КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «По заповедным тропинкам»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86

структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»

г.о. Тольятти








КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА «По заповедным тропинкам»






Автор: педагог дополнительного образования, Азизова Г.Р.



























Тольятти — 2010

По заповедным тропинкам

(Урок — путешествие)


Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование любви и преданности к родному краю;

воспитание чувства ответственности, бережного отноше­ния к природе и её составным частям


Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

регулятивные:

  • осознание качества и уровня усвоения;

  • способность к мобилизации сил и энергии;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

познавательные:

  • обработка информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • поиск и выделение информации;

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей;

  • выбор оснований и критериев для сравнения;

  • установление причинно-следственных связей;

личностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

  • осознание ответственности за общее дело;

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • самооценка;

коммуникативные:

  • учет разных мнений;

  • использование критериев для обоснования своего суждения;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

  • достижение договоренностей и согласование общего решения;

  • управление поведением партнера;

  • разрешение конфликтов;

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • инициативное сотрудничество;


Оборудование: физическая карта России с указанием места и названия заповедников; фотографии животных и растений, занесенных в Крас­ную книгу; документальный фильм о заповедниках.


Ход занятия


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок я бы хотела начать с такого вопроса — что значит быть патриотом и гражданином своей страны.

Ответы детей.

Учитель: Правильно.  Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. А как проявляется наше уважение и любовь к Родине?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира, о том, что одной из составляющих любви к Родине является бережное отношение к ее природе.


  1. Актуализация знаний

Учитель: А что вы можете сказать о природе нашей Родины?

Ответы детей

Учитель: И что значит – беречь природу?

Ответы детей

Учитель: Как наше государство старается сберечь природу?

Ответы детей

Учитель: Какие вы молодцы! Как много вы знаете. Ну а путешествовать мы с вами сегодня будем по заповедным тропинкам. И тема урока так и звучит.

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые терри­тории России.

Ответы детей

Учитель: Заповедники — от слова «заповедь». Заповед­ники — это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий. Только благодаря заповедникам удалось сохра­нить многие редкие виды животных и растений. Только за­поведники дали возможность восстановить до необходи­мой численности уже исчезавшие виды.


  1. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины, от арктических пус­тынь и тундры до пустынь и гор.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на карте за­поведники.

Учитель: Природа России разнообразна и прекрасна. В нашей стране есть все — от теплой красоты Европейской части до холодной красоты Сибири и Заполярья. От лесов и озер до гор и тундр. Се­годня в нашей стране насчитывается около ста заповедников. Наша первая остановка — величественные первозданные леса Урала. Эти заповедные места известны своими крайностями, где прекрасно соседствуют и олени-великаны, и гигантские левиафаны, весом в полтонны, и крошечные зверьки.

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок документального фильма «Дикая природа России».

Учитель: Во многих уголках Уральских гор мы сегодня побывали, немного устали, поэтому проведем небольшую физкультминутку.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали.

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так.

И из речки воду пили.

Вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вперевалочку ходили.


Продолжим наше путешествие. А знаете ли вы, что в нашем родном краю тоже есть заповедник. Может мне кто-нибудь подскажет какой?

Ответы детей

Учитель: Правильно – это Жигулевский заповедник Он расположен на Самарской Луке — полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении, на отрезке от с. Усолье до г. Сызрани.

А сейчас мы попробуем разгадать загадки. А разгадав их, узнаем о природе Жигулевского заповедника, в частности о наиболее охраняемых видах животных.


Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок.

(Шмель)


Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)


Роет землю, словно плуг

Скромный труженик … (барсук).



Кто на своей голове

Лес носит?

(Лось)







Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это … (рысь).


Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется …
(глухарь).


У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)


Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)


Все иметь всегда хотят

Полосатых поросят.

Забывая, что потом

Каждый станет …(кабаном).


Учитель: Молодцы ребята, вы отгадали всех млекопитающих, но в нашем заповеднике охраняются и насекомые, птицы, рыбы и растения.

А сейчас мы поработаем группами – попробуйте по заданному алгоритму нарисовать животное, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных. А потом мы вместе попробуем отгадать, кто в этих рисунках спрятался. Только алгоритм мы составим вместе.

Составление алгоритма.

Алгоритм

  1. Подумайте, каких животных вы хотите объединить в одно?

  2. Найдите самое яркое отличие этих животных друг от друга.

  3. Отобразите эти отличия в одном животном.

Творческая групповая работа.

Подведение итогов работы.


  1. Итог урока.

Учитель: Какие вы сегодня все молодцы, дружно и активно работали, много нового узнали.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Что вызвало затруднения?

Как вы думаете, почему появились эти трудности?

Какие выводы должны мы сегодня сделать?

Ответы детей

Учитель: Итак, ребята, конечно, помимо заповедников, в нашей стране имеет­ся много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи-заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из-за своего бездумного поведения в природе.

Ну а в заключение нашего занятия давайте вместе споем прекрасную песню «Родные места».

Звучит песня и демонстрируются слайды с природой России.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели технологии и искусства для 9 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: