Тестовые задания по МХК 10 класс по теме: «Византия и Древняя Русь».
1.Что явилось причиной размаха архитектурного строительства на Руси? В связи с чем велось каменное строительство, которое во многом опиралось на византийские традиции?
А) античные традиции;
Б) влияние Византии;
В) принятие христианства;
Г) рост городов.
Ответ: Г.
Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К ХI в. В связи с ростом городов (их число достигло более 270) стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции.
2. О каком соборе идет речь? «Расположен в центре Владимира. Фасад богато украшен, купола расположены далеко друг от друга. Центральное место занимает икона Владимирской Богоматери…»
А) Храм покрова Богородицы;
Б) Храм Святой Софии;
В) Успенский собор Московского Кремля;
Г) Спасо-Преображенский собор.
Ответ: В
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский украл Вышгородскую икону Богоматери и перевез во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1169 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона стоит в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей
3. Какой из представленных соборов располагается в Москве? Напишите его название.
По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.
А) Б) В) Г)
3. Ответ:, В.
Собор Василия Блаженного — был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним из главных символов не только Москвы, но и России.
Храм Христа Спасителя создан в благодарность за заступничество Христа как памятник в честь героев Отечественной войны 1812 года на народные деньги. В 1931 году разрушен большевиками. На его месте коммунисты планировали построить свой дворец советов, но смогли сделать лишь открытый бассейн «Москва». Восстановлен в конце 90-х годов 20 века. Вмещает 10000 человек. Считается главным храмом России. В наше время он состоит из верхнего и нижнего храмов и ряда залов — Зала Церковных соборов, Зала для совещаний Священного Синода и др.
Успенский Собор Московского Кремля- здесь венчали на царство русских царей, здесь избирали главу церкви и здесь же хоронили митрополитов и патриархов. Большой каменный собор в Кремле начали строить в 15 веке при Иване III, но первая попытка была неудачна, храм обрушился. Князь пригласил мастера из Италии – Аристотеля Фиорованти, который изучил русскую архитектуру и построил храм, ставший главным собором страны. Он расписан великим русским иконописцем 15 века Дионисием с учениками. До наших дней роспись сохранилась частично. В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси – Владимирская икона Божией Матери.
4. Кто из художников Византии и Древней Руси написал икону «Спас в силах»?
Самые древние русские иконы относятся к концу XI — началу XIII века. Художники древней Руси использовали насыщенные по тону синие, зеленые, вишневые краски, которые казались еще глубже в соседстве с розовыми и голубыми оттенками. Благодаря сочетанию этих красок с золотым и серебряным фоном красочная гамма приобретала особую торжественность. В Новгороде и Пскове, не пострадавших от монголо-татар, строились в XIV веке небольшие каменные храмы. Расписывали их и русские и приезжие мастера. В новгородской церкви Спаса работал знаменитый художник, уроженец Византии, Феофан Грек. Созданные им фрески построены на тонком сочетании различных коричневых, голубых, синих и сиреневых оттенков. Темные лица, на которые нанесены энергичные белые мазки, полны необычайной внутренней силы и экспрессии.
В Москве работал знаменитый художник Андрей Рублев. Вероятно, он был монахом Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших культурных центров Древней Руси.
В конце XV — начале XVI века жил и творил другой замечательный русский иконописец — Дионисий. Он работал в Боровске, Москве, Волоколамске, Ферапонтовом монастыре (недалеко от Вологды), в Павлово-Обнорском монастыре. Писал фрески, иконы, миниатюры.
А) Феофан Грек;
Б) Андрей Рублев;
В) Дионисий;
Г) Лука.
Ответ: А
Феофан Грек показывает Христа сидящим на троне в белых одеждах и в сложном обрамлении из красных ромбов и сине-зеленого овала. Белые одежды означают здесь величие Бога, ибо как белый цвет сочетает в себе все цвета радуги, так Бог заключает в себе весь мир.
5. Кто является автором иконы «Троица»?
Церковь имеет много различных изображений Святой Троицы. Но та икона, которой определяется самый праздник Троицы, неизменно одна — это изображение Троицы в образе трех ангелов. Прообразом этой иконы было таинственное явление Святой Троицы в образе трех путников праотцам Аврааму и Сарре под дубом Мамврийским. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, а потому, что она наиболее полно выражает догмат о Пресвятой Троице: три ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, символизируя триединство и равночестность всех трех Лиц
А) Феофан Грек;
Б) Андрей Рублев;
В) Дионисий;
Г) Лука.
Ответ: Б
Самой знаменитой храмовой иконой на Руси является «Троица» (1420-е), написанная Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
6.Как еще называют собор Василия Блаженного?
Храм Василия Блаженного− был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
А) Покровский;
Б) Успенский;
В)Преображенский;
Г) Спасо-Преображенский
6. Ответ: А
Храм был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним из главных символов не только Москвы, но и России. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный – Покровский. Именно в праздник Покрова была одержана решающая победа и взята Казань. Позже в храм перенесли мощи похороненного неподалёку московского Христа ради юродивого Василия, обладавшего даром ясновидения, и храм стал называться в народе по имени этого почитаемого москвичами святого. Все его купола и барабаны – разные по цвету и форме отделки. У храма есть интересная особенность. С какой стороны к нему ни подойдёшь, кажется, что эта сторона и есть главная. Уходя из Москвы в 1812 году, французы заминировали собор, но взорвать не смогли. Второй раз планировали убрать его, чтобы не мешал, большевики в 1936 году, но храм сохранился и по прежнему радует нас.
7. В XI веке в музыкальной культуре Древней Руси появилось
Музыкальная культура Древней Руси – одна из ярких, но малоизученных страниц отечественной музыкальной культуры. Древняя Русь обладала «своим голосом», ее музыкальный мир был наполнен звуками народных инструментов и песен, церковных песнопений, звоном колоколов. Свидетельством высокой развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы.
Сохранившиеся колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения .
А) творчество трубадуров;
Б) творчество труверов;
В) творчество скоморохов;
Г) литургическая драма.
7.Ответ В.
Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции.
8. Как называется данное архитектурное сооружение?
Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев ,высоким уровнем строительной техники .Они вызывают восхищение простотой и благородством форм ,оригинальным решением архитектурных задач ,богатством отделки. Характерными чертами белокаменных московских церквей стали силуэты ступенчатых ,ярусных пирамид шлемовидные купола ,один из которых возвышался над остальными , килевидные формы арок(так называемые кокошники),окружающие основание барабана купола .Все это придавало архитектурным сооружением особую динамичность ,легкость и стремительность ритмов.
А) Церковь Вознесения в Коломенском;
Б) Собор Покрова на Нерли;
В) Преображенская церковь;
Г)Успенский собор.
Ответ: А
В селе Коломенском на Москва-реке в 16 веке был построен первый на Руси шатровый каменный храм. Князь Василий III приказал заложить его в честь рождения долгожданного наследника престола – будущего царя Ивана Грозного. Шатёр –восьмигранный столп, который увенчивает храм. Храм украшен очень искусно и богато. На восточной стороне галереи, которая опоясывает церковь, сохранился белокаменный трон, с которого московские цари иногда любовались окружающими просторами. Сейчас этот устремлённый ввысь храм находится в черте города Москвы.
9.Какой тип храма получил широкое распространение на Руси?
Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
А) крестово – купольный;
Б) базилика;
В) периптер;
Г) ротонда
9.Ответ: А
Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, раз деленный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов, но и шатровых и ярусных храмов.
10. Как называется главный собор города Владимира?
После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии
А) Дмитриевский собор;
Б) Успенский собор;
В) Преображенский собор;
Г) Покровский.
Ответ: В
Успенский Собор был главным храмом Владимира — столицы Северо-Восточной Руси. В 12 веке князь Андрей Боголюбский выделил для его строительства десятую часть доходов. Собор стал образцом для строительства московских храмов. Здесь до 14 века хранилась Владимирская икона пресвятой Богородицы.
11. В каком соборе периода 9-11 века находится данная мозаика?
Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans — молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе.
Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени.
А) в Св. Софии в Константинополе;
Б) в Св. Софии в Новгороде;
В) в Св. Софии в Киеве;
Г) в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Ответ: В
Мозаика Богоматерь Оранта находится в Соборе Св. Софии в Киеве. Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза Оранты-моления с поднятыми руками и открытыми ладонями.
12. Что оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры?
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная. Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности. Несмотря на то, что они находились в состоянии антагонизма, обусловленного борьбой двух несовместимых идеологий — языческой и христианской,— между ними было немало общего. Совместное существование их роднило и взаимообогащало.
А) античные традиции;
Б) влияние Византии;
В) принятие христианства;
Г) влияние церкви.
12.Ответ: Б
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. Задолго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Составной частью искусства было музыкальное творчество.
13. Как на Руси назывался музыкальный жанр, в котором распевно произноситься слово?
Святой Иоанн Златоуст говорит: — «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».
А) литургическая драма;
Б) знаменный распев;
В) псалмодия;
Г) григоранский хорал.
Ответ В
В православном богослужении без чтения и пения псалмов не обходилась ни одна, даже самая краткая служба. Очень часто о пении и чтении псалмов упоминается в древнерусской литературе. Псалмопение входило не только в монашеское правило, но и вообще в древнерусский обиход.
В русской музыкальной медиевистике существует весьма распространенное понятие — псалмодия. Этот термин имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле псалмодия — это хоровое или сольное речитативное пение только лишь псалмов. В широком же — это характернейшее свойство церковной мелодики, ее качество, не закрепленное за каким-то одним определенным жанром.
14. Какой музыкальный инструмент Древней Руси был сродни душе человека?
Инструментальная музыка в Древней Руси, не получившая места среди искусств, обслуживавших церковь, развивалась в очень сложной и противоречивой обстановке. Но, несмотря на это, она процветала, уверенно занимая значительное место в общественной и культурной жизни народа. На музыкальных инструментах играли и любители и профессионалы-музыканты, певцы-рапсоды и скоморохи. Инструментальная музыка, и прежде всего «гусленое художество», сопутствовала многим сторонам жизни людей в Древней Руси.
А) гусли;
Б) трещетка;
В) балалайка;
Г) ложки.
14.Ответ: А
Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племён, населявших обширную территорию — Нижнего и Среднего Приднепровья до Чудского и Ладожского озера, от Волги до Дона.
С середины Х века в памятниках древнерусской литературы встречаются упоминания о гуслях. Издревле считалось, что гусли сродни душе человека. А звон гуслей отгоняет смерть и болезнь.
15. В каком веке в музыкальной культуре появилось творчество скоморохов?
Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.
А) в X веке;
Б) в XI веке;
В) в XII веке;
Г) вXIII веке.
15. Ответ Б
Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна
16.Как называется икона?
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии.
Золотой век русской иконописи связан с такими именами как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
А)Спас в силах;
Б) Спас нерукотворный;
В)Звенигородский спас;
Г)Деисус.
Ответ: Б
Икона «Спас Нерукотворный» лицо Христа, изображенное на плате из Успенского собора Московского Кремля (конец XII века) с большими резко обрисованными глазами и круто изогнутыми дугами бровей. Очертания волос сделаны правильно чередующимися золотыми линиями; на лице темно-охристого тона прозрачно, едва заметными плавями нанесен румянец. Кому бы ни принадлежала эта икона — греческому ли мастеру или его русскому ученику,— в любом случае икона эта — одно из совершеннейших воплощений вековых традиций византийской живописи.
17. Какой из представленных соборов располагается в Киеве? Напишите его название.
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе — подклете.
А) Б) В) Г)
17.Ответ: А
Собор Святой Софии — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины.
18.В каком соборе находится данная икона?
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. до 1-й пол. XII в. Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г.
А) Успенском;
Б) Дмитриевском;
В) Преображенском;
Г) св.Софии.
Ответ: А
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
19. В каком веке появился в музыкальной культуре колокольный звон?
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению,
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
А) в X веке;
Б) в XI веке;
В) в XII веке.
Г) в XIII веке.
Ответ А
Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком
20. Как еще называют знаменный распев?
Знаменный распев (или, точнее, роспев) – древнейший русский стиль церковного пения. Отличительные его черты: строгое одноголосие (унисон), запись с помощью крюков – безлинейных знаков (знамен), от которых он и получил свое название. Но «знамя» — это еще и знамение, мелодическое откровение, дарованное Богом воцерковленной Руси.
А) крюковым;
Б) знаковым;
В) распевным;
Г) знаменным
Ответ: А
Основной вид др.-рус. церковного. пения З. р. был принесён из Византии после крещения Руси. В. М. Беляев утверждал, что он имеет самобытное, рус.происхождение и возник в 11 в. Наиболее вероятным является предположение, что З. р., в своих первоначальных основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в 12 в., когда христианство распространялось в нар. массах и визант. формы стали подвергаться воздействию нар. муз. языка. З. р. называют крюковым пением