Конспект урока по МХК «Образ женщины-матери сквозь века» 8 класс


Открытый урок

По МХК



по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс



Организационная информация

Тема урока


«Образ женщины-матери сквозь века»

Предмет

Мировая художественная культура

Класс

8 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Хабарова Жанна Аркадьевна, педагог мировой художественной культуры

Образовательное учреждение

МОБОУ лицей % 10

Республика/край, город/поселение

г. Ставрополь

Методическая информация

Тип урока


Изучение нового материала

Время

2 часа


Цели урока


Обучающая: — познакомить с образами женщин в художественной культуре.

Воспитывающая: — приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; — показать разнообразие авторских интерпретаций образа женщины;

— сформировать навык самостоятельной работы с информацией по теме и представлением результатов в электронном формате (презентация).

Развивающая: — развивать творческую активность учащихся;

— научить работать с различными источниками информации.

Задачи урока


  1. Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

  2. Создать коллективную презентацию по теме.

  3. Научить читать авторский замысел, открывать смысл произведения, сравнивать произведения разных эпох и авторов.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В процессе самостоятельной деятельности учащиеся:

— приобретают навык поиска, обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

— закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

— получают опыт взаимодействия в группе;

— закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

— актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления.

Необходимое оборудование и материалы

АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога, АРМы учащихся (компьютерный класс на 12 мест).

Интернет, локальная сеть.

Проектор.

Интерактивная доска.

Традиционная доска.

Раздаточные материалы:

— задания для групп (приложение №1);

— таблица «Ключевые слова» (приложение №2) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу;

— тексты (приложение №3);

— таблица для сравнения картин (приложение №4) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу.

— цветы-шаблоны

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Включается музыка. Ф. Шуберт «Аве Мария». Под музыку демонстрируется слайд-шоу с женскими образами.

Ход и содержание урока

Организационный этап. 2 мин.




















Этап актуализации темы и постановки целей урока 3 мин.









Этап погружения в проблему подготовки учащихся к активному сознательному изучению нового материала

3 мин.











Этап освоения новых знаний

25 мин.










Этап закрепления новых знаний 25 мин.





Этап осмысления

15 мин.
















Этап рефлексии 5 мин.















Этап информации учащихся о домашнем задании 2 мин.


Здравствуйте ребята!

Все мы помним строчки из детского стихотворения «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны!». Действительно это неоспоримый постулат.

Образ матери, мамы, мамочки неисчерпаем. Кажется, какой стороны быта или бытия ни коснись — везде найдешь ее отзвук. «Вся гордость мира от матерей,- сказал А.М.Горький,- без. солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни поэта ни героя.»

Не случайно эти слова матери звучат как гимн самой жизни, и не случайно через мировую культуру образ матери проходит яркой линией: так в эпоху Возрождения -мадонна с младенцем на руках, в русской культуре- обожествление в иконах.

Мама -поистине одна из сложнейших профессий на Земле, это испытание на Доброту и Великодушие. Это она научила нас ходить, говорить, понимать язык народа. Это она открыла красоту жизни. Весь мир держится на материнской любви.


Ребята, вы видите на доске схему – солнышко. Давайте запишем ключевые слова нашего занятия вместо лучей.

На диске солнышка запишем цель нашего занятия.

Зарисуйте схему-солнышко в тетрадь.

Эпиграф нашего занятия слова М.Кузмина; «Ведь каждая мать — Мадонна, И всякий ребенок свят!». Почему я предлагаю этот эпиграф? Как вы его понимаете?


Беседа учителя на фоне слайд-шоу.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

(Г. Данилова Мировая художественная культура. 7-8 класс.-М.: Дрофа, 2006.-С. 83

Сегодня, мы с вами будем знакомиться с женскими образами самостоятельно.

Ребята делятся на группы (по количеству компьютеров), получают задания алгоритм выполнения, законы презентации (приложение №1). При выполнении заданий используется учебник и электронные тексты (сканированные страницы учебника или Интернет-сайты). Иллюстративный материал необходимо найти самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, либо картинки размещены в папках на компьютере.

Ребята мы начинаем презентацию работ.

Группа представляет тему. После каждой темы ребята записывают в тетради ключевое слово и его объяснение. Одновременно ключевое слово и объяснение пишется в таблице на доске (приложение №2).

Ребята на интерактивной доске представлены две картины. Познакомимся с картинами, используя раздаточный материал (приложение №3)Попробуем сравнить эти картины. Красным маркером мы будем соединять общее, а зеленым маркером – различия.

Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу «Мадонны: движение навстречу»(см. приложение №4)

Таблицу мы заполнил можем сделать. Ребята предлагают выводы, которые фиксируются на доске. Затем записи обобщаются учителем в один общий вывод, который и записывается в тетрадь.

Вывод: Леонардо да Винчи и Петров-Водкин выразили чувство материнства, которое проникает в глубину души и остается там навсегда.



В начале урока мы с вами заполняли схему – солнышко. Мы знаем, что солнышко способствует росту всего живого на земле. Давайте, представим, что наше солнышко взрастила цветы –знаний. Посмотрите у вас на партах лежат шаблоны цветов. Напишите внутри каждого цветка, что вы нового узнали из нашего урока. Разместите цветы вокруг нашего солнышка на доске.

Сегодня мы много узнали об образе женщины в разные века и в разных странах. Учитель может зачитать самые интересные предложения с цветов-шаблонов.

Ребята, а какие еще ключевые слова мы можем добавить в нашу схему-солнышко.


Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Я получила большое удовольствие от нашей совместной работы. Я очень рада что вы такие творческие. Но я надеюсь, что выполнение домашнего задания поможет вам более глубоко изучить образ женщины в мировой художественной культуре.

Первый вариант: Сравнить образы мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Второй вариант: Сравнить европейский образ Мадонны с образом Богородицы на Руси.


Проверка и оценивание ЗУНКов


Групповая презентация. Активность заполнения схемы, таблиц.

Рефлексия деятельности на уроке


Создание «Цветника новых знаний».

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.


Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Последующие уроки могут быть представлены такими темами:

— Орнамент (как культурный код-символ различных цивилизаций).

— Гербы и эмблемы (как символы государства).

Эти темы дополняют и позволяют углубленно изучить художественные символы и рассмотреть их в разных аспектах, как с позиции искусства, так и с позиции истории, политики. Такое разнообразие позволит расширить картину мира учащихся.

Другое


Идеален вариант проведения урока в модели 1х1

Возможен и такой вариант: как опережающее задание для ребят собрать картинки с образами женщин, рассортировать их по папкам, создать коллекцию на сервере и при создании презентации использовать уже готовые картинки.

Приложение №1


Задания для групп



Темы:

  1. «Венеры» первых художников Земли.

  2. Священный лик Богоматери

  3. Богоматерь Оранта

  4. Богоматерь Одигтрия

  5. Богоматерь Елеуса

  6. Русские иконописцы: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий

  7. Мадонны титанов Возрождения. Леонардо да Винчи

  8. Мадонны титанов Возрождения: С. Рафаэль

  9. Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

  10. Женщина-мать в искусстве 20 века.

  11. Мадонны К.С. Петрова-Водкина



Задание.

  1. Заполнить шаблон презентации 2 слайда.

  2. Подобрать фактуру (фон) для презентации по теме.

  3. Подобрать музыку для сопровождения.

  4. Подготовить презентацию. Распределить в группе текст так, чтобы были задействованы все участники.



В своей работе рекомендуем использовать Интернет- ресурсы, заготовки, представленные в папке «Образ женщины сквозь века», учебник, раздаточный материал, книги с выставки.


Приложение №2




Слово

Объяснение

Палеолитическая Венера

Маленькая женская статуэтка времен первобытнообщинного строя.

Икона

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) — в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.


Богородица

(Богома́терь, греч. Θεοτόκος, в католицизме Де́ва Мари́я, лат. Virgo Maria) — в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в православии и католицизме

Богоматерь Оранта

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях.

Богоматерь Одигитрия

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу.

Богоматерь Елеуса

На иконе «Умиление» мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Мадонна

Женщина, являющаяся воплощением красоты, целомудрия и кротости. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

Славянка

Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов.






Приложение №3


К. Петров-Водкин

Мать. 1915. Х.М. 107×98.5. ГРМ., Санкт-Петербург




Материнство — одна из излюбленных тем художника — решена слишком в русском стиле. Образы русских женщин, которых любовно и бережно изображает художник, окрашены не столько в национальные, сколько в социальные оттенки. В них одухотворенность и сочетание целомудрия и жизненности.

В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери.

С идеей целомудренной строгости и чистоты связано ощущение глубокого синего цвета. Начало же наполненной жизненности отливается в красном цвете не менее наполненном. В «Матери» 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. И вот, в течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся, приобретал все большую конкретность полнокровный женский облик. Он с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года. Если это так — а это представляется правдоподобным, — то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого жизненного материнского, или — шире — женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Мать в этой картине Петрова-Водкина — молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы — они станут теперь неизменной деталью многих произведений художника — только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что «царственной» осанки. А главное — решительно изменилось само выражение материнского «лика». На смену чуть «постно-смиренному» выражению крестьянской матери 1913 года, с ее «уныло-сонным» взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы — такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post66195694/


Леонардо да Винчи

Мадонна Литта

Madonna Litta 1478-1482


Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.




«Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже «Мадонны Бенуа». На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963 https://www.abc-people.com/data/leonardov/023pic.htm

Приложение №4



Мадонны: движение навстречу


Параметры характеристики

Леонардо да Винчи

Мадонна Литта


К. Петров-Водкин

Мать

Время

День

День

Пространство

Реальное. Комната в доме.

Реальное. Деревенская изба

Год написания

1478-1482

1915

Техника

Масло

Масло

Сюжет

Мама кормит ребенка

Мама кормит ребенка

Изображение матери

Голова повернута к ребенку. Взгляд умиленный, спокойный. Мадонна наслаждается своим ребенком. Ее взгляд ласкает ребенка.

Лицо милое, серьезное.

Трепетно держит ребенка, любуясь всеми его складочками.

Голова отвернута от ребенка. Взгляд задумчивый, размышляющий. Наслаждается своими мыслями.

Лицо милое, трогательное

Придерживает ребенка и грудь, помогаю малышу кушать, такие движения говорят об автоматизме кормления, что во время кормления можно задуматься, расслабиться, побыть «в себе».

Изображение младенца

Крупный младенец, с нежно выписанными складочками тела. Большие глаза, кудрявые волосы. Глаза смотрят на зрителя, то есть взгляд уходит из пространства картины и охватывает внешнее пространство. Ребенок изображен очень большим, как будто он взрослый и у него есть уже свои тайны и свои жизненные планы. В руке у ребенка игрушка.

Малыш спит под защитой мамы. Розовое тельце малыша выражает спокойствие. Малышу комфортно, уютно, спокойно, тепло. От младенца исходит умиротворение и материнская любовь. Размер малыша более реальный, чем у Леонардо да Винчи. Изображен малыш, которого надо оберегать, заботиться и любить.

Пейзаж

Виден из двух окон. Симметричен. Складывается такое впечатление, что это задник, то есть заставка на окнах, а не реальная природа. Пейзаж создает такое впечатление, что комната, находится очень высоко. Не случайно искусствоведы говорят о том, что пейзаж написан учениками Леонардо.

Виден из окна. Деревья, деревенский дом. Реальный пейзаж.

Задний фон

Стены комнаты и два симметричных окна.

Доски, окно, стол с кувшином и чашкой. Пустая божница. Иконы скорее всего убраны в сундук. Вера осталась в душе. Передаст ли мать ребенку веру? Станет ли инстинкт самосохранения важней, чем вера?

Композиция

Мать и ребенок. Вертикальный формат.

Преобладание вертикалей.

Образ матери и ребенка, составляет пирамиду, что говорит о вечности. Малыш изображен слева и это говорит, что Мадонна вручает внешнему миру своего малыша – нового жителя Земли.

Точка встречи диагоналей – грудь Мадонны, это означает придание энергии малышу, передача тепла, ласки, любви от матери старшего поколения к малышу –новое поколение.

Мать и ребенок. Вертикальный формат. Преобладают диагонали, поэтому в картине присутствует тревожность. Образ матери и ребенка заключен в пирамиду. Ребенок расположен справой стороны, что создает впечатление: мать не хочет отдавать малыша во взрослый мир, она защищает его.

Точка встречи диагоналей грудь.

Колорит

Оттенки желтого, коричневого, показывает делают тела мамы и младенца спокойными. Одежда мамы изображена в синих и красных тонах. Синий тон – холодный. Красный тон -теплый. Коричневые ленты в волосах и золотой воротник – теплые тоны.

Синий цвет плаща перекликается с синим небом, что говорит о духовной красоте и чистоте Мадонны.

Оттенки коричневого – задний фон.

Красная юбка матери охватывает ее бедра и создает ребенку колыбель. Колыбель красная. Хотя красный цвет теплый, но здесь он становится тревожным и говорит о том, что какие исторические катаклизмы ждут малыша, который родился и кормился в красной колыбели.

Оттенки синего присутствуют на рубахе матери, ее платке и перекликаются с небом.


Настроение

Преобладание теплых тонов создают спокойное настроение картины

Смешанное настроение – посмотришь на лицо матери и ребенка и видишь покой. А посмотришь на пустую божницу и красную юбку – рождается тревога.

Место экспозиции

Эрмитаж

Русский музей




Аспектный анализ урока


«Образ женщины-матери сквозь века»


Для реализации цели были решены следующие задачи:


Обучающие:

Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

Развивающие:

Создать коллективную презентацию по теме.

Научить читать авторский замысел, открывать смысл произведения, сравнивать произведения разных эпох и авторов.

Воспитательные:

Уважение к шедеврам мировой художественной культуры.


Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества.

Для эффективного решения задач урока использовались элементы здоровья-сберегающей системы образования.

Межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, культурой, традициями русского народа, поэзией, музыкой.


На уроке использовались методы работы:


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:


  1. Словесный (рассказ) – ля активизации познавательной деятельности учащихся.

  2. Наглядный (демонстрация, презентация, выставка)

  1. Практический работа по группам

  1. Репродуктивный

Ученики применяли по образцу (последовательность) ранее усвоенные знания


5. Частично-поисковый

Основной этап практической работы был связан с самостоятельным поиском


6. Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.


Методы, которые использовались для стимулирования и мотивации обучения:


  • Создание ситуации эмоционального переживания (презентация +рассказ+ музыка)

  • Ситуация удивления (использование поэзии и музыкм в водной части урока, рассказ о произведении художника)

  • Ситуации успеха (памятки таблицы, поощрение во время самостоятельной работы)

  • Ситуаций занимательности (сопоставление )

  • Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности данных картин)


Тема рассчитана на 2 урока. Все этапы были связанны между собой логически и были направлены для реализации основной части.

1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

2. Вводный – заинтересовывал и создавал интригу

3. Рассказ – помогал создать художественный образ

4 .Работа в группе позволяла настроиться, почувствовать свое вдохновение.

5. Практическая работа — функции мышления и восприятия.

6 Рефлексия. Создание «Цветника новых знаний». Подведение итогов – оценить результаты, понять самого себя.


В каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:

1. познавательные

2. образно — символические

3. регулятивные

4. коммуникативные

Метапредметная связь на уроке прослеживается и это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Ученики в процессе обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

— закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

— получают опыт взаимодействия в группе;

— закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

— актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления


Урок был направлен на:

  • Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

  • Осознание ими содержания урока, последовательности действий.

  • Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

  • Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

  • Через освоение художественного наследия русского народа на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает наглядность и качество образовательного процесса.

Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, каждый получил оценку своего труда, материал урока учениками усвоен.


Литература и средства обучения:

  1. Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

  2. Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

  3. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

  4. МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

Использование медиаресурсов:

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

  • Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

  • Русский музей.

  • Шедевры русской живописи

  • Собственные медиаресурсы.









Свежие документы:  Конспект совместной деятельности педагога и детей «На птичьем дворе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: