Конспект Мастер-класса по МХК «Традиции изготовления пасхальных подарков»


Тема мастер-класса:

«Традиции изготовления пасхальных подарков»

Задачи:

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении наследия предков,

на основе создания традиционных народных обрядовых кукол из текстиля, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

Развития — способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитания — воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Метод: объяснительно — иллюстративный, исследовательский.

Оборудование:

экран для показа слайдовой презентации, мультипроектор, ткань (лоскуты различного цвета), нитки.



ХОД МАСТЕР-КЛАССА.

I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В настоящее время в школах большое внимание уделяют нравственному воспитанию. Его суть состоит в том, что бы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории и культуре родной страны и, естественно, к своей семье, поскольку во все времена семья оставалась основой общества, его традиций и культуры.

На уроках МХК нами был разработан практико-ориентированный проект «Народная кукла: вчера и сегодня». Содержательной основой стало изучение традиций изготовления кукол в России, которые занимают важное место в культурном наследии и в современной жизни нашего народа. Кукла – это знак в культуре, это всегда отражение человека в культуре, выражение его, человека, знаний о мире и миропорядке, о месте в этом мире.

Мастер – классы по изготовлению традиционных кукол из текстиля являются частью цикла уроков, посвященных народной культуре (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-9 классы «Мировая художественная культура: факультативный курс. 5-9 кл.», автор: Данилова Г.И. – 2002). Полный цикл уроков рассчитан на подростков, учеников средних и старших классов, но многие простейшие элементы, включенные в этот цикл, могут быть с успехом использованы на уроках эстетического цикла с младшими школьниками.

Что может дать кукла ребенку?

  • Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребенок из уст взрослого узнает историю своего народа.

  • Кукла, изготовленная своими руками, поднимает самооценку ребенка, напоминает, что русский человек – это мастер, умеющий сделать своими руками все необходимое для жизни.

  • Работа по изготовлению кукол дает детям первые представления о разумной экономии, раскрывает истинную ценность вещей.

  • Кукла, сделанная своими руками, вызывает у учащихся чувство любви и привязанности, требует бережного отношения: ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому – то из членов семьи или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к близким людям.

  • Работа по изготовлению куклы учит деятельному общению, поскольку без посторонней помощи куклу сделать сложно.

В рамках комплексного проекта деятельность школьников была организована следующим образом.

Ученики 7 класса исследовали игровую кукле для младенчества и детей до 7 лет. Суть проекта – в изготовлении кукол, призванных (в соответствии с традициями) оберегать, защищать детей, развивать зрительное восприятие и сенсорику. А так же изготовление кукол, более сложных по конструкции, с большим числом деталей.

Ученики 8 класса выполняли проект по изучению игровых кукол, предназначенных для детей от 7 до 10 лет.

Ученицы 9 класса, занимающиеся в студии ДПИ «Мастер», шили куклы. По традиции каждая девушка старалась в такой игрушке показать все свои умения и навыки.

Наш опыт показал, что организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, способствует формированию толерантной личности, адекватно осознающей необходимость уважительного отношения к людям различных национальностей и культур.

II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Сегодня я хочу познакомить вас с традициями народа, связанных с изготовлением подарков к Пасхе.

Светлое Христово Воскресение или Святая пасха является величайшим из христианских праздников. Слово Пасха означает «прохождение мимо, пощада, избавление».

Мы с вами будем работать в парах: создадим куклу Вербницу по традициям русского народа.

Кукла Вербная (Вербница)

Изготовление пасхальных кукол — «Вербниц» — работа не более сложная, чем роспись пасхального яйца. Лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником.

Пласт свежей бересты (в нашем случае картона) сворачивают от короткого края трубочкой диаметром до 3 см. трубочку закрепляют посередине двумя-тремя витками нити.

Центр лоскута красной ткани накладывают на установленную вертикально трубочку и аккуратно делают четыре складки.

Сначала вдоль трубочки укладывают два противоположных угла лоскута. Придерживая разложенные углы рукой, укладывают другие два противоположных угла лоскута. Ткань расправляют по поверхности трубочки, закрепляют двумя-тремя витками красной нити.

По традиции не выполняли портрет кукол. Существовало поверье: в куклу с нарисованным лицом могла вселиться бесприютная душа человека, погибшего злой смертью, в таком случае кукла могла принести человеку вред.

В народе всегда любили красный цвет, цвет праздника. Ведь в старину слово «красный» означало еще и «красивый».

Разведя в стороны сложенные внутрь углы лоскута, другим белым лоскутом оборачивают трубочку поверх расправленных краев лоскута от середины к низу. Лоскут закрепляют двумя-тремя витками нити.

Чем тяжелее был труд, требовавший от человека полной отдачи сил, тем веселее проходили праздники, к которым относились серьезно, уважительно, ведь это только в будние дни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный, сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие и мастерство.

Кончики свободных концов первого лоскута подгибают внутрь на 1 см и, отступив от краев по 0,5 см, закрепляют двумя-тремя витками красной нити.

В старинном костюме все имело значение: вот и узоры вышивки с зашифрованными в них символами-оберегами были непросто украшениями

— они охраняли человека от злых сил. Через отверстия в одежде всякая нечесть могла получить доступ к телу и навредить ему, поэтому ворот, рукава и подол украшали вышивкой.

Из лоскутков цветной ткани наматывают поневу и передник. Их крепят на поясе куклы витым из цветных нитей поясом-шнуром.

В давние времена сложилось присловье: «за Окой сарафанов не носят». Действительно, в некоторых губерниях России замужние женщины носили поневы – юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понев могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок. Поневы различались покроем, цветом, отделкой. По этим признаком можно было определить, из какой губернии, уезда или даже деревни происходит владелица одежды.

Пояс плели или вязали из цветной шерсти, а концы украшали кисточками. Ходить «враспояску» считалось грехом.

На голову кукле повязывают платок, который закрепляют узлом сзади.

Платки на Руси были известны в XVI – XVII веках, тогда их называли канавадками. Частью женского головного убора они стали, заменив старинные убрусы – накидки (убрусом называлось полотенце). У женщин и девушек существовала разная манера носить платок. Замужняя женщина надевала один платок и завязывала его узлом под подборотком, девушка могла накинуть на плечи несколько платков, заправить их концы за лямки сарафана или свернуть платок лентой шириной около 15 см и носить как повязку на голове.

В руки кукле «дают» веточки вербы, узелок с куличом и яйцами.

В Пасхе большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя пасху из творога, кулич и крашеные яйца. Их освящали в церкви, как правило, в субботу, а потом ими разговлялись.

Несмотря на кажущуюся простоту и внешнюю схожесть с технологией изготовления других кукол, кукла Вербница воплощает собой основательность черт характера жителей России. Она символизирует женщину, идущую в храм. Нередко куклу делали с произнесением оберегающих заговоров. Кукла считалась наполовину одушевленным предметом, т.е. собственной души у куклы не было, она получала частичку от ее создателя, поэтому нельзя было делать игрушку в плохом настроении.






Вот куколка и готова! Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Текущий инструктаж.

  • Оказание помощи.

  • (Инструкционные карты).

  • Показ трудовых приемов.

  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

  • Анализ готовых работ.

(цветовая гамма, законченность произведения, передача настроения и т.д.)

Возвращаясь к теме мастер-класса, следует отметить: центральное место в пасхальной обрядности занимает окрашенное яйцо. Оно является главным знаком праздника. Красное окрашенное яйцо символизирует собой мир, обагренный кровью Христа, и через это возрождающийся к новой жизни.

На занятиях студии ДПИ «Мастер»,руководителем которой я являюсь, ребята работают не только в традиционных для мордовского народа техниках, но и создают декоративные композиции в совершенно новом ключе. Наиболее любима техника английских ткачей «изонить». Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. «Изонить» не требует дорогостоящих материалов — только цветные яркие нити и твердую подложку. Вашему вниманию представлены пасхальные сувениры, выполненные в этой технике.

Лада, здоровья и процветания вам и вашим семьям!



Свежие документы:  Викторина по экономике для 8 – 11 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: