Инновационный проект на тему: «Формирование художественной культуры учащихся посредством использования информационно-коммуникативных технологий на уроках МХК»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 г. Ивделя






Инновационный проект на тему:
«Формирование художественной культуры учащихся
посредством использования информационно-коммуникативных
технологий на уроках МХК»






Выполнила:
преподаватель русского языка, литературы и МХК
МОУ СОШ №2 г. Ивделя Халанская Татьяна Владимировна






2011 год

Одним из направлений модернизации российского образования является его информатизация. Согласно Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, информатизация образования понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России». Информатизация в контексте проекта информатизации сферы образования направлена на изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе. Задачами информатизации является приведение целей, содержания образования, технологий учебного процесса и форм оценивания результатов в соответствие с информационным аспектом современной цивилизации с учетом наличия условий информационной деятельности, а также формирование условий информационной деятельности, соответствующей современному и будущему обществу и образовательному процессу.

Актуальность данной работы состоит в том, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает
существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Противоречие: с одной стороны педагог должен перейти на качественно новый уровень преподавания предмета, активно освоить работу с ИКТ, с другой стороны не созданы условия для качественного преподавания уроков МХК.

Отсюда возникает проблема — как поднять интерес школьников к изучению предмета МХК, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Цель — создание условий для формирования художественной культуры учащихся посредством использования ИКТ на уроках МХК.

Для достижения данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • Оценить содержание школьного курса МХК на возможность применения ИКТ.

  • Разработать систему методов и форм организации учебной деятельности, направленную на формирование у учащихся умения самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет и других источниках, формирование устойчивой мотивации.

  • Проанализировать результаты применения ИКТ на уроках МХК.

Образовательный процесс строится на следующих принципах:
доступность, последовательность, системность, научность.

Приобщение учащихся к мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать в процессе преподавания предмета «мировая художественная культура».

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Предмет МХК не тождественен истории искусств, хотя, безусловно, находится с ней во взаимосвязи. Этот предмет не изучает искусство и с чисто научных позиций, хотя использует понятия и термины, принятые в теории искусств. Рассматривая общие закономерности развития художественной культуры, обращаясь к различным видам искусства и взаимосвязям между ними, МХК приобщает учеников к той специфической форме человеческого познания и самопознания, которая выражается в художественно-эстетической модели мира, воплощается средствами искусств.
для достижения качества обучения, повышения эффективности учебных занятий, ребята, владеющие ИКТ составляют электронные приложения к урокам к отдельным темам, а также привлекаются к использованию ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций, слайд-проектов. Все это позволяет повысить качество обучения, делает его динамичным, увеличивает – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляются личностные качества учащихся, происходит поиск и развитие их творческих способностей. К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

  • акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

  • систематизация материала;

  • использование и создание иллюстрированного материала;

  • постепенно складывается личная «медиатека».

  • необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы учащимся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения.

  • дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.

  • распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. При подготовке электронных приложений к урокам, у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по
МХК.

В качестве зачетной работы предлагаю ребятам выполнить индивидуальные или групповые творческие проекты. Результатом работы должны стать компьютерные презентации или видеоролики по выбранным темам проекта. Проектная деятельность позволяет:

  • создать условия для творческого освоения материала по мировой художественной культуре, развития способностей учащихся;

  • приобщает учащихся к мировому художественному наследию, осознание личностной значимости изучаемого материала;

  • систематизировать знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, музыки, театра).

Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не
только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и
проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, делает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций и видеороликов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенции, через освоение пространства художественной культуры.

Использование ИКТ привело к следующим результатам:

  • повышается качественный уровень обученности;

  • повышается художественная культура учащихся;

  • повышается учебно-познавательный интерес к предмету;

  • повышается творческая активность учащихся, приобщение их к ценностям мировой художественной культуры, делает этот процесс более увлекательным.

Разрабатывая уроки с применением информационно-коммуникационных технологий, убеждаешься, что их использование способствует формированию художественной культуры школьников.

Одна из трудностей в процессе изучения мировой художественной культуры – освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, умении отнести незнакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному направлению, самостоятельно его интерпретировать и оценивать. для этого необходимо усвоить огромный материал по различным видам искусства, овладеть терминологией, ключевыми понятиями. Создание презентации дает возможность ребятам практиковаться в структурировании художественного материала.

Одна из форм работы в этом направлении — проектная деятельность по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций, сайтов, видеофильмов или видеофрагментов.

Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.

На уроках МХК в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.

Урок — дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи — устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Очень эффективен урок — игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей.

Ещё одна интересная форма урока — это урок-презентация, или урок представление. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока — это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint, в общую презентацию.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.

Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.



Интернет ресурсы по Мировой художественной культуре:
Портал «Архитектура России» http://www.archi.ru

Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

ARTYX.ru: Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru

Classic-Music.ru — классическая музыка https://www. classic-music.ru

World Art — мировое искусство http://www.worldart.ru
Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru

Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru

История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru /

Московский Кремль:
виртуальная экскурсия http://www.moscowkremlin.ru

и д.р




Свежие документы:  Рабочая программа по МХК Данилова 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: