Урок для 4 класса по теме: «Решение задач»


Урок математики, 4 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор С.А. Козлова)

Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия

Тема урока: «Решение задач»

Основные предметные цели:

— обобщить имеющиеся знания;

— продолжать учиться решать задачи «на работу», «движение» и т.д. с опорой на формулы;

— продолжать сопоставлять скорость движения и производительность;

— продолжать сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и т.д.

Универсальные учебные действия:

-учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритмы (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы

Этапы урока

Ход урока

I. Формулирование темы и целей урока.

Откройте учебник с.24-25

— Рассмотрите разворот учебника.

— Прочитайте тему. (Решение задач)

— С каким новым видом задач мы познакомились? (С задачами на «работу»)

— Задание 1 . Какие задачи будем продолжать учиться решать? (на работу, на движение, на куплю-продажу) Как вы это узнали? (По таблицам)

— Сформулируйте цель урока.

Продолжить учиться решать задачи на работу, на движение, на куплю-продажу.

Продолжить учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей (таблиц)

II. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

— Запишите в тетрадях число, классная работа.

2. Индивидуальная работа.

  • Решите задачи по таблицам


Производительность

v

(д./ч)

Время работы

t

(ч)

Выполненная работа

A

(д.)

1 токарь

5

8

?

2 токарь

?

6

54

3 токарь

7

?

49




Скорость

v

(км/ч)

Время

t

(ч)

Расстояние

S

(км)

Поезд

60

8

?

Пешеход

?

3

18

автомобиль

80

?

720

Дети по очереди выходят к доске, записывают ответ в таблицу, объясняют, благодаря какому правилу получили правильный ответ и записывают формулу на доску.

— Сопоставьте скорость движения и производительность. Производительность это скорость выполнения работы.

— Что вы можете сказать о зависимости величин в задачах на работу и на движение.

Вывод: зависимость между величинами в задачах на работу такая же как и в задачах на движение.

— Есть ли еще задачи с похожей зависимостью величин? (Да, задачи на куплю-продажу)

III. Повторение

и закрепление изученного. Решение задач.

1. Решение задач

Задача №1 а), с.24

— Прочитайте задачу. — Выделите известные данные. Вопрос задачи? — Рассмотрите таблицу, составленную к задаче.

— О каких величинах идет речь в задаче?

— Внесём в таблицу известные данные из задачи. Работаем в паре.

Учитель вызывает пару учащихся к доске заполнять вспомогательную модель.

— Сколько дней Аня читала книгу? Озаглавьте строки в таблице.

Не забудьте вписать единицы измерения величин



Производительность

v

(с./ч)

Время работы

t

(ч)

Выполненная работа

A

(с.)

1 день

12

4

?

100


2 день

?

4

?

— Дети посмотрите на доску, все верно? Расскажите условие задачи по таблице.

— Что сделаем теперь. Составим план решения задачи.

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что нужно узнать по порядку, чтобы ответить на вопрос задачи?

План:

1) Нужно узнать выполненную работу в 1 день, сколько страниц Аня прочитала в 1 день. Каким действие? Какие величины будем умножать?

2) Можем ли мы теперь узнать выполненную работу за 2 день? Что мы будем находить? Как найти часть?

3) Может теперь ответить на вопрос задачи? Каким действием? Какие величины будем делить?


Запись плана на доске:

1)Выполненная работа в 1 день.

2) Выполненная работа во 2 день.

3) Производительность во второй день.

— Решите задачу по действиям.

Решение:

1) 12 * 4 = 48 (стр.) – прочитала в первый день.

2) 100 – 48 = 52 (стр.) – прочитала во второй день.

3) 52 : 4 = 13 (стр./ч)

Ответ: со скоростью 13 страниц в час.


ФИЗМИНУТКА


Задача №1 б), с.24

Следующую задачу мы разберём в классе, а решение вы запишите дома.

— Прочитайте задачу. Выделите известные данные. Вопрос задачи?

— Рассмотрите таблицу, составленную к задаче.

— О каких величинах идет речь в задаче?

— Внесём в таблицу известные данные из задачи

Учитель вызывает пару учащихся к доске заполнять вспомогательную модель.

— Сколько дней ребята решали задачи? Озаглавьте строки в таблице

Не забудьте вписать единицы измерения величин


Производительность

v

(з./ч)

Время работы

t

(ч)

Выполненная работа

A

(з.)

1 день

3

4

? (Одинаково)



2 день

?

2



— Все верно? Расскажите условие задачи по таблице.

— Что сделаем теперь. Составим план решения задачи по таблице.

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что нужно узнать по порядку, чтобы ответить на вопрос задачи?


План:

1) Нужно узнать выполненную работу, количество решенных задач в первый день. Каким действие? Какие величины будем умножать?

2) Что нам известно о выполненной работе во второй день? Можем ли мы узнать производительность во второй день? Каким действием? Какие величины будем делить?

Запись на доске:

1)Выполненная работа в 1 день.

2) Производительность во второй день.


Решение задачи запишите дома.



Задача №1 в), с.24

Следующие две задачи будете решать самостоятельно по группам. Но сначала проанализируем условия задач.

— Прочитайте задачу под в).

— Выделите известные данные. Вопрос задачи?

— Рассмотрите таблицу, составленную к задаче. О каких величинах идет речь в задаче?

— Внесём в таблицу известные данные из задачи

Учитель вызывает пару учащихся к доске заполнять вспомогательную модель.

— Кто делал пробежки по дорожкам сквера? (Два друга. Озаглавьте строки таблицы)

Не забудьте вписать единицы измерения величин



Скорость

v

(м/с)

Время

t

(с)

Выполненная работа

S

(м)

1 друг

2

?

? На сколько

960 м


2 друг

3

?

960 м

— Все верно? Расскажите условие задачи по таблице.


Задача №1 г), с.24

— Прочитайте задачу под г).

— Выделите известные данные. Вопрос задачи?

— Рассмотрите таблицу, составленную к задаче. О каких величинах идет речь в задаче?

— Внесём в таблицу известные данные из задачи (работайте в листочках).

Учитель вызывает пару учащихся к доске заполнять вспомогательную модель.

— Что покупали? (Папки с бумагой для акварели и папки с бумагой для рисования)

Озаглавьте строчки в таблице. Не забудьте вписать единицы измерения величин



Цена

(рублей)

Количество

(п.)

Стоимость

(рублей)

П

? одинаковая

апки с бумагой для акварели


?

8

500



Папки с бумагой для рисования


?

300


— Все верно? Расскажите условие задачи по таблице.

Разделим класс на две группы:

1 группа – 1 ряд и первая и вторая парты 2 ряда решают задачу №1 г)

2 группа – 3 ряд и третья и четвертая парты 2 ряда решают задачу №1 в)

От каждой группы решать задачу за доской вызвать пару учащихся.

Решение задачи № 1 г) – 1 группа

1) 500 + 300 = 800 (руб.) – стоимость папок для акварели и рисования.

2) 800 : 8 = 100 (руб.) – цена папки с бумагой.

3) 500 : 100 = 5 (п.) – для акварели.

4) 300 : 100= 3 (п.) – для рисования.

Ответ: 5 папок для акварели, 3 папки для рисования.


Решение задачи № 1 в) – 2 группа

1) 960 : 2 = 480 (с) – время 1 друга.

2) 960 : 3 = 320 (с) – время 2 друга.

3) 480 – 320 = 160 (с)

Ответ: на 160 секунд второй друг быстрее, чет первый.


Проверка работы. Открываем доску. Остальные дети определяют правильность решения, помогают дать верный ответ. Рассказывают, следуя какому правилу, они получили правильный ответ. Учитель помогает осознать, отыскать и исправить допущенную ошибку.

Оценивание работы по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

Что вам нужно было сделать в задании?

Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

— Какого уровня сложности было задание?

— Оцените свою работу.


IV. Итог урока.

— Давайте обратимся к теме урока. (Решение задач)

— Какие задачи решали. (Решение задач на работу, движение, куплю-продажу)

— Что вы можете сказать о зависимости величин в задачах на работу, на движение, на куплю-продажу. (Одинаковая зависимость величин)

— Всё ли получалось?

— Над чем ещё надо поработать?

Список литературы:

Учебник

  • Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. ч.1,2,3. 4 кл. – М.: Баласс, 2013

Методические материалы

  • Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 4 класс: методические рекомендации для учителя по курсу математики и курсу математики с элементами информатики. – М.: Баласс, 2010



Свежие документы:  Олимпиады по математике для учащихся 1-4 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: