Конспект урока по МХК в 10 классе «В плену у повседневности — реализм XIX века»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»














Конспект урока по МХК (10 класс)

«В плену у повседневности — реализм XIX века»







подготовила

Ефимова Олеся Вячеславовна

преподаватель изобразительного искусства

первой категории














г. Добрянка

2014 г.

Цель: познакомить учащихся с русской реалистической школой на примере акварельных работ В. И. Сурикова и И. Е. Репина.

Задачи:

  • обучающие:

— освоить новые теоретические знания;

  • развивающие:

— развитие аналитического мышления;

— зрительной памяти;

— внимания;

— воображения, восприятия;

— наблюдательности;

  • воспитывающие:

— развивать любопытство и интерес;

— воспитание художественного вкуса.

Наглядность: слайды, репродукции картин .

Структура урока.

1. Организационный момент.

Формирование положительной мотивации к учению.

2. Изложение нового материала.

Тема сегодняшнего урока – «В плену у повседневности» — реализм XIX века». Мы познакомимся с акварельными работами В.И. Сурикова и И. Е. Репина.

Невозможно представить русскую акварельную живопись XIX века без Василия Ивановича Сурикова. Небольшие акварельные листы, словно маленькие сокровища. Они таят в себе подлинную поэзию – ее художник находит даже в самом повседневном и будничном.

Суриков много работал акварелью. Большую роль в его творчестве играли акварельные эскизы и этюды, в которых он искал типаж и цветовое единство той или иной картины. На протяжении творческого пути Сурикова меняется характер его акварельной живописи, но ей всегда присущи свежесть и гармония колорита. Ранние листы 1870-х годов — «Минусинская степь» (1873), «Самовар» (1876) – отличаются, несомненно, художественными достоинствами. Суриков почувствовал особую прелесть акварельных красок, их прозрачность, возможность, одновременно разжижая краску, наносить на бумагу тончайшие красочные слои и путем заливок достигать незамутненной чистоты цвета при его большей интенсивности. Суриков оценил активную роль белой бумаги и как фона, просвечивающего через слои красок и как самостоятельного цвета там, где оставлена не закрашенной для передачи самых светлых мест. Такие работы, как «Роза в бокале» (1874) и «Самовар», могут служить в этом отношении образцами. Художник в совершенстве усвоил требования акварели: писать быстро, широко и точно, чтобы не было лишних прикосновений кисти. Поэтому его акварели отличаются чистотой и благородством цвета, тонкостью оттенков и виртуозной легкостью исполнения. В его пейзажах чувствуется отличное понимание законов света и воздушной перспективы.

Во всех своих путешествиях Суриков постоянно писал акварелью. Эта техника давала возможность быстро фиксировать самые разнообразные впечатления. Работы, созданные в Италии (1884), занимает в творчестве художника особое место. Их по праву можно назвать лучшими произведениями русской акварели второй половины XIX века. Суриков находит новые возможности, свежий живописный язык для правдивой передачи особенностей южной средиземноморской природы.

Прозрачной синевой воздуха полон лист «Собор св. Петра в Риме» и очертания «Миланского собора», словно подернутого туманом. Лист «Колизей» исполнен в излюбленной Суриковым синевато-голубой гамме.

Прекрасные акварели создал художник в Помпее. Он передал своеобразие и красоту старой архитектуры – стен с остатками фресок и нарядной зелени кипарисовой аллеи, залитой солнцем.

В «Римском карнавале» Суриков запечатлел шумное веселье, краски национального праздника. Мажорное многоцветье дополняется игрой светлых и темных пятен, оставляя местами нетронутой бумагу, усиливает праздничность колорита.

Во время поездки в Испанию в 1910 году художник в полную силу запечатлел ее яркое солнце, звонкие краски южной природы, своеобразную архитектуру. Акварели этого времени празднично декоративны, в них появились лиловые тени.

В акварели «Гренада. Альгамбра» (1910) Суриков показал Испанию со своеобразием ее архитектуры и горячего солнца. Даже в небольшой женской фигуре, проходящей по площади, он передал изящество и грацию, с которой испанка носит черную мантию, наброшенную на алое платье.

В пейзаже «Севилья. Площадь боя быков» (1910) при всей своей декоративности и яркости Суриков, как всегда, сохраняет колористическое единство и цельность.

В 1880-е годы – время расцвета суриковской акварели – появляется серия акварельных портретов. Вот изображение С.А. Кропоткиной (1882), родственницы художника. Деликатные касания руки, прозрачная, однослойная живопись, сквозь которую мягко светится белая бумага. Не одного глухого пятна, «забитого» краской, даже угольно – черный цвет кружевного платка модели воспринимается именно как цвет. Портрет собрата по искусству И.С. Остроухова за мольбертом (1884), иной: набросочный, сделанный на одном дыхании. И, однако, широкие заливки чередуются с тонкой деталировкой. Перед нами образ живописца, умеющего забывать за работой обо всем.

Суриков – акварелист работал чаще всего мягким живописным пятном, в то же время очень убедительно моделируя форму. Его акварели обычно не велики по размеру, написаны чистым и ясным цветом.

А сейчас рассмотрим акварельные работы Ильи Ефимовича Репина. Прекрасный знаток жизни и человека, И. Е. Репин проявил в акварели свое мастерство зоркого и внимательного наблюдателя натуры и сердцеведа. Репинские акварели – это чаще всего портреты или этюды для картин. Крепкая чистяковская школа была той основой, на которой ярко и своеобразно развивалось дарование художника.

В акварелях Репин – наблюдательный и умный психолог его акварельные портреты имеют обычно самостоятельное значение, хотя подчас они выполнены с тех моделей, которые позировали художнику для больших живописных картин. Таков, например, этюд Горбуна (1880) к картине «Крестный ход в Курской губернии».

«Портрет неизвестной»(1872) очень эмоциональный. Молодое оживленное лицо привлекательно выражением трудно сдерживаемой веселости. Написанный на тонированной бумаге, он значительно легче и прозрачнее. Цвет в какой-то мере определяется «подкладкой» тонированной бумаги. Ее теплый тон делает серый цвет платья легким, усиливает теплоту смуглого лица. Тени написаны наложением мазков, дающих, скорее, тональные акценты.

Один из лучших акварельных портретов Репина – «Портрет неизвестной»(1872). Он построен на сочетаниях контрастных цветов – красного, синего, черного. Менделеев был хорошо знаком с Репиным и близок ему. Художник создает образ глубокого и серьезного ученого – мыслителя.

В 80-е и 90-е годы Репин вдумчиво и с большим увлечением изучает характер и внешний облик Толстого. Художник подолгу живет в Ясной Поляне, наблюдает за повседневными занятиями Льва Николаевича, делает многочисленные зарисовки. В 1893 году Репин выполняет прекрасную акварель, где изображает Толстого читающим листы своих рукописей. Художник с пристальным вниманием, с наслаждением лепит цветом большую мудрую голову с огромным шишковатым лбом. Глаза опущены и почти закрыты густыми бровями, но ясно угадывается суровость писателя, его требовательность к себе, которая заставляла Толстого бесконечно переделывать свои работы.

В 1890 году Репин пишет портрет Е.В. Лавровой. На глубоком зеленовато-синем фоне четко рисуется лицо молодой женщины. Акварель напоминает портрет маслом. Художник не использует фон бумаги в колористическом строе листа, он закрывает цветом весь лист, добивается большей цветовой цельности и «плотности» письма.

К лучшим акварелям художника может быть причислен автопортрет 1894 года. Цвет здесь взят свободно, сочно, хотя портрет и решен в приглушенной цветовой гамме. У Репина в автопортрете внимательный, чуть суровый взгляд художника, анализирующего жизнь.

Дальнейшее развитие пленэрного понимания цвета, многообразие оттенков цвета в свету находим мы в портрете ученицы художника Веревкиной (1892). Веревкина молода, оживлена, жизнерадостна и красива. Этими чертами и ограничивает Репин свою меру постижения душевной жизни модели. Однако художник заворожен красотой золотистых волос, светящимся розовым ухом, контуром гибкой шеи. Он передает цвет луча солнца, косо упавшего на ухо, щеку, черное декольтированное платье и прозрачный шарф на плече.

В акварельном портрете, как и в живописном, Репин любит изображать человека в пейзаже. Художника занимает не только душевная жизнь модели, но и световоздушная среда, окружающая модель. Таков портрет кн. М.К. Тенешевой (1896), которую художник изображает за мольбертом.

Эмоциональная сила образа сохраняется у Репина и в поздних акварельных портретах. В портрете Н.Б. Нордман — Северовой (1910) художник применяет сочетание нескольких материалов (уголь, сангина, акварель, итальянский карандаш), столь характерное для начала XX века. Легкой штриховкой сангины моделировано лицо, а затем обобщено акварелью. Платье прорисовано углем и также сверху пройдено акварелью. Фон глубокий, почти черный, целиком написан акварелью. Нордман — Северова сидит на письменном столе в строгом, глухом, черном платье и в большой широкополой шляпе с белым плюмажем. Прекрасно передан свет, мягко скользящий по лицу. Портрет привлекает мягкостью светотеневых переходов. Репин убедительно передает состояние сосредоточенности писательницы, однако, в самом замысле ее изображение — за письменным столом, в элегантной шляпе – есть некоторая нарочитая театральность.

Репин обогатил русскую акварельную живопись работами, виртуозными по мастерству техники и проникновению в душевный мир модели. Акварельные портреты художника очень разнообразны. Они то нежные, то насыщенные, контрастные по цвету. Во всех работах Репин остается вдумчивым психологом, создавая глубокие образы, проникнутые характерным для художника гуманизмом.

В акварелях Репина человек часто показан в труде, в творчестве, всегда связан со своим временем. В его портретах нашли отражение наиболее ценные принципы отношения к образу человека.

3. Контроль. Преподаватель во время урока следит за дисциплиной в классе.

4. Подведение итогов урока.

Таким образом, мы сегодня познакомились с русской реалистической школой XIX века на примере акварелей В.И. Сурикова и И.Е. Репина. Рассмотрели особенности их акварельной техники. Нашли сходство и различия в манере письма, также объединяющую их творчество тему повседневности и будничности.







Литература:

  1. Капланова С.Г. Русская акварельная живопись конца XIX века – начала XX века. – М.: Искусство, 1968.

  2. Кеменев В. С. Василий Иванович Суриков. – Л.: Аврора, 1979.

  3. Михайлов А. Акварели Сурикова // Юный художник. 1988, №11.

  4. Михайлов А.М. Искусство акварели. / Уч. пособие для уч-ся ср. спец. уч. зав-ий. – М.: Изобразительное искусство, 1995.










Свежие документы:  Тест по теме: «Художественная культура Китая»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: