Конспект урока по МХК «ПРЕКРАСНЫЙ КРИТ – ПОВЕЛИТЕЛЬ МОРЕЙ» 6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ногинска Московской области



РАЗРАБОТКА УРОКА

МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

в 6 классе.





«ПРЕКРАСНЫЙ КРИТ – ПОВЕЛИТЕЛЬ МОРЕЙ».








Учитель изо и МХК Никульшина Е.В.,

учитель высшей категории








План-конспект урока.


Тема урока: «Прекрасный Крит – повелитель морей».


Тип урока: урок-путешествие, изучение нового материала с использованием ИКТ и технологии интегрирования.



Цели урока.


Образовательные: — познакомить детей с прекрасным миром Критской

Культуры, древнейшей культуры Европы;

— расширять и углублять знания детей о культуре Древней

Греции;

— повторить известные детям греческие мифы;

— познакомить с новыми понятиями и терминами.

Развивающие: — развивать любознательность, интерес к неведомому и

непознанному;

— развивать зрительную, ассоциативную память, внимание,

сообразительность.

Воспитательные: — воспитывать эстетическое чувство, потребность в

общении с лучшими образцами искусства;

— воспитывать уважение к истории человечества,

к мастерству и творчеству людей прошлого и настоящего



Оборудование.


  1. Фильм студии «Кварт» «Древняя Греция». Фрагменты. Формат DVD, демонстрация с использованием телевизора.

  2. Видеоряд-презентация по теме «Минойская культура». Демонстрация с использованием средств мультимедиа.

  3. Методические записи на доске.

  4. Для учащихся – тетради и выполненные дома рисунки по теме «Мифы Древней Греции».







Ход урока.


1. Учитель просит детей прочитать и записать тему урока и объявляет, что сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Затем задаёт вопрос

— знакомо ли уже вам это название – Крит?

— что это такое и где вы с ним встречались? Ответ: это название острова у берегов Греции

— какую большую тему мы сейчас изучаем? Ответ: мы изучаем тему «Художественная культура Древней Греции»

Учитель: Начнём мы наше путешествие с того, что вам уже знакомо по предыдущим урокам МХК. Мы посмотрим фрагмент учебного фильма, который поможет нам окунуться в атмосферу культуры Древней Греции. Прошу вас смотреть очень внимательно, после просмотра будут заданы вопросы.

Демонстрируется вступительная часть фильма «Древняя Греция», в которой даётся краткий обзор природных условий и истоков культуры Древней Греции, а также перечисляются самые известные древнегреческие мифы.

После просмотра учитель задаёт вопрос:

— кто из богов, согласно мифу, подарил грекам оливковое дерево? Ответ: Афина

— какие из упомянутых в фильме мифов связаны с о. Крит? Ответ: Миф о Минотавре

— какие ещё вы знаете мифы, связанные с этим островом? Ответ: «Воспитание Зевса», «Похищение Европы», «Миф о Дедале и Икаре».

Учитель: Мы познакомились со многими греческими мифами, сейчас давайте посмотрим, на какие творческие подвиги вдохновили они наших художников

Демонстрируются рисунки детей по теме «Мифы Древней Греции».

2. Учитель: Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему же так много греческих мифов связано с о. Крит? А вот почему. Если древнегреческую культуру принято считать предшественницей всей европейской культуры, то на Крите в незапамятные времена существовала культура – предшественница древнегреческой. Критскую культуру так и называют – Догреческая, а ещё — Минойская (почему, мы узнаем потом). Так что с этого не очень большого острова в Эгейском море и началась вся европейская культура. Не зря и сама часть света Европа названа по имени героини одного из критских мифов. А ведь вплоть до конца XIX века Критское царство считалось чистым вымыслом. До тех пор, пока английский археолог А. Эванс не провёл на Крите раскопки, и на свет явились руины целого города и огромного дворца. Итак, в путь, на чудесный остров Крит.

Добавлю только, что Критскую культуру считают частью большой культурной эпохи, которую называют Крито-Микенской или Эгейской культурой. Опять напоминаю о внимательном просмотре фильма.

Демонстрируется вторая часть фильма «Критское царство».

После демонстрации фильма учитель просит записать примерные исторические рамки развития Критской культуры: III тыс. до н. э. — XIV в. до н. э. Далее учитель поясняет: покинувшие после катастрофы Крит жители доплыли до материка и заселили прибрежные земли. Они принесли с собой свою древнюю культуру и помогли расцвести городу Микены, с именем которого связана как раз вторая часть названия большой и важной эпохи в культуре Древней Греции. Но в Микены мы отправимся в следующий раз, а сейчас – Крит.

Учитель: А теперь задание для тех, кто внимательно смотрел фильм.

Вопрос:

— что означают слова, написанные на доске, и как они связаны с нашей темой?

— Кносс — Атлантида

— Минос — Бык

— Фера — Грифон


3. Учитель: Теперь мы продолжим путешествие по Древнему Криту и подробнее познакомимся с жемчужиной острова – чудесным Кносским дворцом.

Далее следует комментированный показ видеоряда-презентации.





1-й слайд. На остров Крит мы, конечно, прибываем по морю, как и 4 тысячи лет назад. Вот на таких лёгких и быстрых кораблях плавали критяне или минойцы, как их называют по имени того самого легендарного царя Миноса, о котором говорилось в фильме. Правители Кносса были настоящими владыками моря. Минойские суда ходили и на вёслах и под парусом. Корпус корабля был серповидный с высокими кормой и носом, как у египетских и финикийских кораблей. Эти лёгкие и стремительные кораблики позволяли кносским царям господствовать в Эгейском море и во всей восточной части Средиземноморья. Критская держава была важным торговым посредником Египта и Месопотамии. Поэтому, зарабатывая на торговле, критяне могли позволить себе заниматься благоустройством своего острова. Итак, наша цель – Кносс и Кносский дворец.

Давайте запишем два важных понятия – «Кносс» и «Минос» и письменно объясним их.

С


2-й слайд. К цели нашего путешествия ведёт мощёная каменными плитами дорога. Она, как видите, прекрасно сохранилась, по ней и сейчас ещё можно ездить.






3-й слайд. Вот так сейчас выглядит место раскопок. Некоторые фрагменты дворца отреставрированы, и мы можем представить, как выглядело это чудо архитектуры. Не случайно его легендарного создателя Дедала греки почитали как величайшего мастера.

4-й слайд. План дворца. Это действительно было чудо. Дворец занимал площадь более 2-х гектаров, в нём было больше 1000 помещений.




5-й слайд. По этому деревянному макету дворца, хранящемуся в музее г. Гераклион, мы можем представить, как он выглядел. Дворец был многоуровневым, он поднимался по склону и в некоторых местах достигал высоты 4-х этажей над землёй, а ведь были в нём и подземные уровни. Возможно, где-то в этих подземельях и обитал чудовищный Минотавр. Во дворце были достаточно комфортабельные условия жизни. Система его водоснабжения превосходила даже римскую. По терракотовым трубам вода распределялась по помещениям, имелась также и система канализации.





6-7-й слайды. Эти фотографии раскопок дают представление о разнообразии дворцовой архитектуры, о сложности и совершенстве строительной техники критян.

8-й слайд. Это одно из самых красивых и знаменитых мест в отреставрированной части дворца – открытый портик-балкон, с которого открывался прекрасный вид на остров. Обратите внимание на необычную форму колонн, они расширяются кверху, обычно, наоборот, колонны кверху сужаются.

Вопрос: какое изображение вы видите между колоннами? Да, мы опять встречаемся с изображением быка. Ведь бык был священным животным на Крите.




9-10-й слайды. Сейчас мы в нижних этажах дворца, в кладовых. В этих огромных сосудах, многие из которых были выше человеческого роста, хранили зерно, муку, масло, вино.

— Вопрос: как вы думаете, зачем столько ручек на этих сосудах?

Правильно, сквозь эти ручки пропускали верёвки, чтобы опустить или поднять этот сосуд из кладовой.


11-й слайд. Лестница. А теперь по лестницам, мимо этих чудесных сказочных колонн мы поднимаемся в парадные покои дворца.




12-й слайд. И оказываемся прямо в тронном зале, знакомом вам по фильму. Здесь мы видим трон, рядом скамьи, на них, видимо, сидели придворные. В центре зала – каменный сосуд, похожий на большой таз.

— Вопрос: подумайте, для чего предназначался этот сосуд?

Вы правы, он, наверное, был нужен для жертвоприношений, может быть, для ритуальных омовений.

На стенах мы встречаем уже знакомых нам грифонов. Обратите внимание, какой красивый, торжественный , царственный цвет использован для стен.



13-й слайд. Это так называемые «покои царицы». Они гораздо менее торжественны и парадны. И роспись такая весёлая – резвящиеся дельфины и рыбы. В покоях дворца мы постоянно видим морскую тематику. Жители острова прекрасно знали и любили море и его обитателей.




14-й слайд. Познакомимся подробнее с дворцовыми росписями. Вот характерный пример: стройный юноша в причудливом головном уборе занят каким-то очень важным делом, — так торжественна его поступь, весь его облик. Учёные давали разные названия этой фреске: «Шагающий принц», «Царь-жрец». Видимо, его действия носят ритуальный характер, а, может, он открывает какой-то праздник. И на этом празднике мы видим гостей.


15, 16-й слайды. Это разодетые дамы с причудливыми причёсками. Они о чём-то оживлённо болтают. А вот этот осколок стенной росписи сохранил подлинный облик знатной критской дамы. Это редкий экземпляр так хорошо сохранившегося большого фрагмента, ведь все остальные росписи восстановлены буквально по кусочкам. Эту даму археологи назвали «парижанка», так много в ней озорства и кокетства, которые приписываются жительницам Парижа.





17-й слайд. Слуги вносят напитки. Пир в самом разгаре.





18-й слайд. Игры с быком. Возможно, во время таких пиров и показывали критские юноши свою удаль и мастерство.








19, 20-й слайды. Изображений быка было найдено на Крите великое множество. Вот, например, этот сосуд – ритон выполнен в виде головы быка, и даже некоторые архитектурные украшения дворца напоминали бычьи рога. И вот что странно: изображения игр с быком, пожалуй, самые «агрессивные» и «воинственные» изображения во дворце. Ни одного изображения войны и даже охоты археологи не обнаружили, как не нашли они и остатков оборонительных стен.

— Вопрос: как вы думаете, почему на Крите не было оборонительных сооружений?

Да, критянам не нужны были крепости, потому что их надёжно защищал мощный флот. По этой же причине жители острова практически не знали войн.



21-23-й слайды. Эти изображения с того самого острова Фера, на котором взорвался вулкан, показывают ту же картину мирной жизни, повседневных трудов и праздников, если не считать дерущихся мальчиков. «Дерущиеся мальчики» – единственная из найденных фресок — изображает «сражение».








24, 25-й слайды. Наше путешествие на Крит подходит к концу. Нам осталось посмотреть ещё некоторые находки. Вот два типичных критских кувшина. Они дают представление о мастерстве гончаров, а также о тематике росписей гончарных изделий. А тематика та же, что и в дворцовых фресках – в основном, это море и его обитатели.




26, 27-й слайды. А на критских монетах изображены главные достопримечательности острова Крит – Минотавр и Лабиринт.




Учитель: Итак, подведём итог нашего урока.

Мы совершили путешествие в чудесную древнюю страну, которая может считаться первой европейской цивилизацией, далёкой предшественницей греческой, римской и всех последующих культур Европы. Следующий пункт нашего путешествия – Микены.


Задание на дом. Выпишите в тетрадь слова, написанные на доске, которые мы разобрали после просмотра фильма и по памяти дайте определения этим понятиям. А на следующем уроке мы проверим, кто лучше смог это сделать.

Свежие документы:  Проверочная работа «Перун и Велес»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: