Сценарий урока по математике в 1-м классе «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»


МБОУ СОШ № 134 г. о. Самара

Сценарий урока

по математике в 1-м классе

«Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»









подготовила Чекина Галина Владимирова–

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 134 г.о. Самара











г. Самара, 2013 г.

Цели урока:

Образовательная:

  • Познакомить с приемами сложения однозначных чисел с переходом через десяток; формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Развивающая: 


  • Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.

Воспитательная: 


  • Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование.   Компьютер, презентация, демонстрационный рисунок ракеты,  учебник «Математика» 1 класс  М.И.Моро.

Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа в парах.
Вид урока – открытия новых знаний, эвристический, нестандартный,  урок-путешествие.

Ход урока

Виды деятельности учителя и детей

УУД

1. Организационный момент

Светит солнышко в окно.
На душе у нас тепло.
Мы друг к другу повернёмся,
 Дружелюбно улыбнёмся и поделимся теплом.

Поделитесь, дети, своим душевным теплом. Передайте его своим друзьям. Результат должен быть один – хорошее настроение.

Сегодня мы с вами совершим «космическое путешествие». А успешно совершить его может тот, кто умеет хорошо считать.

Вступительное слово учителя.

Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.

Мы должны знать людей, с помощью которых осуществилась эта мечта. Слайд № 1

Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
К.Э.Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
С.П.Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.

2.Актуализация изученного материала.

Устный счет

Учитель. Внимание! Объявляется предстартовая готовность

1) Арифметический  диктант.  Слайд № 2

Запишите число:

— состоящее из 1 дес. и 2 ед.
— на единицу меньше, чем число 14
— стоящее между числом 10 и 12
— следующее за числом 18
— на единицу больше, чем число 18

Проверка.   Слайд № 3

— какое число самое маленькое?  (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
— какое число самое большое? (19 — на слайде выделяется изменением цвета)

Запишите числа в порядке возрастания.  11, 12, 13, 16, 17. 19.
Допишите пропущенные числа от 11 до 20.

— Какие числа записали? ( Двузначные)

2) Состав чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых.   Слайд № 4

Учитель. Посмотрите на наше «звездное небо». 
( На слайде изображения звезд с числами)

Справка из истории созвездий:.
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые».  Назовите, из каких чисел состоят данные числа ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)

12=10+2 13=10+3 14=10+4 15=10+5

3. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Формулирование проблемы. 

а) Решение примеров.  Слайд № 5

Найдите «лишний» пример.

9 + 1 =                7 + 2 =                    6 + 3 =
8 – 2 =               14 – 4 =                    7 – 4 =
9 + 3 =               8 + 5 =                    7 + 4 =

Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

— Со всеми ли примерами из оставшихся примеров на сложение вы легко справились?

Ответ. Нет. Примеры внизу вызвали затруднения. Мы такие еще не решали.

2. Постановка цели и задач урока

Учитель: Как вы думаете, нужно ли нам научиться решать такие примеры?

Ответ: Да, это необходимо, они часто встречаются в повседневной жизни, в магазине, например, и т. д.

Учитель: Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Дети: Научиться складывать однозначные числа с переходом через десяток.

( Примеры, которые дети легко решили исчезают со слайда по щелчку)

— Какие примеры остались?

Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел  с переходом через десяток.

3. Поиск путей решения проблемы

(Дети высказывают предположения по поводу путей решения) 

9+3=9+1+2=12

9+3=2+7+3=12

Учитель: Какой из этих способов удобнее?

( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
Учитель: Нужно вывести ракету на орбиту, надо найти наиболее эффективный способ решения     Слайд № 6

Предлагаемые пути решения фиксируются на слайде:

9+3 9+1+2 12

9+3 2+7+3 12

Сравните способы решения. Какой способ удобнее? (ответы детей с объяснением выбора решения)

— Какие знания пригодились для решения данных выражений?
( Знание состава чисел из разрядных слагаемых)

(На слайде правильный путь указывается стрелками, которые изменяют цвет с зеленого на красный)

4. Физминутка. Слайд № 7

Раз, два,- стоит ракета            (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет.            ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши     
И потом на каждый счет.        (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре—               (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире-и на месте походили

5. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа по учебнику. С.65.№ 4( 1- 2)

Работа в парах, взаимопроверка

Учитель. В космосе ставят опыты, ведут исследования.
Сейчас вам предстоит «исследовать» примеры.
 
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика?

2. Самостоятельная  разноуровневая работа. 

Слайд № 8
(Задание на слайде: зеленая полоса — облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)

Зеленая полоса:   7 + 4 =        8 + 5 =        9 + 3 =
Желтая полоса:    4 + 8 – 2 = 10 – 7 + 8 =      8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 +…= 11 10 – 4 +…= 13 9 + 7 -… =10

3. Работа с геометрическим материалом.  Слайд № 9

На слайде появляются изображения геометрических фигур. ( Треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы)
Учитель. НЛО преградили путь нашему кораблю.

— Что они собой  представляют? ( геометрические фигуры) 
— Разделите фигуры на две группы.    (многоугольники и круги)

(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

Слайд № 10

— Каждую из полученных групп фигур,  разделите еще на две группы.

( треугольники и прямоугольники; круги и овалы)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

6. Применение полученных знаний

1. В решении задачи  Слайд № 11

Учитель: Нам предстоит выход в открытый космос. 
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи

Задача появляется на слайде по гиперссылке.

Задача   Слайд № 13

«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»

Коллективный анализ и составление краткой записи.

Самостоятельное решение  задачи учащимися.

  1. 9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася

  2. 9 + 6 = 15 ( с.) – всего

Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
Проверка решения на слайде

3. Тестовая работа Слайд № 12

Чтобы вернуться на Землю необходимо каждому найти правильный ответ.

1.Выбери пример с ответом 11
10 + 5         9 + 1          9 + 2         7 + 7


2. Выбери пример с ответом 12.
6 + 6           6 + 4          7 + 3          8 + 1

3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?
3 + 3 1 + 5 2 + 4

4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3              4               13               15

5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15              11               17               13

6. Выбери число, которое меньше 16.
19              17                13              20

Учащиеся осуществляют самопроверку, сверяя свое решение с выполненным решением на слайде.

Оцените свою деятельность:

Тот, кто выполнил все правильно, поднимите зеленый кружочек.

Тот, кто допустил 1-2 ошибки, поднимите желтый кружочек.

Тот, кто допустил 3 и более ошибок, поднимите красный кружочек.

Мы благополучно завершили полет.

7. Рефлексия

— Чему вы научились на уроке?
— Достигли ли цели?
— У кого были затруднения?
— Удалось ли с ними справиться?

Учитель. Я благодарю вас за урок.

Заключительное слово учителя.
Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета — Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р); развитие готовности к сотрудничеству (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Синтез объектов – составление целого из частей (П)

Классификация, сравнение объектов (П)

Формулирование проблемы (П)

Самостоятельное формулирование познавательной цели (П)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); понимание возможности различных точек зрения (К).

Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы (П)

Выбор оснований для сравнения (П); умение договариваться, находить общее решение (К)

Способность адекватно судить об уровне усвоения учебного материала (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П); установление причинно-следственных связей (П)

Знаково-символическое моделирование на примере составления краткой записи задачи (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); осознание качества и уровня усвоения (Р); профилактика и коррекция самооценки (К)

Самооценка своей деятельности (Л)

Рефлексия учебной деятельности (П); продолжение развития самопонимания (К); оценка своей деятельности (Р); осознание своих возможностей в учении (Л)

































Список используемой литературы

  1. Савинова С.В. Математика. 1 класс. Поурочные планы. – Изд.2, испр.. — Волгоград: Учитель, 2011г.

  2. Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь 1 класс. – Изд. «Просвещение», 2011г.

  3. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник. – Изд. «Просвещение», 2011г.

  4.  Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике.

  5. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства).

  6. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: Просвещение 1989г

  7. Волкова С. И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики (1-4) // Начальная школа. — 1992.- №7 – 8. – с.27-32.

  8. Коннова В.А. Задания творческого характера на уроках математики // Начальная школа. – 1995. — №12. –С. 55 – 56.


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Абсолютная величина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: