Урок для 10 класса «Прямолинейное равноускоренное движение»



ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», г. Белгород


Урок по теме:

Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач


10 класс







Разработал:

старший методист центра

методического обеспечения

развития образования

Деревнина Оксана Владимировна,








2014 г.






Цель урока: /слайд 3/

  1. Научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.

  2. Создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;

  3. Решение задач по теме “прямолинейное равноускоренное движение”

  4. Способствовать развитию конвергентного мышления;

  5. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

  6. Формирование коммуникационного общения;

  7. Нравственное воспитание:

воспитание любви к природе;
– воспитание чувства товарищеской взаимовыручки
– воспитание этики групповой работы


Ход урока


Всегда есть страх совершить ошибку. Но самая страшная ошибка – это не принимать решений!

М. Тэтчер

  1. Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята, садимся. Давайте закроем глаза. Обратим взгляд внутрь себя. Настраиваемся на работу, убираем посторонние мысли. Открываем глаза и начинаем наш урок.

  1. Объявить тему урока /слайд 1/.

  2. Эпиграф к уроку / слайд 2/.

  3. Повторение:

а) Физический диктант (самостоятельная часть работы)

Физический диктант

  1. Линия, по которой движется тело, называется…/траекторией движения/

  2. Путь – это … /длина траектории движения тела.

  3. Перемещение – это …/вектор, соединяющий начальное и конечное положения тела/

  4. Напишите формулу координаты тела при равноускоренном прямолинейном движении.

  5. Какая формула выражает смысл ускорения?

Проверка физического диктанта /работа в парах/

б) Конкурс «Кто быстрее» /работа в группах/.

На время распределить по возрастанию скорости. Ведущий в команде должен раздать каждому карточки со скоростями, а затем составить общую таблицу. Учебная значимость этого конкурса состоит в том, что школьники тренируются в освоении навыков перевода единиц скорости, что, как показывает опыт, для них оказывается затруднительным.

Полученный результат, выглядит следующий образом:


Скорость в м/с

Скорость в км/ч

Самолет пассажирский

250 м/с

900 км/ч

Сокол-сапсан, поезд

100 м/с

360 км/ч

  1. Ласточки

33,3 м/с

120 км/ч

  1. Охотничья собака

25 м/с

90 км/ч

  1. Заяц

20м/с

72 км/ч

  1. Волк

15 м/с

54 км/ч

  1. Ямайский спринтер Усейн Болт, ставший олимпийским чемпионом в Пекине и поставивший мировой рекорд в беге на 100 метров

10,32 м/с

37, 152 км/ч

  1. Самая быстрая сухопутная змея – черная мамба

3,05 м/с

11 км/ч

  1. Скорость течения крови в венах

0,2 м/с

0,72 км/ч

Учащимся раздается следующая таблица:


Скорость в м/с

Скорость в км/ч

Самолет пассажирский


900 км/ч

Сокол-сапсан, поезд


360 км/ч

  1. Ласточки


120 км/ч

  1. Охотничья собака


90 км/ч

Заяц


72 км/ч

Волк


54 км/ч

Ямайский спринтер Усейн Болт, ставший олимпийским чемпионом в Пекине и поставивший мировой рекорд в беге на 100 метров


37, 152 км/ч

Самая быстрая сухопутная змея – черная мамба


11 км/ч

Скорость течения крови в венах


0,72 км/ч

2. Решение задач (35 минут)

Какие способы описания движения вы знаете?

Ответ: табличный, графический и аналитический, выражающий функциональную зависимость координаты от времени.

Вспомнить правила решения задач по физике:

Методика решения задач по физике /слайд 4 /

  1. Внимательно прочитать условие задачи. Установить в общих чертах условия задачи и каким физическим законам они отвечают.
    2. Сделать краткую запись условий. Обычно слева в столбик записывают все данные и искомые величины. Лучше все данные задачи сразу выразить в одинаковых величинах (СИ).
    3. Сделать чертеж, схему или рисунок, поясняющие описанный в задаче процесс. Указать на чертеже все данные и искомые величины задачи.
    4. Написать уравнение или систему уравнений, отображающих происходящий физический процесс в общем виде.
    5. Если равенства векторные, то им сопоставить скалярные равенства.
    6. Используя условия задачи и чертеж, преобразовать исходные равенства так, чтобы в конечном виде в них входили лишь упомянутые в условиях задачи величины и табличные данные.
    7. Решить задачу в общем виде (получить «рабочую формулу»), т.е. выразить искомую величину через заданные в задаче.
    8. Произвести вычисления.
    9. Произвести проверку единиц величин, подставив их в «рабочую формулу». Полученная единица должна совпадать с единицей искомой в задаче величины.
    Задача 1. /слайд 5/

Тело движется равномерно вдоль оси оси Х со скоростью 3 м/с противоположно положительному направлению оси Х. Найдите положение тела в момент времени 15 с после начала движения, если начальная координата равна 7 м. Определите путь, пройденный телом.

Решение: запишем уравнение для координаты тела:

х=х+ υх t

Согласно условию задачи υх=- υ. Значит формула для координаты примет вид: х=х0 υ t; х= 7 м — 3·15=-38 м

Пройденный путь равен:

S= υ·t, S=15·3=45 (м)

Ответ: -38 м, 45 м

  1. Задача № 2 /слайд 6/
    При равноускоренном движении с начальной скоростью 5 м/с тело за 3 с прошло 20 м. С каким ускорением двигалось тело? Какова его скорость в конце третьей секунды? /Ответ: 5 м/с2, 20 м/с/

Алгоритм решения графических задач. /слайд 7/

1. Внимательно посмотри на оси координат (ординату, абсциссу). Определи график какой функции дан:

a=a(t), υ= υ(t), S=S(t) или x=x(t).

2. Определи вид движения по данному графику.

3. Кратко запиши условие задачи, выразив величины в системе СИ.

4. Запиши требования данной задачи.

5. Запиши все „ключики“ (формулы), необходимые для решения.

6. Подставь числовые значения. Запиши уравнения

ах= ах (t), υх=υх(t), Sх=Sх(t) или x=x(t) по требованию данной задачи.

Задача 3. Назовите графики скорости прямолинейного равноускоренного движения. /слайд 8 /









Задача 4. Назовите графики координаты прямолинейного равноускоренного движения /слайд 9 /

Задача 5. По графику определите путь, пройденный телом /слайд 10/



Путь равен площади прямоугольного треугольника, ограниченного графиком и осями координат. А площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. S= ½ ·9·3=13,5 м

Задача 6. По графику описать движение тела. Записать уравнение ах= ах(t), vx=vx(t), Sx=Sx(t) и x=x(t) при x=3 м /слайд 11/



Задача 7 из сборника А.П. Рымкевич Физика 10-11 № 23

Задача 8 из сборника А.П. Рымкевич Физика 10-11 № 88

Завдача 7 и 8 дается сильным ученикам во время решения задач 5, 6 всем классом, а затем разбирается у доски.

Д/з: повт. п. 14, упр. 3 , Р № 74 /слайд 12/

Рефлексия.

/слайд 14/


Список использованной литературы:

1. Кирик, Л.А. Физика 10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы [Текст]: 3-е изд., перераб. -М.: Илекса, 2012. – 192 с. – 8000 экз. — ISBN 978-5-89237-317-3

2. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс [Текст]: Контрольно-измерительные материалы / Сост. Н.И. Зорин.– М.: ВАКО, 2010. – 96 с.:ил.; 21см.- 10 000 экз.- ISBN 978-5-408-00236-8

3. Рымкевич, А.П. Физика. Задачник.10-11 классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 188, [4]с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).- 70 000 экз. — ISBN 978-5-358-07553-5.







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: