Урок по математике «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»









Урок по математике

«Увеличение и уменьшение

числа в несколько раз»















Учитель начальных классов: Быстрова С.В.











Нижнекамск 2012г.

Предмет: Математика.
Тема: Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Класс: 2
Программа: «ХХ1 век».
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.

  • Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.

  • Закрепить знание таблицы умножения и деления.

  • Развивать математическую речь, мыслительные операции.

  • Формировать познавательный интерес.

  • Способствовать здоровьесбережению детей.

  • Соблюдать гигиенические требования к уроку.

В ходе урока реализуются дидактические принципы:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • целостного восприятия о мире;

  • минимакса;

  • психологической комфортности;

  • вариативности;

  • творчества.

На данном уроке можно выделить этапы урока:

  • Самоопределение к учебной деятельности.

  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  • Постановка проблемы.

  • Открытие новых знаний.

  • Первичное закрепление.

  • Самостоятельная работа.

  • Итог урока.









Ход урока.

Доброе утро нам,
Доброе утро Вам,
Доброе утро всем!

Вот опять звенит звонок,
приглашает на урок.
Много надо нам узнать,
чтобы знающими стать!

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

(СЛАЙД № 1)

Математика — удивительная и загадочная страна, которая хранит в своих недрах великое множество неизведанного и неразгаданного. На этом уроке мы отправляемся путешествовать по Морю Математических Знаний на корабле “Отважный”

(СЛАЙД № 2)

Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Наша экспедиция побывает в бухте «Копилка знаний», остановится на «Острове сокровищ», где отыщет новые знания в области математики, бросит якорь на пристани «Проверь себя», посетит порт «Вопрос – ответ».

Я сказала, что мы отправляемся в экспедицию. А кто знает, что обозначает слово “экспедиция” (карточка со словом появляется на доске)?

— Экспедиция – (лат.) это отправка вдаль, сама поездка с целью получения новых сведений. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка.)

Путешествие далёкое, интересное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:

  • быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;

  • правильно выполнять задания;

  • не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;

  • помогать и уважать друг друга;

  • регулярно выполнять физминутки.

(СЛАЙД № 3-4)

Ну что ж, все готовы, и мы отправляемся в великое плавание за новыми открытиями. Нам необходимо посетить бухту “Копилка знаний”. Здесь мы должны захватить те знания, без которых мы не сможем проводить экспедицию.




II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(СЛАЙД № 5)

Математический диктант

  • Увеличь 7 на 4.

  • Уменьши 36 на 20.

  • Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получилось 22.

  • Уменьши 80 на 2.

  • На сколько 7 меньше 40?

  • Во сколько раз 21 больше 7?

  • К какому числу прибавили 4, чтобы получилось 30?

  • Найди произведение 4 и 6.

  • Делимое 49, делитель 7. Найди частное.

(СЛАЙД № 6)

11, 16, 30, 78, 33, 3, 26, 24, 7.

* Назовите ответы в порядке возрастания

* Назовите число, в котором 2 дес. и 6 ед.

* Назовите число, в котором количество десятков и единиц одинаковое.

(СЛАЙД № 7)

Вы хотите посмотреть на жителей морских глубин? Тогда сделаем остановку. Но покажутся они нам после выполнения следующего задания.


(СЛАЙД № 8-9)

А мы возьмем с собой в путешествие вот такого котенка. Из каких геометрических фигур он состоит? Какая фигура лишняя?


(СЛАЙД № 10-11)

Галстучек котенка имеет форму квадрата со стороной 5 см. Сколько сторон у квадрата? А почему нам дали длину только одной стороны? Надо найти Р =? и S =?


(СЛАЙД № 12)

А вот кто спрятался от нас на дне моря. У осьминога 8 ног – щупалец. А тело осьминога называют мантией. Сколько щупалец будет у 3 осьминогов? 5?


III. Постановка проблемы и открытие новых знаний.

(СЛАЙД № 13)

Все знание из бухты «Копилка знаний» мы возьмём с собой и продолжим нашу экспедицию.


Физминутка «Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде. То сожмутся – разожмутся, то зароются в песке». Посмотрели вдаль на остров, а теперь на кончик носа. Вдаль – на кончик носа. Вправо. Влево, вверх, вниз и вокруг.


(СЛАЙД № 14)

Мы подплыли к “Острову Сокровищ”. Здесь мы должны отыскать новые знания в области математики.

(СЛАЙД № 15)

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Научимся решать задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Чтобы этому научиться, давайте вспомним, как мы уже умеем увеличивать или уменьшать числа.

(СЛАЙД № 16)

На острове растут красивые пальмы, а у нас в Татарстане красивые елочки, особенно они красивы зимой. Здесь растут 4 зеленые елочки, а голубых на 2 больше. Объясните, как можно сосчитать, сколько растет голубых елочек? (4 и еще 2)

(СЛАЙД № 17)

В другом парке растет тоже 4 зеленые елочки, а вот голубых в 2 раза больше. Как теперь можно сосчитать елочки голубого цвета? (по 4 взяли 2 раза, нужно взять по 4 два раза)

(СЛАЙД № 18)

Сделаем вывод: Больше на … (+ сложить)

Больше в … раз (х умножить)

(СЛАЙД № 19)

У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров на 2 меньше. Как узнать, сколько компьютеров на борту нашего корабля? (6 без 2х)

(СЛАЙД № 20)

У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров в 2 раза меньше. Сколько компьютеров на корабле? (т.к. компьютеров в 2 раза меньше – значит, на каждый компьютер приходится 2 ноутбука. 6 : 2 = 3)

(СЛАЙД № 21)

Для кота приготовили на обед 8 рыбок, а на ужин в 2 раза меньше. Сколько рыбок приготовили на ужин? (на каждую рыбку для ужина приходится по 2 для обеда)

(СЛАЙД № 22-23)

Сделаем вывод: Меньше на … (- вычесть)

Меньше в … раз (: разделить)

(СЛАЙД № 24)

Физминутка «Море волнуется – раз, море…». Игра на внимание «Небо, земля, вода»

IV. Первичное закрепление.

(СЛАЙД № 25, 26)

— Пора бросить якорь в гавани “Проверь себя”.

(СЛАЙД № 27)

Найдите выражение к данным высказываниям.

а х 2, в — 2, с + 2, d : 2

а — 2, в : 2, к + 2, с : 2

(СЛАЙД № 28)

Сокровище мы заберем собой и будем ими пользоваться на уроках математике.

V. Самостоятельная работа.

(СЛАЙД № 29-30)

Нас ждет порт «Вопрос – ответ»

(СЛАЙД № 31)

Реши задачу (по вариантам)

Для салата повар взял 4 помидора, а огурцов в 2 раза больше. Сколько огурцов взял кок для салата?

Для приготовления компота повар взял 12 стаканов смородины, а малины в 3 раза меньше. Сколько стаканов малины приготовил кок для компота?

— Чем похожи задачи? (Вопросами.)
— Чем они различаются? (Условиями.)
— Решение запишите самостоятельно:
(Проверка у доски.)

(СЛАЙД № 32)

VI. Итог урока.

Мы вернулись в свою школу не с пустыми руками, а с новым багажом знаний.

— Что нового узнали на уроке?

(СЛАЙД № 33-36)

VII. Домашнее задание.

Значение слов “бухта”, “порт”, “остров” вы можете узнать из толкового словаря В. И. Даля. А много интересного и полезного об обитателях моря и не только о них вы можете узнать из “Энциклопедии для маленьких. Мир животных”















Список используемой литературы:



  1. Методическое пособие «Математика в начальной школе»

В. Н. Рудницкая

  1. Учебник «Математика 2 класс»

В.Н. Рудницкая

  1. «Открытые уроки» Т.В. Титкова

  2. Толковый словарь В. Даля


Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Объем конуса"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: