Технологическая карта урока по математике «Прямоугольные координаты на плоскости» 6 класс


Тема урока: «Прямоугольные координаты на плоскости»

Автор урока: Герасимова Т.Н.

Учебный предмет: математика

Класс: 6 класс

Дата проведения урока: 04.04.13 (3 урок по расписанию)

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Тип урока: урок изучения нового материала

Межпредметные связи: география, история

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с понятием прямоугольной системы координат; научить ориентироваться на координатной плоскости,;

развивающие: создать условия для формирования навыка нахождения координат точек и построения точек по заданным координатам, четко и аккуратно выполнять геометрические построения; развития внимания, памяти, логического мышления, хорошо воспринимать на слух координаты, уметь давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы; развития творческих способностей учащихся;

воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса к предмету и ответственности за общий результат.

Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, Интерактивная доска с ПО Notebook, листы для индивидуальной работы.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

Данный урок по теме «Прямоугольные координаты на плоскости» разработан в соответствии с требованиями ФГОС:

осуществлено целепологание на основе отбора универсальных учебных действий;

осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;

подготовлена информационно-образовательная среда;

продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.

УУД, которые формируются в ходе урока:

— личностные: самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание;

— регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и оценивание;

— коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование); логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей.


Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий)

1. На данном этапе формируется личностно-значимое отношение детей к изучаемой теме. С этой целью с детьми проводится беседа: «Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего?» Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail. Давайте вспомним, такое понятие как координатная прямая.

Учащимся предлагается отметить на координатной прямой (на ИД) положение точек. риложение 2)овленных листах).ления учащихся учитель проводит динамическую паузу.

2. Постановка вопроса: Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

3. Подводит итог беседы, озвучивает тему урока.

4. Предлагает детям сформулировать цели урока.

5.Подводит итог беседы и озвучивает задачи урока: «Сегодня на уроке мы будем с вами учиться ориентироваться на координатной плоскости,

находить координаты точек. Будем выполнять построения точек по заданным координатам. Напомню, что любые геометрические построения требую аккуратности и внимательности».


1. Участвуют в беседе, приводят примеры:

чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать ряд и место;

система географических координат; игра морской бой; местоположение объектов и др. Дают определение координатной прямой и производят действия над ней.

2.Выступление учащихся, которые предварительно получили задание подготовить самостоятельно ист. справку по теме (Гиппарх, Клавдий Птолемей, Рене Декарт).

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ исторического материала.

4. Пробуют сформулировать цели урока на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.


Целеполагание, планирование,

Слушают учителя и своих одноклассников. Осуществляют актуализацию знаний по теме «Координатная прямая».Работают в диалоге с учетом требований речевого этикета

Формируют способность выражать свои мысли.


Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.


Мотивация учения и личностно-значимое отношение к изучаемой теме


II этап – операционно-деятельностный.

Освоение нового учебного материала

1. Постановка проблемного вопроса: «При изучении темы “Координатная прямая”, мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости?» Создание игровой ситуации. «Начертим числовую ось, отметим на ней начало отсчета – точку О, выберем за единичный отрезок одну клетку.

Пусть в точке О расположена почта, и каждое утро почтальон оттуда разносит письма. Будем считать, что числовая ось – это дорога; положительное направление условно примем за направление на восток, а отрицательное – на запад; пусть одна клетка равна одному километру.

Вопросы учащимся:

Почтальон от почты прошел 4 км на восток. В какой точке он оказался?

Оттуда он прошел 7 км на запад. В какой точке он оказался?

Почтальону нужно вернуться на почту. Сколько километров и в каком направлении он должен пройти? Представьте теперь, что почтальону нужно разносить письма людям, которые живут по направлению к северу или к югу, а у нас начерчена только одна дорога. Как поступить?

2. Подводит промежуточный итог: «Для этого нам понадобиться координатная плоскость».

3. Рассмотрим ее составляющие:

две перпендикулярные прямые — оси координат: вертикальная — ось абсцисса (х), горизонтальная — ось ордината(у), стрелки осей указывают положительные направления, начало координат —  точка пересечения прямых. На прямых, вводят обычные координаты, которые согласованы между собой.

4. Организует работу с учебником.

5. Предлагает учащимся сделать вывод, что позволяет определять система координат?

3. Учащиеся узнают, как задается система координат и как называются ее основные элементы.

4. Работа с учебником.

5. Делают вывод.

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Устанавливать причинно-следственные связи




1.Отвечают на вопросы

2.Выдвигают гипотезы, например «Направление на север примем за положительное, а на юг – за отрицательное.».

Оценивать весомость приводимых рассуждений


1-3. Слушают учителя и своих одноклассников. Отвечают используя математическую терминологию.

4. Отработка новых понятий и их определений.


Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета



Демонстрируют знания по данной теме.

Формировать положительное отношение к процессу познания.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.



Первичное закрепление новых знаний

1. Учитель создает условия для решения учебной задачи: «Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним ряд практических заданий: определите координаты точек С, М, Р, Т, К, Н; укажите место точек на координатной плоскости Н(1;4), Т(-2;5),  К(-3;-4),Е(5;-2), О(0;0)».

2. С целью предупреждения переутомления учащихся учитель проводит динамическую паузу.

2. «Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на «Остров координат». На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия. Задание выполняется в парах на заранее подготовленных листах». Предложенные задания вариативны. (Приложение 2).

3. Организует деятельность учащихся для самоконтроля и самопроверки выполненных заданий. На ИД демонстрирует правильное выполнение поставленной задачи.


1. Анализируют условие задачи.

2. Совершают путешествие на остров «Координатная плоскость».


Выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.


1.Учащиеся выполняют учебную задачу.

2. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.


Планировать решение учебной задачи.

Корректировка деятельности. Анализ собственной работы.



2.Принятие коллективного решения и публичная презентация полученных результатов. Осуществляют самопроверку в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив


Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Сотрудничество с другими участниками процесса.



Аккуратно выполняют построения


Строить свои взаимоотношения с учетом окружающих

Подведение итогов урока

1. Совместно с учащимися подводит итог работы и формулирует вопросы к учащимся по данной теме:

«1. Под каким углом пересекаются координатные прямые Х и У, образующие систему координат на плоскости?

2. Как называют каждую из этих прямых?

3. Как называют точку пересечения этих прямых?

4. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?

5. Как называют первое число? Второе число?

6. Расскажите, как найти абсциссу и ординату.

7. Расскажите, как построить точку по ее координатам.

8. У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю?

9. Какая точка имеет координаты (0;0)?»

2. Оценивает работу отдельных учащихся и всего класса.

3. Создает условия для оценивания обучающимися результатов учебно-познавательной деятельности.


1. Делают выводы, формулируют собственные вопросы и отвечают на вопросы учителя и одноклассников:

«1. Координатные прямые х и у пересекаются под прямым углом. 2. Координатную прямую х  называют осью абсцисс, а координатную прямую  у – осью ординат. 3. Точку пересечения этих прямых называют началом координат. 4. Эту пару чисел называют координатами точки. 5. Первое число – абсцисса точки,

второе число – ордината точки»

Подводят итоги работы и осуществляют рефлексию

Анализируют собственную деятельность

Осознание учащимся уровня и качества усвоение результата


Высказывают свое мнение об уроке

Оценивание результатов деятельность («что я не знаю и не умею?»)

На предварительно заготовленных листах самооценки учащиеся отмечают соответствующие пункты.

Оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Определение домашнего задания

1. Определяет д/з: «Дома вам необходимо выполнить построение одной из предложенной фигуры животных по заданным точкам. Любое из трех на выбор. Желающие могут выполнить и два, и три построения». (Приложение 2)

3. Организует процедуру рефлексии.

Знакомятся с предложенным материалом и делают выбор по его выполнению.

Уметь оценивать свои возможности и осуществлять выбор







Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Человек-загадка"



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: