Урок для 7 класса по теме: «Жизнь нашего края в составе Московской Руси (XIV-XV вв.). Крепости нашего края»


Автор: Кузнецова Ольга Валентиновна

Место работы: СПб, Фрунзенский район, ГБОУ №218

Должность: Заведующая библиотекой, учитель истории СПб





«Жизнь нашего края в составе Московской Руси (XIVXV вв.).

Крепости нашего края».



(урок с элементами театрализации по истории и культуре СПБ

для 7-х классов)



Цель: показать значение нашего края в жизни Русского государства и роль древнерусских крепостей для его защиты; воспитание чувства патриотизма на примерах из истории.

Оформление: карта «Московская Русь. XIVXV вв.», «Карта нашего края» (раб. тетр. № 1), «Древнерусская крепость» (схема), «Историческая ромашка» (карточки индивидуальных заданий).

Опережающее задание: «краеведу» подготовить историческую справку о состоянии нашего края ; составить электронную презентацию «Детали древнерусской крепости».



Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с историей вхождения нашего края в состав Московского государства.

  2. Изучить состояние оборонного кольца нашего края.

  3. Выяснить назначение крепостей как передовых фортификационных сооружений того времени.

  4. На примере исторического источника познакомиться с жизнью древнерусских крепостей.

  5. Сформулировать выводы о значении и роли нашего края как форпоста государства.

План урока:

1. Введение.

  1. Наш край в составе Московской Руси.

  2. Оборонное кольцо нашего края.

  3. Облик древнерусских крепостей.

  4. Жизнь крепости в XVI веке.

  5. Заключение.

Ход урока:



  1. Введение

(учитель, используя карты, знакомит учащихся с местоположением нашего края и условиями его вхождения в состав Московской Руси).



  1. «Наш край в составе Московской Руси»

(в виде игры «Учитель» и «Краевед» знакомят учащихся с исторической справкой о состоянии дел нашего края в XIVXV вв; некоторые события записываются в тетради).





Учитель: «Скажите, пожалуйста, что представлял из себя наш край после его вхождения в состав Московской Руси?»



Краевед: «Наш край, особенно в районе устья (показывает на карте) Невы, был очень густо заселен. На трех его островах Васильевском, Фомине и Сандуе (современные: Крестовский, Каменный и Елагин) в конце XV века насчитывалось 744 двора с населением 1191 человек (переписи подлежали только мужчины). В 1500 году в писцовых книгах отмечается 410 деревень, а это – 1082 двора с населением 1516 человек. В XVI веке численность населения продолжает увеличиваться. Следует напомнить, многочисленное население в устье Невы жило на землях, принадлежавших новгородским боярам и церкви. После присоединения Новгорода Великого к Русскому государству частью земель стал владеть Великий князь и московские помещики. Им принадлежало 2/3 пахотных земель».



Учитель:

— Ребята, кто в то время был Великим князем? В чьих руках находилась земля? Кто такие помещики?

— О чем свидетельствуют цифры из справки «Краеведа»?

(ответы учащихся)













«Уважаемый краевед, а чем занимались жители нашего края?»

Краевед: «Я могу привести в пример деревню на Фомином острове (ныне Петроградский), состоявшую из 37 дворов.

Там находился двор великокняжеского тиуна (приказчика), который собирал налоги, судил население, отчитывался перед Великим князем.

Крестьяне сеяли рожь, ячмень, занимались земледелием, скотоводством, продукты которых (зерно, мясо, масло, сыр) — взимались с них.

На Васильевском острове находились села рыболовов, а на реке Ижоре целое торгово-промышленное поселение Клети, главным занятием которого было рыболовство.

В устье реки Охты появилось торговое поселение Сельцо из 15 дворов и различных складов. Там же находились сборщики государевых пошлин с торговцев и людей, занимавшихся промыслами».



Учитель: «Спасибо, уважаемый специалист».

— Ребята, перечислите занятия жителей нашего края.

— Кто был представителем власти? Кто собирал налоги и оброк? Что означают данные термины?

— Что такое «государева пошлина» и «промыслы»?

(ответы учащихся)

«И последний вопрос, дорогой краевед: какова судьба наших территорий в дальнейшем?»



Краевед: «В годы Ливонской войны (1558-1583) и «опричнины» положение местного населения значительно ухудшилось. Возросли государевы подати и повинности, особенно подводная – крестьяне на подводах должны были снабжать армию продуктами и фуражом, бросая хозяйство и полевые работы.

Все это разоряло наш край, после чего у нас осталось много заброшенной земли, поросшей лесом и кустарником».



Учитель: «Наш край испытывал такие же трудности, какие выпали на долю всего населения страны. Несмотря на то, что многие деревни в конце царствования Ивана Грозного перестали существовать, значение нашего края не уменьшилось».

— Подводя итог вышесказанному, ответьте на вопрос: «какое значение играл наш край в жизни государства?»

(ответы учащихся; короткие записи в тетрадях)





  1. «Оборонное кольцо нашего края»



Наш край стал рубежом, границей Московии. О тех временах напоминают нам «живые свидетели» — крепости, храмы, монастыри… Сегодня речь пойдет о каменных стражах, о крепостях. Их на территории нашего края сохранилось шесть.

(громкое чтение из Петербургской тетради задания № 2стр.20)

О двух из них – Ладоге и Копорье вы знаете. А где же остальные?



(рассматривают карту «Наш край» в Петербургской тетради с.4-5 и иллюстрации с видом крепостей)



Видите, на северном берегу Финского залива стоит мрачноватая, выложенная из серого камня крепость-замок Выборг, которую построили шведы и назвали «Священная крепость». Отсюда открывалась шведам дорога по воде в Ладожское озеро. А вход в него закрывала новгородская крепость Корела (современное название – Приозерск). В истоке реки Невы, на острове, стоит русская крепость Орешек (защищала вход в Ладожское озеро). На границе с Эстонией, на реке Нарове (Нарве) – Ивангород (защищала Ижорскую землю).



(учитель показывает крепости на карте «Ленинградская область»)



Глядя на месторасположение древнерусских крепостей, понимаешь, что наш край был надежно закрыт от вторжения неприятеля каменным оборонным кольцом. Крепости стояли либо на мысе, образованном двумя реками; либо на острове, вокруг которого плескалась вода; либо на высоком холме.

— Как вы думаете, почему наши предки выбирали такие места?



(ребята отвечают на вопрос и записывают названия крепостей в тетради)



  1. «Облик древнерусских крепостей»



На протяжении XIIIXV столетий крепости строились, перестраивались, надстраивались, меняли свой облик. К XVI веку появились обязательные для каждой крепости элементы. Строили крепости специальные мастера, им помогали каменотесы и простые работники, которые делали их надежным боевым укреплением. Представим себе одну из крепостей с типичными для данных сооружений элементами на примере презентации «Детали древнерусской крепости».

(фронтальная работа со схемой №3на стр.20, как с источником краеведческой информации)



«Что может рассказать изображение?»:

— Ребята, рассмотрите изображение.

— Что перед вами изображено?

— Что вы увидели в изображении такого, что позволяет вам сделать подобный вывод?

— Как вы думаете, для чего предназначены башни? Почему они выдвинуты вперед? Почему их такое количество?

— Почему окна такие узкие?

— Какие препятствия необходимо преодолеть при штурме крепости?

— Как могут применять для обороны защитники крепости?

— Как вы думаете, какое место самое уязвимое? Что предусмотрено для его защиты?

(во время фронтальной работы один из учеников выполняет индивидуальное задание «Историческая ромашка», находя пару «название детали крепости»- «ее назначение». Затем класс выполняет закрепляющее задание № 3 в Петербургской тетради)



Но, неужели крепости были как братья-близнецы? Нет, у каждой из них было свое лицо, свой облик. Для того, чтобы выяснить отличительные особенности крепостей, используем прием «Сравните объекты»



(четыре ученика читают по ролям текст «Отличительные особенности крепостей» № 4.1 на стр. 21; затем класс называет общие и отличительные черты крепостей)



5. «Жизнь крепости в XVI веке»

(фронтальная работа с историческим источником «Крепость Орешек»)

Крепость Орешек


« С целью укрепления рубежей Руси, у истока Невы, на Ореховом острове, новгородский князь Юрий Данилович (внук Александра Невского) в 1323 году заложил крепость Орешек. Она удачно запирала выход из Невы в Ладожское озеро и во внутренние земли государства. На пути любых захватчиков вставала «красивая и сильная крепость» с семью внешними башнями. Высота стен достигала 12 метров, башен – 16 м. Толщина стен у подножия составляла 4,5 метра. Сооружение из известняковой плиты было возведено с блестящим знанием «каменного дела». Стены имели три яруса боя. Башни имели амбразуры для пушек и пищалей. Расстояние между башнями составляли от 70 до 130 метров. Мощные крепостные сооружения сочетались с природными укреплениями – многоводная быстрая река, островное положение, узкая береговая полоса у стен крепости. В дополнение к этому преграды в виде частокола и рва делали крепость неприступной.

Около крепости на острове в 1410 году вырос город-посад, окруженный каменными стенами. Так возникло второе кольцо укреплений Орешка. Тесно застроенный, он имел многочисленное ремесленное, промысловое и торговое население. Здесь жили рыбаки, плотники, кузнецы, кожевники, сапожники, моряки, воины. Жители Орешка занимались хлебопашеством, огородничеством, рыболовством. Здесь же находились наместник, духовенство, государевы «служивые люди». Высокого развития в Орешке достигла торговля. Торговали медом, воском, солью, рыбой, маслом.

Орешек являлся не только защитником нашего края, но и центром мирной жизни его жителей».


Вопросы к тексту:

  1. Расскажите историю основания крепости Орешек.

  2. Почему ее так назвали?

  3. В чем состоит выгодное местоположение крепости?

  4. Опишите крепость Орешек.

  5. Почему крепость считалась неприступной?

  6. Чем занимались жители города?

  7. Какое значение имела крепость в жизни нашего края?



«Дайте характеристику, опишите»

(составляем рассказ «Жизнь древнерусской крепости» либо в парах, либо отдельные учащиеся по желанию; можно предложить как домашнее задание)



6.Заключение

— Ребята, чтобы подвести итог, ответьте мне на вопрос «Какую роль играли древнерусские крепости в жизни нашего края?»



(после ответов и записей в тетрадях, учитель ставит оценки и озвучивает домашнее задание: задания №5, 6.1стр. 22-23- письменно; термины — устно)













Разрезной материал для ромашки



ШАТЕР ГЕРСА





БАШНЯ АМБРАЗУРА





ПРЯСЛО ЯРУС БОЯ







Островерхое завершение башни



Стена между башнями



Выступающее из стены сооружение



Бойница, отверстие для ведения боя



Настил с перилами в верхней части стены для ведения боя



Список использованной литературы:



Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга: контуры современного урока: Методические рекомендации в помощь учителю.- СПб.: СПбАППО, 2007.- 93 с.

Ермолаева Л.К. Краеведение: Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности).- СПб.: СМИО Пресс, 2007.- 432 с.: ил.

Ермолаева Л.К. Давным-давно на наших землях…: Петербургская тетрадь.- СПб.: СМИО Пресс, 2007.- 41 с.: ил

Власов А.С. Древнерусские крепости Северо — Запада.- СПб.: Паритет, 2007.- 480 с.: ил.


















Свежие документы:  Конспект урока по МХК "Строительство Золотых ворот с Благовещенской церковью"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: