УРОК – СКАЗКА «Все действия с натуральными числами» 5 класс


УРОК – СКАЗКА «Все действия с натуральными числами»


Цель:

  1. Закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических действий с натуральными числами;

  2. Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений;

  3. Развитие умений решения текстовых задач;

  4. Развитие умений решения логических задач.

Прогнозируемый результат:

  1. Уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа;

  2. Уметь сравнивать натуральные числа;

  3. Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;

  4. Уметь решать задачи арифметическим способом.

Оборудование: интерактивная доска, ватманы, стикеры, маркеры, презентация в POWER POINT.

Форма проведения урока: сказка – соревнование.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Возьмитесь за руки и подарите частичку своего тепла друг другу. Активити «Пожелание».

А сейчас разобьемся на 2 группы по номеркам вытянутым из коробки. /создание коллаборативной среды/

  1. Сегодня у нас необычный урок. Это урок – сказка. А теперь посмотрите на доску. Что написано на доске? /правильно, числа/ . А что это за числа? /натуральные/ (слайд 1.) Какие арифметические действия мы можем с такими числами выполнять? Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? Какая цель урока? (слайд 2.)

  2. В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Перед вами на столах лежит «Дерево знаний» найдите себя на этом дереве в зависимости от того, какие знания у вас по данной теме.

Ребята, я думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.

Итак, представьте себе: каморка Папы Карло, на стене висит холст /слайд3./ Перед ним сидят Буратино и Сверчок. Сверчок сказал Буратино. Что в каморке кроется какая-то тайна, и, чтобы её узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, написаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

Задание 1

1 команде. Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:

А) ****и***;

Б) 32**и 31**.

Ответ: а)****>***;

Б) 32**> 31**.

2 команде. Угадайте корни уравнений: а) 5*х=х*4;

Б) у*у-1=15.

Ответ: а) х=0;

Б) у=4.

А теперь за 1 минуту напишите свойства, которыми мы пользуемся при выполнении сложения и умножения натуральных чисел /переместительное и сочетательное свойства/

Выполнено первое задание, и вам откроется тайна – за холстом есть потайная дверь. А что за дверью — не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!

Задание 2

1 команда

Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь часов с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник? (1 час)

2 команда.

У Буратино в комоде лежали вперемежку три пары чулок с красными полосками и 5 пар чулок с синими полосками. Какое наименьшее число чулок он должен взять из комода в темноте, чтобы иметь не менее пары чулок одного цвета? (3чулка)

А теперь «Кто вперед»:

Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая на окраине города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря». Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться.

Войдя, в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку.

Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас:

«Одна утка на вертеле жарится до готовности один час. За сколько часов зажарится на одном вертеле сразу две утки?» (1 час)

И еще одно задание «Заполнить таблицу»


Ну, вот. Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди неё – маленький домик.

В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. За её домиком дорога разветвляется на две части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.

Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Все участники соревнования решают уравнение в тетрадях, а один человек от команды – у доски. Будьте готовы помочь представителю своей команды.

Задание 3.

1 команда: (х+3)*7=133. (х=16)

2 команда: 181-8х=45 (х=17)

К пруду Тортилы вел указатель с числом 17, поэтому Буратино пошел по второй дороге.

Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю. Они посоветовали: вырыть три ямки. В первую ямку положить х монет, во вторую- на три монеты меньше, чем в первую, а в третью – в два раза больше, чем во вторую.

Задание 4.

Составьте к сформулированной задаче краткую запись и уравнение. Запишите их в тетрадях.

I – х м.

II — ? м., на 3 м. <, чем 7 монет

III — ? м., в 2 раза >, чем

Ответ: х+(х-3)+(х-3)*2=7

А теперь придумайте свою задачу и составьте проект решения этой задачи на ватмане. Оцените работу друг друга.

Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они натравили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.

Задание 5.

Чтобы узнать, чем это путешествие закончится, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте. /цепочкой, по одному ученики ходят к доске и записывают ответы/ если увидели, что предыдущий участник допустил ошибку, можете её исправить. /ответы: 106 и 102/

Очередное испытание преодолено, хотя оступившихся пришлось вытягивать из болота.

Наконец-то Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.


Задание 6.

В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой – путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху! (ответ: 4*58*6*2=2784 утки)

Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.

Задание 7.

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто так, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.

Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Непустая коробочка», на зеленой – «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой».

Так где же лежит золотой ключик? Тот, кто первым объяснит решение задачи, принесет команде один бал. /ответ: в 3 коробочке/

Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой…

С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?

/подведение итогов/

Право открыть потайную дверь предоставляется участнику победившей команды.

Преодолев так много испытаний,

Вы оказались у двери в Мир Знаний.

«Входите в неё, — скажу вам я, —

Добро пожаловать, друзья!»

За помощь Буратино всем большое спасибо! Участники победившей команды за урок получают пятерки.

А теперь вернемся к «Дереву Знаний» теперь после этого урока найдите себя на этом дереве. А на стикерах напишите: ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ и НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ. Всем спасибо за урок.

Свежие документы:  Формирование вычислительных умений и навыков у учащихся 5-6 классов ( в условиях применения игровых ситуаций на уроках математики )

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: