Рабочая программа по учебному предмету «математика» 5 класс (базовый уровень)



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»



«Согласовано»

Руководитель м/о учителей естественно-научного цикла

___________ФИО

Протокол № __

от «__»июня 2013 г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «Щетиновская СОШ»

________Т.А. Ганиева

«__» июня 2013 г.



«Утверждаю»

Директор МОУ «Щетиновская СОШ» ________Т.В. Сыроватченко

Приказ №____

от «__» __________ 2013 г.





Рабочая программа

по учебному предмету

«Математика»

5 класс

(базовый уровень)










Программу разработал

учитель физики и математики

Денисова Ирина Николаевна

высшая

квалификационная категория






2013 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • базисного учебного плана,

  • локальных актов по школе.

При изучении математики в 5 классе ставятся следующие цели:

1. Начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

3. Начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

4. Продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

1. Увеличить теоретическую значимость изучаемого материала.

2. Научить применять теорию к решению задач.

3. Развивать математическую речь.

4. Осуществлять связь математики с другими предметами.

Согласно планированию предполагается изучение натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объемов, обыкновенных дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для вычислений и измерений.

При изучении учебного курса 5 класса уделяется большое внимание задачам, направленным на развитие естественно — научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю, всего 170 часов, 14 контрольных работ.

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


При оставлении календарно – тематического планирования были внесены следующие изменения:

  1. Для организации повторения в начале учебного года выделено 3 часа, взятых из раздела «Повторение». Таким образом, в начале года проводится 3 часа повторения и в конце учебного года – 14 часов.

  2. Введен входной контроль в начале учебного года (3 урок)

п п

Раздел темы

Количество часов

Примерная программа


Рабочая программа


1

Повторение за курс 1-4 классов

3

2

Натуральные числа и шкалы

15

15

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

20

4

Умножение и деление натуральных чисел

27

27

5

Площади и объемы

12

12

6

Обыкновенные дроби

23

23

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

22

22

8

Умножение и деление десятичных дробей

25

25

9

Инструменты для вычислений и измерений

9

9

10

Повторение и решение задач

17

14

Требования к уровню подготовки учащихся


Глава I. Натуральные числа и шкалы

Знать:

  • понятие натуральных чисел, классов, разрядов;

  • понятие отрезка, его концов, длины;

  • понятие треугольника;

  • понятие многоугольника;

  • понятие единицы измерения.

Уметь:

  • читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;

  • сравнить числа, записывать результат с помощью знаков ;

  • строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;

  • строить прямые, лучи, обозначать их;

  • изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче.


Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел.


Знать:

  • алгоритм арифметических действий над многозначными числами;

  • определение компонентов при сложении и вычитании;

  • свойства сложения и вычитания;

  • определение уравнения и корня.

Уметь:

  • читать числовые и буквенные выражения;

  • составлять буквенные выражения по условию задачи;

  • решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).


Глава III. Умножение и деление натуральных чисел

Знать:

  • свойства умножения натуральных чисел;

  • понятие квадрата и куба числа;

  • правила выполнения порядка действий.

Уметь:

  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;

  • решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами умножать и делить натуральные числа, читать их;

  • выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ;

  • возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.


Глава IV. Площади и объемы

Знать:

  • формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

  • основные единицы измерения площадей, объемов.

Уметь:

  • вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;

  • переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;

  • находить площадь поверхности параллелепипеда.


Глава V. Обыкновенные дроби

Знать:

  • понятие круга и окружности, их элементы;

  • определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;

  • правила сложения и вычитания дробей.

Уметь:

  • строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;

  • читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;

  • решать основные задачи на дроби;

  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;

  • записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;

  • выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа.


Глава VI . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей


Знать:

  • определение десятичной дроби;

  • правило сравнения десятичных дробей;

  • правило округления чисел с недостатком и избытком

Уметь:

  • записывать и читать десятичные дроби;

  • отмечать десятичные дроби на координатном луче;

  • решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.


Глава VII. Умножение и деление десятичных дробей.


Знать:

  • правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;

  • правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;

  • определение среднего арифметического, средней скорости.

Уметь:

  • умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

  • делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

  • обращать обыкновенную дробь в десятичную;

  • умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.


Глава VIII. Инструменты для вычисления и измерения

Знать:

  • определение процента, его запись, чтение;

  • определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;

  • определение градуса, величину прямого и развернутого углов.

Уметь:

  • выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;

  • обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;

  • называть углы, находить равные, строить углы;

  • пользоваться транспортиром, находить и строить углы.

  • читать и строить круговые диаграммы.





























Календарно-тематическое планирование



Содержание материала

К/р, пр/р, л/р

Количество

часов

Примерные сроки

Примечание.

Повторение (3ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Действия с числами.


1

3.09



Сравнение чисел. Площади фигур


1

4.09



Входная контрольная работа

ВК

1

5.09



§1. Натуральные числа и шкалы (15ч)

Обозначение натуральных чисел.


2

7.09



Обозначение натуральных чисел.


1

9.09



Обозначение натуральных чисел.


1

10.09



Отрезок.


1

11.09



Длина отрезка.


1

12.09



Треугольник.


1

13.09



Плоскость. Прямая..


1

14.09



Луч


1

16.09



Шкалы и координаты.


1

17.09



Шкалы и координаты.


1

18.09



Шкалы и координаты.


1

19.09



Меньше или больше


1

2.09



Меньше или больше


1

23.09



Меньше или больше


1

24.09



Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»

КР

1

25.09



§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (20ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства.


1

26.09



Сложение натуральных чисел и его свойства.


1

27.09



Сложение натуральных чисел и его свойства.


1

28.09



Сложение натуральных чисел и его свойства.


1

1.10



Вычитание.


1

2.10



Вычитание.


1

3.10



Вычитание.


1

4.10



Вычитание.


1

7.10



Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

КР

1

8.10



Числовые и буквенные выражения.


1

9.10



Числовые и буквенные выражения


1

1.10



Числовые и буквенные выражения


1

11.10



Буквенная запись свойств сложения.


1

14.10



Буквенная запись свойств сложения.


1

15.10



Буквенная запись свойств вычитания.


1

16.10



Уравнения.


1

17.10



Уравнения.


1

18.10



Уравнения.


1

21.10



Уравнения.


1

22.10



Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения»

КР

1

23.10



§3. Умножение и деление натуральных чисел. (27ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства.


1

4.11



Умножение натуральных чисел и его свойства.


1

5.11



Умножение натуральных чисел и его свойства.


1

6.11



Умножение натуральных чисел и его свойства.


1

7.11



Умножение натуральных чисел и его свойства.


1

8.11



Деление


1

9.11



Деление


1

11.11



Деление


1

12.11



Деление


1

13.11



Деление


1

14.11



Деление


1

15.11



Деление


1

18.11



Деление с остатком.


1

19.11



Деление с остатком.


1

20.11



Деление с остатком.


1

21.11



Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

КР

1

22.11



Упрощение выражений.


1

26.11



Упрощение выражений.


1

27.11



Упрощение выражений.


1

28.11



Упрощение выражений.


1

29.11



Упрощение выражений.


1

2.12



Порядок выполнения действий.


1

3.12



Порядок выполнения действий.


1

4.12



Порядок выполнения действий.


1

5.12



Степень числа


1

6.12



Квадрат и куб числа.


1

9.12



Контрольная работа №5 «Упрощение выражений»

КР

1

10.12



§4. Площади и объемы. (12ч)

Формулы.


1

11.12



Формулы.


1

12.12



Площадь.


1

13.12



Формула площади прямоугольника.


1

16.12



Единицы измерения площадей.


1

17.12



Единицы измерения площадей


1

18.12



Единицы измерения площадей


1

19.12



Прямоугольный параллелепипед.


1

20.12



Объемы.


1

23.12



Объем прямоугольного параллелепипеда.


1

24.12



Объем прямоугольного параллелепипеда.


1

25.12



Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

КР

1

26.12



§5. Обыкновенные дроби. (23ч)

Окружность и круг.


1

27.12



Окружность и круг.


1

11.01



Доли. Обыкновенные дроби.


1

14.01



Доли. Обыкновенные дроби.


1

15.01



Обыкновенные дроби.


1

16.01



Обыкновенные дроби.


1

17.01



Сравнение дробей.


1

18.01



Сравнение дробей.


1

21.01



Правильные дроби


1

22.01



Неправильные дроби


1

23.01



Правильные и неправильные дроби


1

24.01



Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

КР

1

25.01



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


1

28.01



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


1

29.01



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


1

30.01



Деление и дроби.


1

31.01



Деление и дроби.


1

1.02



Смешанные числа.


1

4.02



Смешанные числа.


1

5.02



Сложение и вычитание смешанных чисел


1

6.02



Сложение и вычитание смешанных чисел


1

7.02



Сложение и вычитание смешанных чисел


1

8.02



Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей»

КР

1

11.02



§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (22ч)

Десятичная запись дробных чисел.


1

12.02



Десятичная запись дробных чисел.


1

13.02



Сравнение десятичных дробей.


1

14.02



Сравнение десятичных дробей.


1

15.02



Сравнение десятичных дробей.


1

18.02



Сложение и вычитание десятичных дробей.


1

19.02



Сложение и вычитание десятичных дробей.


1

20.02



Сложение и вычитание десятичных дробей.


1

21.02



Сложение и вычитание десятичных дробей.


1

22.02



Сложение и вычитание десятичных дробей.


1

25.02



Приближенные значения чисел.


1

26.02



Округление чисел.


1

27.02



Контрольная работа №9 «Десятичные дроби»

КР

1

28.02



Умножение десятичных дробей на натуральные числа.


1

1.03



Умножение десятичных дробей на натуральные числа.


1

4.03



Умножение десятичных дробей на натуральные числа.


1

5.03



Деление десятичных дробей на натуральные числа.


1

6.03



Деление десятичных дробей на натуральные числа.


1

7.03



Деление десятичных дробей на натуральные числа.


1

11.03



Деление десятичных дробей на натуральные числа.


1

12.03



Деление десятичных дробей на натуральные числа.


1

14.03



Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

КР

1

15.03



§7. Умножение и деление десятичных дробей. (25ч)

Умножение десятичных дробей.


1

18.03



Умножение десятичных дробей.


1

19.03



Умножение десятичных дробей.


1

20.03



Умножение десятичных дробей.


1

21.03



Умножение десятичных дробей.


1

22.03



Деление на десятичную дробь.


1

2.04



Деление на десятичную дробь.


1

3.04



Деление на десятичную дробь.


1

4.04



Деление на десятичную дробь.


1

5.04



Деление на десятичную дробь.


1

8.04



Деление на десятичную дробь.


1

9.04



Деление на десятичную дробь.


1

10.04



Среднее арифметическое.


1

11.04



Среднее арифметическое.


1

12.04



Среднее арифметическое.


1

15.04



Среднее арифметическое.


1

16.04



Контрольная работа №11 «Действия с десятичными дробями»

КР

1

17.04



Микрокалькулятор.


1

18.04



Микрокалькулятор.


1

19.04



Проценты.


1

22.04



Проценты.


1

23.04



Проценты.


1

24.04



Проценты.


1

25.04



Проценты.


1

26.04



Контрольная работа №12 «Проценты»

КР

1

29.04



§8. Инструменты для вычислений и измерений. (9ч)

Угол. Прямой и развернутый.


1

30.04



Угол. Прямой и развернутый


1

2.05



Чертежный треугольник.


1

3.05



Измерение углов. Транспортир.


1

4.05



Измерение углов. Транспортир


1

7.05



Измерение углов. Транспортир


1

8.05



Круговые диаграммы.


1

10.05



Круговые диаграммы.


1

13.05



Контрольная работа №13 «Инструменты для вычислений и измерений»

КР

1

14.05



Итоговое повторение курса математики 5 класса. (14ч)

Действия с натуральными числами.


1

15.05



Десятичные дроби и действия над десятичными дробями.


1

16.05



Решение задач на движение.


1

17.05



Контрольная работа №14. Итоговая.

КР

1

20.05



Анализ контрольной работы


1

21.05



Обыкновенные дроби.


1

22.05



Обыкновенные дроби.


1

23.05



Проценты.


1

24.05



Решение уравнений.


1

25.05



Решение задач на движение.


1

26.05



Десятичные дроби и действия над десятичными дробями.


1

27.05



Десятичные дроби и действия над десятичными дробями.


1

28.05



Решение уравнений.


1

29.05



Проценты. Задачи на проценты


1

30.05




Содержание программы учебного предмета

1. Натуральные числа и шкалы (15часов), из них контрольные работы 1 час, решение комбинаторных задач 1 час.

Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Линейные диаграммы. Координатный луч.


2. Сложение и вычитание натуральных чисел (20час), из них контрольные работы 2 часа, решение комбинаторных задач 1 час.

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.


3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов), из них контрольные работы 2 часа, решение комбинаторных задач 1 час.

Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.


4. Площади и объемы (12 часов), из них контрольные работы 1 час.

Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема. Столбчатые диаграммы.


5. Обыкновенные дроби (23часа), из них контрольные работы 2 часа, решение комбинаторных задач 1 час.

Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.


6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (22часа), из них контрольные работы 2 часа, решение комбинаторных задач 1 час.

Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Решение текстовых задач различными способами.


7. Умножение и деление десятичных дробей (25 часов), из них контрольные работы 2 часа, решение комбинаторных задач 1 час.

Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел. Среднее значение и мода как характеристики совокупности числовых данных.


8. Инструменты для вычислений и измерений (9часов), из них контрольные работы 1 час.

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.


9. Итоговое повторение курса математики 5 класса (14часов), из них контрольные работы 1 час.







































Формы и средства контроля

Контроль знаний учащихся осуществляется в виде контрольных работ (входная, промежуточная, итоговая) и зачетов (тесты).

  1. Каждый зачет состоит из обязательной и дополнительной частей. Выполнение каждого задания обязательной части оценивается одним баллом. Оценка выполнения каждого задания дополнительной части приводится рядом с номером задания.

  2. Общая оценка выполнения любого зачета (тест) осуществляется в соответствии с приведенной ниже таблицей

Отметка

«зачёт»

«4»

«5»

Обязательная часть

6 баллов

7 баллов

7 баллов

Дополнительная часть


3 балла

5 баллов

Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки «Зачет», «4», «5».

  1. Обязательная часть зачетов направлена на проверку уровня базовой подготовки учащихся по математике.

  2. Задания дополнительной части зачетов позволяют выявить знания учащихся на более высоком уровне.

  3. Общая оценка выполнения контрольной работы осуществляется в соответствии с приведенной ниже таблицей

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

3 задания (без задачи)

3 задания

4 задания

Дополнительная часть


задача

задача











Перечень учебно – методического обеспечения

Основная литература:

  1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2012.

Дополнительная литература:

  1. Жохов, В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /И. Жохов. — М.: Мнемозина, 2011.

  2. Жохов, В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. — М.: Мнемозина, 2008.

  3. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, JI. Б. Крайнева. — М.: Мнемозина, 2011.

  4. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.

  5. Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. — М: Мнемозина, 2011.

  6. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1,2 : учебное пособие для обра­зовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. — М.: Мнемозина, 2011.

  7. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс»: тренажер по математике. М: Мнемози­на, 2010.

  8. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. Л.П.Попова, -М.:ВАКО, 2011.-96с.

Информационное сопровождение:

  • Сайт ФИПИ;

  • Сайт газеты «Первое сентября»;

  • Сайт «uztzt».


Оборудование и приборы

  • классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);

  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

  • демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;

  • демонстрационные таблицы


Свежие документы:  Конспект открытого урока математики во 2 классе «Виды углов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: