Конспект урока по искусству в 8 классе «Музыкально-поэтическая символика огня»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

г.о. Саранск Республики Мордовия















Конспект урока по искусству
в 8 классе

«Музыкально – поэтическая символика огня»





подготовила

учитель музыки и МХК

Чарина Ольга Владимировна









г.о. Саранск
2014





Тема: «Музыкально – поэтическая символика огня»

Цель урока

Выйти на новый уровень обобщения полученных знаний о символике в искусстве.

Задачи урока

  • Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

  • Развивать эмоциональные чувства учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, занимательности;

  • Обеспечить нравственное воспитание учащихся; 
    Обобщение понятия «символ» в искусстве, систематизируют роль огня в жизни человека, значения, которые несет понятие «огонь» в культурологи;

  • Знакомство с новым произведением А.Н. Скрябина

Оборудование и материалы

Проектор, экран, компьютер



Ход и содержание урока

I. Орг. момент

II. Повторение пройденного

— Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в искусстве. Вспомните определения знаков и символов.

III. Объяснение нового материала

— Тема урока сегодня «Музыкально – поэтическая символика огня».

— Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь? Какой смысл закладывали мастера искусства в этот образ? Запишите свои мысли в тетрадь. (Самостоятельная работа — 3 мин. Кластер «Огонь»)

( Актуализация ранее полученных знаний).

— Проверяем. Ответы учащихся.

— А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? Какой силой он обладает?

— Я усложню задание. Как вы думаете, о чем картина Уильяма Блейка «Великий архитектор», 1794. Какой смысл вложил художник в огонь, изображенный на этой картине?

На рубеже XIX и XX столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с грубой действительностью и уйти в мир мечты.


– Вспомните, как называлась эта эпоха в русском искусстве? (“Серебряный” век).
– Одним из приверженцев новых веяний в искусстве был композитор – А.Н.Скрябин. Он утверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. Музыка буквально “светится цветами”, говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, кровавый отблеск ада; ре мажор золотиста, как солнечный луч, а фа-диез мажор – это торжественный синий цвет Разума. Остальные цвета представлялись ему смутно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства тональностей и близлежащих цветов спектра. И убедил себя, что его система, его звуко-цветовой принцип верны.

Основа должна быть общей. Должно быть Единство!”

А.Н. Скрябин обладал цветным слухом , каждая тональность виделась ему в определенном цвете и он мечтал соединить музыку и цвет в едином произведении.
Русский композитор – символист А. Н. Скрябин, пишет крупное произведение для хора, фортепиано и симфонического оркестра «Прометей или Поэма огня». Мы его сегодня услышим.

Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” ввести партию “светового клавира”.


– Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, именно ему посвятил Скрябин свое произведение, являющееся прорывом в музыке?


Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, – пояснял Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительную силу огня – разрушающую и созидающую вновь. Звуковые воздействия композитор хотел усилить световыми, чтобы показать воочию, как туманные надежды человечества сменяются ослепительным блеском, экстазом освобожденной души. Но многих современников, такое новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композитора с недоверием.

Первое исполнение партитуры со световой строкой состоялось для узкого круга людей на квартире у композитора со световой аппаратурой, построенной у него в кабинете. Аппаратура эта была примитивной – дюжина лампочек, расположенных по кругу на потолке. Их прикрывали лоскутки разноцветной материи.

Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки от электрических звонков, которые были присоединены к светильникам.

При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «Огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангардизма, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшими изобретениями. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь А.Н.Скрябина – АНС.

И теперь нам остается только посмотреть светозвуковое воплощение замысла композитора.

Просмотр видеозаписи «Прометей».
Запись мировой премьеры концерта «Прометей» 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга. Световая партия выполнена по системе В. Афанасьева, автор И. Полех, арт-программист Б. Бокатович. В концерте участвуют А. Аниханов, П. Осетинская, М. Изотов и др. 

IV. Итог урока

Вы правильно поняли, что эта музыка выходит на общечеловеческие проблемы: зачем мы приходим в этот мир? В чем смысл жизни? На что она должна быть потрачена?

— А закончить урок мне хочется словами А.Н. Скрябина : «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом…нужно испытать отчаяние и победить его».

V. Дом. задание. Сравнить высказывания двух композиторов. Что их объединяет?
Учебник стр. 75





































Список использованной литературы

1. Программа «Искусство» 8 — 9 класс. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. М.: Просвещение, 2011

2. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2012



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

https://www.people.su/youtube_video-skryabin-prometejj-scriabin-prometheus

https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-uilyama-blejka-velikij-arxitektor/



5


Свежие документы:  Инновационный проект на тему: «Формирование художественной культуры учащихся посредством использования информационно-коммуникативных технологий на уроках МХК»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: