План – конспект урока по МХК «Образ человека в художественной культуре Древней Греции»









Галкина Ольга Михайловна


Образ человека в художественной культуре Древней Греции.

План – конспект урока.





































Цель урока: на основе изученного и нового материала попытаться найти ответ на вопрос: почему именно древнегреческая культура оказала большое влияние на европейскую и мировую культуру?

Оборудование: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация.


Ход урока.


1. Организационный этап.

Сообщаю тему урока: «Образ человека в художественной культуре Древней Греции», формулирую цель урока: попытаться найти ответ на вопрос: почему именно древнегреческая культура оказала большое влияние на европейскую и мировую культуру?


2. Ознакомление с задачами урока.


Вступительное слово учителя.


Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в Древнюю Грецию, и в качестве вступления к нашей сегодняшней беседе я хочу вам напомнить, что творчество мастеров Древней Греции занимает в мировой художественной культуре особое место – вся европейская культура воспитана на примерах античности, интерес к ней не угасает и по сей день.

Как вы помните, Греция была завоевана римлянами, и казалось, что ее ожидает участь многих завоеванных народов – разрушение и забвение. Но вот, что сказал о Греции поэт – римлянин:


Читаю эпиграф к уроку: «Побежденная Греция победила своих победителей»

Гораций.

Задаю вопросы:

  • Чем же победила Древняя Греция своих завоевателей?

  • Почему по прошествии многих веков, в эпоху Возрождения греческая культура покорила Европу?

  • Почему до настоящего времени интерес к этой культуре не исчезает?

Объясняю, что сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы. Обращаю внимание учащихся на то, что мы не сможем дать исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, но попытаемся подумать на эту тему, высказать свои мнения и предположения.


3. Обобщение полученных ранее знаний.

Объясняю учащимся, что начнем мы наш разговор с того, что вспомним, как выглядят люди и боги в мифологиях разных народов, читаю описание того, как был создан человек:

«Замешав «молодую землю» «речною водою»,

Сделал подобье богов, которые всем управляют.

И между тем, как склоняясь, остальные животные в землю

Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо

В небо глядеть повелел, поднимая к созвездиям очи»

Овидий «Метаморфозы»

Веду беседу по данному отрывку. Прошу учащихся высказать свои мнения о том, какое положение занимает человек в древнегреческой мифологии и доказать свое мнение с помощью анализа приведенного отрывка и ранее полученных знаний из курса «История Древнего мира»

Прошу учащихся подумать и ответить на вопросы:

  • Из чего сделан человек в древнешумерской мифологии?

  • Каковы отношения между людьми и богами в Древнем Шумере?

  • Как выглядели боги Древнего Египта и Древней Греции? (Зооморфное и антропоморфное изображение богов – см. Приложение №1)

Вместе с учащимися делаем необходимые сравнения, формулируем выводы.


4. Слушанье текста.

Перед тем, как прочитать миф «Афина и Арахна» зачитываю вопросы, на которые необходимо дать ответы.

  • Как, по-вашему, за что больше всего рассердилась богиня на простую смертную?

  • Как выглядит простая смертная женщина в этом мифе?

  • Как, по-вашему, права или нет Афина, и о чем говорит ее поступок?

  • На чьей стороне ваши симпатии?

Читаю текст (см. Приложение №2)

Вместе с учащимся веду обсуждение прочитанного отрывка, помогаю в ответах на вопросы.


5. Знакомство с новым материалом.

Знакомлю учащихся со взглядами орфиков (см. Приложение №3)

Прошу учащихся ответить на вопросы:

  • Согласны ли вы с утверждением орфиков о двояком начале в человеке?

  • В чем состоит, в таком случае, задача человека?

  • Есть ли у человека возможность властвовать над собой, и от кого это зависит?


6. Обобщение полученных ранее знаний.

Веду беседу о том, как выглядели боги и люди в скульптуре Древней Греции (см. Приложение №4), подвожу к выводу, что невозможно различить, кто изображен – человек или бог.

Знакомлю учащихся с понятием «человек калокагатийный» — прекрасноблагой, веду беседу о внутренней и внешней красоте человека (см. Приложение №5).


7. Подведение итогов урока

Вместе с учащимися делаем обобщения, делимся своими мнениями.

Подвожу учащихся к выводу: искусство Древней Греции привлекает своей красотой, жизнеутверждающей силой, сознанием ценности человеческой личности, верой в безграничные возможности человека.

Литература

  1. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. – 302 с.: ил.

  2. Культура древних цивилизаций: учеб. для вузов, колледжей, лицеев /Под ред. Елшиной Т.А. – Кострома: ТОО «МУШ», 1997. – 348 с.

  3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Часть I: Древний мир: Учеб. – СПб: СпецЛит, 1999. – 319 с.: ил.

  4. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века /Под ред. В.И. Уколовой – М.: Дрофа, 1996. – 400 с.: карт.

  5. Человек и культура. Введение в курс «Мировая художественная культура»: Учебник для основной общеобразовательной школы/ Под ред. чл.-кор. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 302 с.: ил.









Приложение №1.



Антропоморфное изображение Зооморфное изображение

богов – Древняя Греция богов – Древний Египет

Приложение №2.

Афина и Арахна. (отрывок)


На всю Лидию славилась Арахна своим ткаческим искусством. Даже нимфы сходились, к ней рассматривать не только готовые ткани, но и наблюдать сам процесс их изготовления. Умение Арахны «рисовать иглой» выдавало в ней ученицу Афины Паллады. Но Арахна не хотела слыть ученицей Афины: «Пусть поспорит со мной! проиграю – отдам, что угодно», — говорит мастерица. Афина явилась к Арахне под видом сгорбленной старухи. Вот как описывает эту сцену Овидий в «Метаморфозах»:

…Не отвергай мой совет. Ты в том домогаешься славы,

Что обрабатывать шерсть всех лучше умеешь из смертных.

Перед богиней склонись и за то, что сказала, прощенья,

Дерзкая, слезно моли. Простит она, если попросишь».

…Речью Арахна такой ответила скрытой Палладе:

«Глупа ты и к тому ж одряхлела от старости долгой!

…Не подумай, совета

Я твоего не приму, – при своем остаюсь убежденье.

Что ж не приходит сама? Избегает зачем состязанья?»

Ей же богиня: «Пришла!» — говорит и, образ старухи

Сбросив, явила себя. Молодицы-мигдонки и нимфы

Пали пред ней. Лишь одна не трепещет Арахна…

Не уступает она и желаньем своим безрассудным

Гибель готовит себе. …

И не замедлили: вот по разные стороны стали,

Обе на легкий станок для себя натянули основу.

‹…›

Афина выткала на своем покрывале величественный афинский акрополь и изобразила спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать богов во главе с Зевсом решали этот спор. Афина изобразила, как длинным копьем Посейдон ударяет скалу, из которой, как из раны льется соленая вода. А сама Афина, со щитом и с заостренным копьем, в шлеме, с эгидой на груди, вонзает копье, и оттуда вырастает священная плодоносная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным.

Арахна же выткала по четырем сторонам покрывала четыре состязанья:

Были в одном из углов фракийцы Гемм и Родопа,

Снежные горы теперь, а некогда смертные люди, —

Прозвища вечных богов они оба рискнули присвоить.

Выткан с другой стороны был матери жалких пигмеев

Жребий: Юнона, ее победив в состязанье, судила

Сделаться ей журавлем и войну со своими затеять.

Выткала также она Антигону, дерзнувшую спорить

С вышней Юноной самой, — Антигону царица Юнона

Сделала птицей…

Угол оставшийся был сиротеющим занят Киниром.

Храма ступени обняв, — родных дочерей своих члены!

Этот на камне лежит и как будто слезами исходит.

Афина обвела края своей ткани миротворной оливой. А Арахна нарушила традиции:

А меонийки узор – Европа с быком, обманувшим

Нимфу: сочтешь настоящим быка, настоящим и море!

Узор Арахны изображал богов одержимыми человеческими страстями и пороками, обманывающими смертных, хитростью добивающихся женской любви.

Успех Арахны был очевиден, ее покрывало по красоте и тонкости работы не уступало покрывалу Афины. Но искусство смертной оскорбило богиню: «Изорвала она ткань – обличенье пороков небесных!» — и четырежды ударила Арахну в лоб ткацким челноком. Такого унижения не смогла вынести ткачиха и «петлей отважно сдавила горло». Но Паллада извлекла ее из петли, сжалясь над несчастной женщиной, и молвила:

«Живи! Но и впредь – виси, негодяйка! Возмездие

То же падет…и на потомство твое, на внуков твоих отдаленных».

И, удаляясь, ее окропила Гекатиных зелий

Соком, и в этот же миг, обрызганы снадобьем страшным,

Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,

Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.

Нет уже ног, — по бокам топорщатся тонкие ножки;

Все остальное – живот. Из него тем не менее тянет

Нитку Арахна – паук продолжает плести паутину.


Приложение №3.


Орфики – религиозная секта, считавшая своим основателем легендарного прорицателя Орфея. Известные из мифов боги были для орфиков лишь внешним проявлением единого божественного существа. Дионис под именем Загрея, сына Зевса и Персефоны, богини царства мертвых, еще в детстве получил власть над миром. Однако титаны хотели его убить. Маленький бог бежал от них, превращаясь по дороге в различных животных. В конце концов, когда он превратился в быка, титаны разорвали его на куски, изжарили и съели, а сердце похоронили в земле. Афина нашла сердце Загрея и принесла Зевсу, который его проглотил. Позднее от Зевса родился второй Дионис, которого мир знает как сына Семелы, фиванской царицы. Зевс сжег титанов молнией, а из их пепла создал людей. Так как титаны съели тело Диониса, то в каждом человеке заложено двоякое начало: хорошее – дионисийское и плохое – от титанов. Задача людей – освободиться от проклятого наследия, то есть от тела, так как только душа в них дионисийская. Необходимо властвовать над телом, укрощать его – только таким способом можно освободить душу от телесных уз.










Приложение №4.



Приложение №5.


Свежие документы:  Викторина по МХК по комедии Ж.- Б .Мольера "Тартюф" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: