Тематическое планирование по предмету «Живопись» 5 класс


Тематическое планирование

по предмету «Живопись»

5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (70 ч)

урока

Наименование темы

Часы

Содержание теоретического материала

Практическая работа

Используемые материалы

Учебно-универсальные действия

Домашнее задание

Ι четверть Древние корни народного искусства (18 ч)


1

Древние образы в народном искусстве

2

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки. Древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы

Выполнение живописной работы на тему «Образ древа жизни», создание  обобщенных изображений на основе традиционных образов

   Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Познавательные УУД ( самостоятельное создание живописного образа древа жизни, выбор цветовой гаммы)

Наброски деревьев

2



Убранство русской избы



2

Дом как микрокосмос, словно-символический характер в украшении избы снаружи. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания).

Изображение деревенской избы снаружи по древне- русским традициям с живописным убранством (нарядом) крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.

   Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Регулятивные действия(Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности )


Наброски в интерьере

3



Внутренний мир русской избы

2

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).

Жизненно важные центры в  крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда).





Акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

 Умение сосредоточиться на выполнении задания, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели.Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.


Зарисовки стульев, столов

4

Конструкция и декор предметов народного быта

2

Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь — образ.

Изображение украшенного предмета русского быта (прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.

Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

   Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

  Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.


Наброски предметов быта

5





Русская народная вышивка

2

   Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).


Создание эскиза вышитого полотенца, скатерти по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца живописным орнаментом вышивки

Восковые мелком и акварельная заливка кисть, бумага

   Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

  Создавать самостоятельные вари-анты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Наброски элементов одежды

6

Народный праздничный костюм

4

Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма (теплая и холодная) как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма. Головной убор. Женский пояс как элемент декоративного оформления костюма.

Украшения женского и праздничного костюма: галуны, золотошвейный орнамент, цепочки с подвесками.


Изображение русской красавицы в народном праздничном костюме. Украшение как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма

   Гуашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

Уметь характеризовать своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления русского женского костюма (праздничный костюм девушки  и замужней женщины).


Наброски фигур людей на улице

7

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

4

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.


Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору)

   Гуашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

    Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства

Зарисовки групп людей

2 четверть Связь времен в народном искусстве (16 ч)


костюм

8

Древние образы в современных народных игрушках

2

   Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента).

Создание своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Учитывать особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.  




Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

   Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

.




Наброски мягких и резиновых игрушек

9

Искусство Гжели

4

Значение промысла Гжели для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

    Разнообразие посудных форм, единство формы и декора.

Изображение выразитель-ной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет-лого к темному.

Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Осознавать нерасторжимую связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

   Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

   Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы

Наброски цветов

10

Искусство Городца

4

Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой  росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

   Основные приемы городецкой росписи.






Изображение живописной работы в технике росписи городец на тему «Город», «На прогулке» и др. с использованием характерных особенностей росписи

Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически

оценивать произведения городецкого промысла.

   Выявлять  общность в городецкой и

гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

 Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

   Создавать композицию росписи в традиции

Наброски зданий, элементов декора домов

11

Хохлома

2

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.




Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.


Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель

Иметь представление о видах

 хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»),различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы

Зарисовки растений по памяти


Жостово. Роспись по мелаллу

2

Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.




Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной  композиции.


Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

    Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.


Наброски посуды: чайников, сковород, кружек

12

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

2

   Выставка работ и беседа  на тему «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту»

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине по народным художественным промыслам

Карточки с вопросами, карандаш, бумага

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.


Создание своей собственной росписи, придумать ей название

3 четверть Декор- человек, общество, время (20 ч)


13

Зачем людям украшения

4

Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.


Изображение с особенностями  декора людей разного статуса и разных стран (Древний Египет, Индия, Русь и др.)Украсить их одежду согласно статусу в обществе

Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

   Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).


Придумать украшение для себя

14

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

4

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея и др)


Изображение аксессуара в египетском стиле,поиск выразительной формы, украшение его узором, в котором используются характерные знаки-символы.


Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

    Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

    Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Зарисовки египетского орнамента

15



Одежда «говорит» о человеке

4

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.




Выполнение работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах




Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

 Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».




Наброски одежды человека

16

О чем рассказывают гербы и эмблемы

4

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов разных стран. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.


Создание по образцу герба

Или изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба по выбору


Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

    Создавать  декоративную  композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения

Придумать герб своей семьи, эмблему класса, школы


17

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

4

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.


Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.


бумага, карандаш, ластик

    Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно- прикладному искусству.

   Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.


Наброски костюма


4 четверть Декоративное искусство в современном мире (14 ч)



18

Современное выставочное искусство

7

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Роль выразительных  средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

   Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.




Выполнить копию с живописной работы современного художника

Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

   Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

   Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.


Разработать рамку для своего произведения, сделать паспарту

19

Ты сам- мастер

7

Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности.

Участие в отчетной выставке работ по изобразительному искусству на тему «Украсим школу своими руками».

Гуашь,

большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

   Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».


Нарисовать эскиз витража, коллажа, наброски людей на выставке

Свежие документы:  Создание реплики как реализация деятельностного подхода в преподавании МХК



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: