то, что школьники творчески подходят и к оформлению результатов своей деятельности.
Цели и задачи проекта
— увлечь школьников, развить начала математического и логического мышления, расширить кругозор учащихся, пробудить желание заниматься изучением математики – одной из интереснейших наук.
— включение учащихся в режим самостоятельной работы (здесь и работа с разными источниками информации)
— развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач и способности применять знания к жизненным ситуациям
— формирование опыта творческой деятельности обучающихся через исследовательскую деятельность при решении задач
Тип проекта: моно предметный, практико-ориентированный.
Форма работы: внеурочная.
Сроки работы над проектом: один семестр
Этапы работы над проектом
1 этап – погружение в проект.
2 этап – организация деятельности:
— составление плана работы;
— выбор литературы;
— сбор информации;
— анализ и обобщение полученной информации.
3 этап – осуществление деятельности:
— письменное изложение результатов исследований.
4 этап – презентация результатов:
— защита проекта.
Деятельность участников проекта на его этапах
Обучающиеся | ||
1-й этап | ||
| Формулирует | Осуществляют |
1 | проблему проекта | личностное усвоение проблемы |
2 | сюжетную ситуацию | вживание в ситуацию |
3 | цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-й этап | ||
| Организует деятельность предлагает | Осуществляют |
4 | организовать группы | разбивку на группы |
5 | распределить обязанности в группах | распределение обязанностей в группе |
6 | спланировать деятельность по решению задач проекта | планирование работы |
7 | возможные формы презентации результатов | выбор формы и способа презентации предлагаемых результатов |
3-й этап | ||
| Не участвует | Работают самостоятельно и в составе группы |
8 | но консультирует обучающихся по необходимости | каждый в соответствии со своим обязанностями и сообща |
9 | ненавязчиво контролирует | консультируются по необходимости |
10 | даёт новые знания, когда у обучающихся возникает в этом необходимость | «добывают» недостающие знания |
11 | обсуждает с обучающимися предстоящую презентацию результатов | подготавливают презентацию результатов |
4 этап | ||
| Принимает отчёт | Демонстрируют |
12 | обобщает и резюмирует полученные результаты | понимание проблемы, цели и задач |
13 | подводит итоги обучения | умение планировать и осуществлять работу |
14 | оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, терпимость и др. | найденный способ решения проблемы |
15 | акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др. | дают оценку деятельности и её результативности, а также взаимооценку друг другу |
Темы ученических проектов:
1. Дайте добрый совет.
2. Было или не было?
3. Как это сделать?
4. Как лучше?
5. Измерения и вычисления в пути.
6. В стране рыцарей и лжецов.
7. Чем все это закончится?
8. Турниры.
9. Проценты.
10. Календарь.
Школьники могут предложить свои темы проектов и выполнять работу над ними.
Контроль деятельности учащихся
— промежуточный
— итоговый (презентация)
Оценка деятельности
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:
— владение способами познавательной деятельности;
— владение навыками самостоятельной деятельности;
— умение использовать различные источники информации, методы
исследования;
— коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в
сотрудничестве, принимать чужое мнение;
— самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план,
проводить рефлексию.
Выводы:
— целенаправленный процесс получения знаний;
— высокая мотивация;
— развития навыков самостоятельной деятельности;
— связь полученных знаний с жизнью;
— развитие научной пытливости;
— снижение тревожности учащихся;
— использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся
к проблемам проекта.
Ресурсы:
— «Примени математику». Сергеев И.Н., Олехник С. Н., Гашков С. Б.,-
«Наука», Москва, 1990.
— «Я познаю мир. Великие путешествия», — «Астрель», Москва, 2003.
— «Квант». –М., 1990
— «Математика». 5-6 класс. Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В.- М.: «Издат-школа
2000»-112с.
— Лекции, задачи, решения. Болтянский В.Г., Мордкович А.Г., Сидоров Ю.В.,
Шабунин В.И.,-ООО «Попурри», Мн., 1994.