Урок для 1-4 классов по теме: «ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»


ТЕМА УРОКА: «Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».

Цель урока: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве

Задачи урока:

1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2) развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны, флеш – накопитель,

Прилагаемые материалы:

1. Презентация к уроку

2. Видеоряд «Милая мама»

3. С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»,

4. Ф. Шуберт «Аве Мария»

5. Фонограммы песен о маме

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,

Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011

2. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008

3. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год

4. www.google.ru

5. www.audiopoisk.com

6. https://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html

7. http://wikikurgan.orbitel.ru/index


ХОД УРОКА:

1. Введение в тему урока.

Учитель: Дорогие ребята, я хочу предложить вам самим отгадать тему нашего урока, а для этого необходимо отгадать кроссворд.




м

а

р

ш





а

р

ф

а











м

и

н

о

р







а

р

п

е

д

ж

и

о

Слайд 1

Итак, вопрос первый:

  • Как называется ходьба или шествие под музыку? (Ответы обучающихся).

  • Музыкальный, струнный, щипковый инструмент симфонического оркестра? (Ответы обучающихся).

  • Музыкальный лад. (Ответы обучающихся).

  • Как называется прием исполнения, какого либо аккорда? (Ответы обучающихся).

Учитель: Теперь вы догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о маме)

И тема нашего урока звучит так: «Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».

Слайд 2

2. Раскрытие темы урока.

Учитель: Тема материнства – одна из самых древних тем в мировой культуре. К ней обращались поэты, композиторы и художники. Внимательно всмотритесь в картины. Что объединяет, что роднит эти полотна? (На всех картинах изображена мама).

Слайд 2, 3

Учитель: А можно ли сказать, какое состояние сближает эти изображения? (Печаль, любовь нежность.)

Учитель: Одинаковая ли здесь печаль? С одинаковой ли интонацией звучит она в картинах? (Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»).

Здесь мало увидеть, Здесь мало услышать,

Здесь надо вглядеться, Тут вслушаться нужно,

Чтоб ясной любовью Чтоб в сердце созвучья

Наполнилось сердце. Нахлынули дружно…

Каковы же эти созвучья?

Учитель: Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. С греческого языка икона – это образ. В первую очередь это главная святыня земли Русской — «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Я хочу познакомить вас с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века.

Обучающийся: Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери, на доске из того стола, за которым трапезовал сам Иисус Христос со своею Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви. В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. Путь иконы в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменный. На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери и прижался к её щеке. Такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына она словно пытается его защитить от уготованной участи.

Учитель: Долго можно говорить об этой прекрасной иконе, но лучше поэтических слов М. Волошина не скажешь:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье».

Учитель: С той же интонацией, что и икона «Богоматерь Владимирская» звучит и картина Рафаэля?

Слайд 6

Обучающийся: Рафаэль Санти (1483-1520) (слайд) — итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, а главное, просветляя души хотя бы на недолгое время.

Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Его искусство дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин. Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали «мастером Мадонн».

Учитель: Произведение Рафаэля «Сикстинская Мадонна» висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Он говорил: «Я хочу написать Мадонну — простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства».

Обучающийся: В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына — маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое — своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина — мать. Мария остановилась у границы двух миров — небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине — мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. «Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!» — говорит нам художник. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу, в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах — причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, — есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения. Мадонн Рафаэль писал с одного лица. Его моделью была прекрасная Маргарита – возлюбленная художника. Она была простой крестьянкой, дочерью пекаря. Изящные, правильные черты её лица стали символом материнства. Поэтому в её взгляде мы видим трогательную простоту, женскую миловидность и тепло человеческих чувств. Художник хотел, чтобы образ матери, изображённый на картинах, стал близким и понятным всем.

Учитель: Давайте определим, с помощью, каких средств художник выразил идею: спокойные тона красок, нет сильного контраста, плавность линий. Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку. (Звучит музыка Шуберта «Аве Мария!»).

Учитель: Великий Данте написал такие строки:

Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

И поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки:

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А он, в прозрении глубоком

Уже вступая с миром в бой

Глядит вперёд – и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Учитель: Какими чувствами пронизаны эти поэтические строки? (Нежностью, печалью, тревогой).

Учитель: Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим словом, а композиторы – музыкой. Сейчас еще раз прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её звучание. Какими чувствами будет наполнена эта музыка?

Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберт.

Учитель: Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью и теплотой чувств. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители музыки. Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

Учитель: Много на Руси есть прекрасных праздников. Один из них называется праздник Тихвинской иконы Божьей Матери, который отмечается у нас в селе 9 июля. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из первых изображений Пресвятой Богородицы, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.

Слайд 7

Учитель: В Ястребовке построена церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери. Открытие, которой состоялось 14 июля 2011 года.

Слайд 8

Учитель: Настоятель храма отец Алексей. Он расскажет вам об истории возникновения праздника.

Выступление настоятеля храмаотца Алексея.

Учитель: Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся».

Слайд 9

Учитель: Прослушаем эту молитву.

Звучит «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной» С.В.Рахманинова.

Обучающиеся: Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго. Эти же чувства мы увидели и на иконе.

Учитель: В нашем светском календаре также есть много праздников, но один из них посвящён именно Матери. Отмечают его 24 ноября. Посмотрите сколько у нас сегодня на уроке прекрасных женщин. А ведь все они тоже мамы. Такие же добрые, ласковые и любящие своих детей. В праздники принято дарить подарки. Сегодня, дорогие гости, мы хотим вам подарить праздничную открытку, да не простую, а музыкальную.

Видеоряд музыкальных поздравлений.

Звучит «Мама – первое слово» из кинофильма «Мама».

Учитель: Итак, как показан образ мамы в песне? Что можно сказать об интонации песни? Какое настроение передает нам интонация? Что можно сказать мелодии? Какая она по характеру? Разучим эту песню.

Разучивание песни.

Учитель: А теперь исполним ее под фонограмму. С какой интонацией мы будем петь слово мама?

Исполнение песни.

Учитель: Для каждой мамы приятны не только подарки, но самое главное – это любовь её детей и добрые слова. Знаете ли вы стихи о маме?

Обучающиеся:

Кто может быть дороже мамы?!

Кто свет и радость нам несёт?!

Когда больны мы и упрямы

Кто пожалеет и спасёт?!

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не броня.

Лишь терпеливо объясняют,

Не осуждая, не виня…

Обучающиеся: Много песен посвящено маме, но есть песня, которая называется гимном. Гимн есть у страны, у нашего города и области. А мне хотелось бы, чтобы мы спели гимн нашим мамам, и пожелали бы им счастья, здоровья, любви.

Звучит «Поздравительный гимн» Т. А. Боровик.

3. Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу, что нового вы узнали на уроке? Как в искусстве показан образ матери? И в заключении, я хочу пожелать вам, чтобы вы пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям и они ответят вам взаимной любовью.

Мне хотелось бы закончить урок стихотворением Убайда Раджаб, одну строчку которого вы будете читать сами.

Слайд 10

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать поpа»?

Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?

Мамочка.

Чаю — в пиалy налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто pебячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лyчше всех?

Мамочка.



Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Влияние субстрата на скорость укоренения черенков смородины»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: