Сценарий урока МХК «Искусство Древней Руси» 10 класс

МХК. 10 класс. Искусство древней Руси




Сценарий урока

МХК

10 класс

Тема: Искусство Древней Руси

По программе для общеобразовательных школ

«Художественная культура древнейших цивилизаций».

Автор учебника Г.И.Данилова











Автор:Панова О.Н.

Учитель ИЗО и МХК

МБОУ лицей №1















г. Пролетарск



Тема урока: «Искусство Древней Руси»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: путешествие в прошлое

Урок разработан для обучения 1 компьютер- один человек, а также для самостоятельного изучения дома для детей с плохим самочувствием.

Цель урока: Создать условия

  • для самостоятельного изучения материала по искусству Древней Руси

  • для формирования у обучающихся творческого мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;

  • воспитания умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу.

Используемые педагогические средства

Методы обучения:

  • По М.И.Махмутовой информационно-побуждающий: демонстрация интерактивных тестов, презентаций, демонстрация фильмов.

  • Репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике

  • Исследовательский метод, когда обучающимся дается познавательная задача которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощь учителя.

  • По Е.Я. Голанту метод активного восприятия

  • По Данилову М.А. метод проверки знаний, умений и навыков.

  • По Ю.К. Бабанскому метод самоконтроля

  • Метод шести шляп

Технология современного обучения.

Программное и техническое обучение:

  • Программа для работы с интерактивной доской Notebook 10

  • Программа для работы со школьным модулем OMS Module file

  • Программа для просмотра flash

  • Рабочее информационное место ученика

  • Рабочая тетрадь с пошаговыми инструкциями

  • Разноцветные путеводители

Технология оценивания.

Каждый раздел программы «Мировая художественная культура» включает в себя изучение теории. Я предлагаю урок с применением для закрепления практических модулей. В качестве оценивания чередовать компьютерное оценивание и самооценивания.

Ситуация успеха на уроке

Создание ситуации успеха на уроке складывается от разнооуровневых заданий, применение рефлексии, самоизучения темы и самооценивания.

Рефлексия

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. На уроке применяется следующая рефлексия:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • рефлексия деятельности

  • рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения в начале урока проходит незаметно для обучающихся. Им предлагается выбрать путеводитель одно понравившегося цвета из трех

( по которым можно определить настроения человека). В течение всего урока дети осваивают маршрут предложенный путеводителем, анализируя и сопоставляя с маршрутным листом свою деятельность (проходит рефлексия деятельности). Интересно предлагаю закончить урок проведя рефлексию «шести шляп». Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились…

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа — Хочу похвалить

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мировой художественной культуры вы примете участие в путешествие в прошлое нашей страны. Перед вами на столах лежат путеводители трех цветов выберете наиболее вам подходящее по цвету и вашему настроению (рефлексия настроения и эмоционального состояния). Внутри путеводителя вы увидите пошаговую инструкцию к уроку. На сегодняшнем уроке вы туристы, а я ваш гид. Рассаживайтесь за компьютеры по одному и прошу вашего внимания. Экскурсия начинается

2.Постановка цели

Главная цель нашего урока как можно больше узнать об искусстве Древней Руси. Рассмотрим самые важные аспекты нашей культуры. Итак, обратите внимание, что на карте путеводителя 7 пунктов. Ваша задача, путешествуя по заданному маршруту от начальной точки к конечной выполнить как можно больше этапов.

3.Актуализация знаний

Постановка вопроса: Что мы знаем об искусстве древней Руси (прохождение интерактивного модуля) слайд №1.

4.Знакомство с темой урока

Перед вами на столе лежит путеводитель с нарисованным маршрутом отправной и конечной точкой. Задача пройти от начальной точки к конечной решив все школьные модули. Работа выполняется самостоятельно по технологии один человек один компьютер. Для помощи в работе для вас разработана рабочая тетрадь с пошаговой инструкцией и тетрадь рефлексии. По успешному прохождению маршрута вам будет выдано именное свидетельство почетного туриста.

5. Основная часть

Начинаем наше путешествие

Искусство Древней Руси хранит много тайн. Одной из известных тайн — обряды и традиции народа наша вторая точка маршрута. Для ознакомления я привела свадебный обряд, какой он был и чем отличался можно увидеть, пройдя модуль №2 (Обряды и традиции). После теоретической справки пройдите практический модуль состоящих из трех заданий:

  1. Волшебный сундук (требуется расположить термины в последовательности)

  2. Музыка (свадебные мотивы перетаскивание правильного ответа)

  3. Отрывок из литературного произведения (вставить недостающие слова — термины данного модуля)

После прохождения модуля отметьте цветом его на карте путеводители. Путешествуя дальше на электронном путеводители мы подошли к этапу: культура древней Руси. Модуль также делится на теоретический и практический курс. Теоретический блок состоит из:

Нескольких интерактивных тестов с выбором правильного изображения, совмещения текста с изображением, конструктора, достопримечательностей различных городов.

Практический блок состоит из интерактивных тестов по:

  1. Памятникам культуры

  2. Терминам

  3. Общим и индивидуальным чертам храмов

  4. Литературе

После прохождения модуля отметьте его на путеводителе. Для тех, кто заинтересовался данным модулем при желание можно пройти дополнительный модуль по истории «Это интересно».

Теперь предлагаю продолжить нашу экскурсию в прошлое нашей страны и перейти к объёмному модулю «Архитектура». Для активизации внимание и создание ситуации успеха я разделила модуль на:

  • Видеосюжет (с моментом интриги)

  • Теорией

  • Практикой

  • Творческой работой (Пазлы)

Теоретический блок в свою очередь разделён на 4 части:

  1. Красота и своеобразие деревянного зодчества Древней Руси (модель с теорией и закреплением в виде интерактивных тестов по срубам, часовням, древо «Жизни»

  2. Архитектура Древней Руси (лекция по деревянному и каменному зодчеству, украшению быта)

  3. Древние памятники (видеоряд по архитектуре Новгорода, Владимира, Москвы)

  4. Храмы (лекция и 3Д модели храмов)

Практический блок также делится на 4 части соответствующие теоретическим знаниям:

  1. В этом блоке 5 мини заданий на установку соответствия между терминами и определениями, на определения типа скрепления бревен, на определение кровли храмов, на термины и на определение древних образов используемых при росписи деревянных украшений.

  2. В практическом занятии представлены модели деревянных срубов и храмов на определение название храма. Представлены модели в 3Д.

  3. Состоит из 3 заданий по дате постройки, внешнего вида и место расположения памятников архитектуры Новгорода, Владимира и Москвы

  4. Творческая работа по архитектуре в идее пазлов

Отметьте пройденный маршрут на своём листе путеводителе.

6. Итог урока

Отметьте маршрутную точку на карте. Ребята давайте посмотрим на путеводительный лист сколько маршрутных точек мы прошли?

С какой точки начинали?

И что осталось?

По мере прохождения маршрута мы построили лестницу успеха это и есть рефлексия деятельности. Как много мы узнали об искусстве Древней Руси, но осталось одна точка «Рефлексия» переходим к ней





7. Рефлексия «Шести шляп мышления»

Перед вами шесть шляп мышления. Выберите одну шляпу по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и

обобщить. Прекрасно теперь посмотрите обозначения на оборотной стороне путеводителя:

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились…

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа — Хочу похвалить

Приступаем к работе. Ребята урок можно сохранить на съемные носители и потренироваться над улучшением результата, а также передать отсутствующим обучающимся.
















Свежие документы:  Эссе «Совершенствование понятий духовно-нравственной сферы по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: