Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе «Пейзаж-впечатление» (импрессионизм)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка» г.Перми















Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура»

в 11 классе по теме

«Пейзаж-впечатление» (импрессионизм)













подготовила:

учитель МХК и искусства

Апанасенко Ольга Михайловна















г. Пермь

2014



Конспект урока «Пейзаж-впечатление»

Класс: 11

Эпиграф к уроку:

«Настоящий художник выражает
то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями  века»

Огюст Роден

п/п

Этапы работы

Содержание этапа





1.



Организационный момент



Цель: познакомиться с новым направлением в искусстве рубежа XIX-ХХ века — импрессионизмом и создать стилистическую копию одой из известных произведений в данном стиле.

Задачи: освоение знаний о стиле «импрессионизм», его характерных особенностях, основных представителях и развитие художественно-творческих способностей.



Методы работы с классом: метод «высказывания искусства», метод стилизации, ассоциативный метод.



Форма урока: «Художественная гостиная»









1. Актуализация.

Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества.

Пресса писала: (раздать по группам)

«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения».

« От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»

Люди у них похожи « на трупы в морге»

Хотите увидеть эти картины?  

«Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?

Звучит произведения Клода Дебюсси «Греза» и демонстрируется иллюстративный ряд самых известных произведений импрессионистов в жанре «Пейзаж» (3 минуты), после чего начинается беседа об увиденном и сопоставление уже известных фактов с увиденным и услышанным. При просмотре и прослушивании учащиеся фиксируют свои ассоциации, возникающие при контакте с произведениями (слово, цвет…).

Обмен впечатлениями( радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность)

Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

В чём заключается новаторство молодых художников, как  они обогатили искусство? 






2.






Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:



Цели 2 этапа:

— актуализировать полученные ранее знания

— уметь сопоставлять и сравнить разные произведения искусства.



Методы 2 этапа:

— метод художественного познания.



Критерии достижения2 этапа:

1. Ответы должны быть аргументированы, с приведением дополнительного материала.

2. Умение работать с информацией (анализ, структурирование)

3. Активность участия.

4. Знание материала.

.



2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.



Кто был предтечей импрессионизма? (У.Тернер)

В чем заключалась особенность его картин? какие приемы он начал использовать? что общего между его работами и теми произведениями, которые вы увидели?

В чём заключается новаторство молодых художников, как  они обогатили искусство? 

3.






Изучение нового учебного материала.



Цели 3 этапа:



— изучение техники работы с цветом, светом и формой

— создание стилизованной копии работы известно мастера (на выбор)



Задачи:

изучение пейзажной живописи.





Метод эпатии, метод стилизации.





Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.



На данном этапа учащемся предлагается презентация (Приложение 1) и одновременное прослушивание музыкального произведения «Грёза» К. Дебюсси (Приложение 3) без комментариев учителя.

После просмотра в беседе определяются главные положения нового течения в живописи. При необходимости возможен возврат к определенным слайдам.

Повторный просмотр презентации, уже без музыкального сопровождения, с фиксированием в конспекте основных идей (в ходе беседы с классом).

Особое внимание уделяется методу письма импрессионистов.

Работа с печатным раздаточным материалом (художественными альбомами) для более детального изучения техники.


Запись в конспекте

1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.

8. Импрессионисты  писали картины на открытом воздухе, на пленере.


Особенности письма:

  1. свет как главное выразительное средство в живописи, скульптуре, музыке;

  2. причудливая игра света — главное содержание произведений импрессионистов



  1. осознание формы предметов как чисто цветовой неясной границы;

  2. отказ от техники смешивания красочных тонов на палитре и наложение краски на холст лишь чистыми тонами, которые смешиваются в восприятии зрителя;

  3. техника письма мелкими мазками (вплоть до точек — пуантилизм), музыкальная техника составления целого из крохотных мотивов (не тем), использование композиторами-импрессионистами чисты инструментальных тембров;

  4. антиклассицистическая композиция картин — асимметрия, неожиданные точки зрения, выход ситуации за пределы рамы и на зрителя.



Затем учащимся выдаются готовый шаблон известного полотна Моне «Кувшинки».

(см. Приложение 2)



Задача — попытаться создать копию произведения, используя краски и кисти, следуя при этом основным техническим приемам (техника пуантелизма и наслаивания цвета)


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 Итак, подведем итоги.

  1. Как следует рассматривать полотна импрессионистов?

  2. Нужна ли импрессионистам палитра?

  3. Какой цвет предмета, и какой цвет его тени.

  4. В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма?

  5. Где импрессионисты  должны были создавать свои картины?



Ассоциативный ряд.



Продолжите фразу «Импрессионизм –это……..»


5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме.

О своеобразии Э.Мане, К. Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега  мы поговорим на следующих уроках.








Список использованной литературы


  1. Андреев, Л. Г. Импрессионизм, М., 1980

  1. Данилова, Г.И. МХК. 11 класс. Учебник. Базовый уровень.

Мировая художественная культура от VII в. до современности. Дрофа, 2011.








Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Импрессионизм: https://www.artap.ru/cult/impressionnisme.htm

2. Моне, Клод: https://www.wmpainting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/8/p19_imageid/1068

3. Музыкальное произведение «Грёза»( К.Дебюсси):

https://www.audiopoisk.com/track/debussi/mp3/greza/

4. Кувшинки: https://www.supercoloring.com/pages/water-lilies-evening-effec-by-claude-monet/










Свежие документы:  Конспект урока на тему "Как хорошо, что есть театр"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: