ПРИЛОЖЕНИЕ К ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ№ 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ









ПРИЛОЖЕНИЕ К ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»





Составители:

Учитель начальных классов Ольга Ивановна Фролова











Протокол педсовета № 4 от 15.01.05г.



СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение.

  2. Содержание инновационного проекта «Валеологическая культура», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта.

  3. Проблема, объект, предмет исследования, гипотеза, цели и задачи проекта.

  4. Основные принципы реализации инновационного проекта.

  5. Механизм реализации инновационного проекта. Этапы реализации.

  6. План мероприятий по реализации проекта.

  7. Оценка эффективности реализации проекта.

  8. Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы.


1. ВВЕДЕНИЕ.


Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте — зачастую уже не возможно. В реализации инновационного проекта «Валеологическая культура», классный руководитель действует вместе с семьей. Воспитание личной ответственности за свое здоровье в школе реализуется через Программу «Здоровье» и инновационный проект «Валеологическая культура».


  1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ.


Сложнее всего жить в переходный период. Нас словно вырвали из привычного круга. Новые типы школ, новые парадигмы, новые технологии.

Изменилось общество, изменился и запрос на образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут нести сами ответственность за свою жизнь. Этим обусловлено появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного образования. Нам нужна Личность – гармонично развитая, творческая, активная.

С другой стороны, возможна ли гармоничная личность без здоровья? Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Мы сами можем возвращать и сохранять здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться. В этом и состоит основной постулат валеологии. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Отмечается нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Переход детей на более ранний срок обучения обострил проблему сохранения их здоровья. Более раннее начало систематического обучения детей в школе способствует увеличению отклонений в состоянии ведущих органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, органов зрения, опорно-двигательного аппарата). За годы обучения снижается количество здоровых школьников. Всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Дети, страдающие различными хроническими недомоганиями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Существует связь показателей здоровья, умственной работоспособностью и успешностью овладения детьми школьной программой. Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной воспитательной работе в учебное и внеучебное время. Средствами педагогического воздействия служат:

  • воспитательная работа (формирование культуры здоровья);

  • учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

  • контроль и самоконтроль («индекс здоровья»).

Совместные усилия педагога и ученика в создании и реализации мотивации здорового образа жизни становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительности межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов.


  1. ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.



ПРОБЛЕМА: выработка методик и рекомендаций для учителя по работе с учащимися коррекционных классов с целью укрепления здоровья детей, создание благоприятных социально-педагогических условий.


ОБЪЕКТ: педагогический процесс по формированию индивидуального здоровья учащихся, системы непрерывного эколого-валеологического образования, направленный на формирование интересного, духовного и социального благополучия, здоровья подрастающего поколения.


ПРЕДМЕТ: процесс изучения влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости школьников, на отношение к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса.


  1. ГИПОТЕЗА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».


ГИПОТЕЗА: если проводить необходимую организационную, диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, обеспечивать при этом эффективность оздоровительной работы, то создаются условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности посредством проведения учебно-воспитательного процесса в соответствии с психологическими возможностями детей.


ЦЕЛИ:


  1. Помочь ребенку в преодолении пассивного, соглашательского, потребительского отношения к формированию собственной личности.

  2. Ликвидировать негативную запрограммированность поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, честным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости.

  3. Содействовать в поиске и удовлетворении истинных потребностей.

  4. Научить детей ответственно относиться к своему здоровью: распределять физические нагрузки, соблюдать личную гигиену, организовывать правильное питание, правильно вести себя в экстренных случаях.

Программа «Валеологическая культура» позволяет решить следующие задачи:

  1. Преодолеть средовую дезадаптацию детей, достичь такого уровня развития детей и сформировать учебную деятельность, которая соответствует требованиям массовой образовательной школы.

  2. Подготовить к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.

  3. Способствовать сохранению и укрепления здоровья, обеспечивать успешность обучения учащихся младших классов. Сформировать мотивацию здорового образа жизни.


5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»:

    • Успешность

    • Ответственность за свое здоровье

    • Особенность, а не отличительность

    • Коммуникации.


6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Координацию деятельности по реализации инновационного проекта осуществляет администрация школы. Главными исполнителями проекта являются:

  • зам. директора по начальным классам;

  • учитель начальных классов коррекции;

  • учитель физической культуры;

  • педагог дополнительного образования;

  • медицинская сестра;

  • педагог-психолог;

  • инспектор ОППН.

  • Исполнители организуют и поводят мероприятия по реализации инновационного проекта «Валеологическая культура».
























малая наполняемость класса до

12 уч-ся

сокращение продолжительности урока до 35-40 мин.

использование здоровьеохраняющих технологий обучения

индивидуальный подход с учетом психофизических возможностей ребенка

с



Frame5















Frame6Frame7Frame8Frame9

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦ. ПРОЕТА

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

1.1 Оздоровление

1.1.1. Витаминотерап1.1.2. Школьный кабинет здоровья

1.1.3. Льготное питание

1.1.4. Школьный оздоровительный лагерь

в теч. года

в теч. года


ежедневно

июнь,ежегодно

кл.рук.

мед.сестра .


администрация школы

нач.лагеря

2.1. ЗОЖ (здоровый образ жизни)

2.1.1.Уроки «Валеологическая культура»

2.1.2. Родительские лектории

2.1.3. Проведение недели здоровья

2.1.4. Выпуск санбюллетений, стенгазет

2.1.5. Экскурсии, походы


2.1.6. Экологические десанты

2.1.7. Ослепительная улыбка на всю жизнь

2.1.8. Уроки музыки

еженедельно


ежемесячно


апрель


ежемесячно


осень-зима-весна


октябрь


ежегодно


еженедельно

кл.рук.


кл.рук. ; уч. физ-ры, медсестра

кл.рук. ; уч. физ-ры, медсестра

родительский комитет


кл.рук. ; уч. физ-ры,


кл.рук. , , уч. физ-ры

администрация, стоматологический кабинет


уч. музыки

3.1. Движение

3.1.1. Физическая зарядка


3.1.2. Спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение

3.1.3. Физкультурные паузы

3.1.4. Спортивные праздники

3.1.5. Ритмика


3.1.6. Спортивный час, прогулки в ГПД

3.1.7. Спортивные секции

ежедневно перед первым уроком

ежедневно





на каждом уроке

сентябрь, февраль, апрель

2 раза в неделю


ежедневно


ежедневно

кл.рук.


кл.рук.





кл.рук.

учитель физ-ры


пед.дополн. образования


кл.рук.


кл.рук. ; уч. физ-ры

4.1. Диагностика

4.1.1. Заполнение «индекса здоровья»

4.1.2. Заполнение пакета документов для МПК


4.1.3. Заполнение графиков внеурочных занятий

4.1.4. Составление социума класса

ежегодно


1 класс

4 класс


ежегодно


октябрь

родительский комитет


кл.рук.

педагог-психолог


кл.рук.


зам. директора

5.1. Лекционно-пропагандистская деятельность


5.2. Практикумы, тренинги






5.3. Научно-практические конференции

5.1.1 Создание системы занятий «Валеологическая культура» по формированию здорового образа жизни

5.2.1. Проведение индивидуальных и групповых занятий по релаксации

5.2.2. Создание комплексной базы данных по состоянию здоровья

5.3.1. Современные проблемы ЗОЖ; проблемы валеологического.образов-я

в течение года




ежедневно




постоянно



январь

март

кл.рук.




кл.рук.




кл.рук. ; медсестра



зам.дир.

кл.рук.







ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».


I этап: 2004-2205 уч. год. Разработка программы и организация занятий.

II этап: 2005-2006 уч. год. Диагностика здоровья учащихся.

III этап: 2006-2007 уч. год. Анализ и обобщение опыта.


7. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.


  1. Анализ результатов районной МПК по созданию класса коррекции – июнь 2004 г.

  2. Разработка проекта и плана ее реализации – август 2004 г.

  3. Разработка планов-конспектов уроков здоровья – сентябрь-ноябрь 2004 г.

  4. Разработка цикла занятий для родителей о здоровом образе жизни декабрь 2004 г.

  5. Мониторинг саморазвития. Диагностика здоровья учащихся коррекционного класса — октябрь 2004 г.

  6. Контроль и самоконтроль (дневник здоровья, паспорт здоровья) – сентябрь 2004 г.

  7. Обобщение полученных результатов исследований и своевременное предупреждение, и устранение возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития – декабрь 2004 г.


8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.


В результате осуществления проекта ожидается:

  • формирование положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка;

  • возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, осознать важность сохранения здоровья;

  • предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, в том числе скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

9. ЗНАЧЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.


    • Создание системы диагностики физического развития и состояния здоровья детей с ведением на каждого ребенка «Дневника здоровья»;

    • Создание профилактической и коррекционной системы работы по осуществлению комплексных оздоровительных мероприятий, изучение влияния режима обучения и воспитания на физическое состояние детей;

    • Разработка методических рекомендаций, изготовление наглядного материала, пособий, обобщение и распространение передового опыта работы по оздоровлению детей;

    • Социально-педагогическая поддержка детей группы риска и детей-инвалидов.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОЗМОЖНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАЯ.

Вышеизложенные результаты предлагаем распространять через цикл семинаров для педагогических работников.

Свежие документы:  Задание для самостоятельной работы в Эрмитаже по теме « Искусство Франции. Живопись Н. Пуссена и К. Лоррена»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: