Урок- зачет: «Художественная культура эпохи Возрождения».
Цели урока:
проверка уровня знаний по данной теме;
способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали;
развитие интереса у учащихся к деятелям эпохи Возрождения.
Ход урока:
Уважаемые, ребята, я рада Вас приветствовать на уроке-зачете. Четвертую четверть мы посвятили изучению эпохе Возрождения, и сегодня собрались, что бы оценить ваши знания. Класс разделился на 5 групп, каждой будут предоставлены пакеты с равнозначными заданиями. Оценивать результаты будут эксперты: представители педагогического коллектива, родители и ученики (по экспертным листам). Итак, начнем…
Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):
Любовь возвышенна, когда в союзе двух
Пред высотой души она благоговеет.
Любовь низка, когда ничтожен дух,
И низок мир того, кто избран ею.
Дарят покой и прогоняют страх
Часы любви. Но ты отмечен, если
Природа мудро держит на весах
Любовь и дух в прекрасном равновесье.
Задание 1.
Посмотрите на слайд, назовите периоды Возрождения, дайте краткую характеристику, укажите временные рамки.
1.1 Эпоха Возрождения или Ренесса́нс (фр. — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) и Рафаэль Санти (1483 — 1520).
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.
2 Работа по персоналиям.Я вам предлагаю назвать имена деятелей эпохи Возрождения по портретам.
2.1 Шекспир Уильям (1564—1616) — английский поэт и драматург, крупнейший гуманист эпохи позднего Возрождения. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом. Всего написано более 37 драм. Глубокий лиризм и поэтическая образность присущи как поэмам, так и драмам, написанным преимущественно белым стихом. Он отличается проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий в его произведениях делает личные драмы героев явлениями государственного и общественного значения.
2.2 Коперник Николай (1473—1543) польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Родился в г. Торунь, окончил там школу, потом продолжил образование в Краковском, Болонском и Падуанском университетах. Изучал математику, астрономию, физику, право и другие науки. В 1506—1507 гг. он навсегда возвратился из Италии в Польшу. На родине принял духовное звание, был каноником (членом совета при епископе участвующем в управлении епархией). Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков положения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе и Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных тел» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г.
2.3 Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ — пантеист и поэт. Родился в Ноле, небольшом городке Южной Италии, учился в Неаполе, потом поступил в монастырь, откуда впоследствии бежал. После вынужденного отъезда из Италии жизнь его протекала в скитаниях по странам Европы — Швейцарии, Франции, Англии, Священной Римской империи. Церковь обвиняла его в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению. Он был твердо убежден в правоте своего учения, упорно его отстаивал, говоря своим недругам: «Сжечь — не значит опровергнуть!» Обвинён в ереси и сожжен инквизицией в Риме.
2.4 Галилей Галилео (1564—1б42) итальянский ученый, один из основателей естествознания. Родился в Пизе, детство его прошло во Флоренции где он учился в монастырской школе, В 1585 г. Заложил основы современной механики выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника, первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с З2-кратньтм увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира.
2.5 Леонардо да Винчи (1452 – 1519) — «В одном из каменных домов маленького городка (а все они какого-то грязно-желтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 г. родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времен). Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Загадка начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.
3 Путешествие по городу Риму.Мы вспомнили деятелей эпохи Возрождения. Родиной Возрождения считают Италию, столица Италии – Город Рим – Вечный город, давайте совершим прогулку по этому городу.
Здесь стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.
(Показ иллюстраций достопримечательностей города Рима периода эпохи Возрождения).
3.1 Вот здесь мы видим Капитолийский холм, здесь находится музей. Что мы знаем о нем?
коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая Папе, была выставлена на всеобщее обозрение на Капитолийском холме.
3.2 Следующая достопримечательность – это Сикстинская капелла. Опишите её.
новая церковь в Ватикане -Сикстинскую капеллу (в названии увековечено имя заказчика Папы Сикста IУ). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы поручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение четырех лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростертому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.
3.3 Посмотрите на иллюстрацию. Как называется этот храм? Собор Санта-Мария дель Фьоре.
Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора: длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90 метров. Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.
(учащиеся должны отметить несоответствие – прогулка по Риму и собор, построенный во Флоренции)
3.4 Вот собор Святого Петра. Что мы знаем о нем?
Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра.
В его создании (собор возводился в течении 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы он посвятил воплощению в жизнь своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов.
3.5 Где располагается древний обелиск?
Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Петр. На вершине обелиска поместили крест.
Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.
4. Творчество трех итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения.По описанию определите о ком идет речь.
4.1 Художественное наследие мастера количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако биограф, его современник, указывает, что тот “имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Леонардо да Винчи
4.2 Художник считал человека увенчанием природы и верил в его великое назначение. Он знал, что природа сделала его творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Только бы побольше успеть! Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и “своим”, итальянским тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживался под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и “всепоглощающем стремлении к истине”. Леонардо да Винчи
4.3 Мастер посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые либо причастны этим искусствам, либо с ними связаны; и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми… Поэтому иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений. Микеланджело
4.4 “Мастер сознавал, — пишет Вазари, — что в анатомии он не может достичь превосходства над соперником. Как человек большого рассудка, он понял, что живопись не заключается только в изображении нагого тела, что ее поле шире… Не будучи в состоянии сравниться в этой области, художник постарался сравняться с ним, а может быть, и превзойти его в другой”. Рафаэль и Микеланджело
4.5 Он не открывал новых миров, в отличие от других мастеров эпохи, он не смущал современников дерзновенностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному завершению всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог, т.е. полное царство гармонии, красоты и добра. Рафаэль
5. Интересные факты из жизни мастеров. Объясните, каким образом связаны предметы или некоторые явления с титанами Возрождения.
Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения. | |
2 | Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана — Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. |
3 | Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти жил 89 лет. Творческое вдохновение не покидало его и в старости. До последних дней своей жизни он был неутомим в работе, Над одним из своих произведений — скульптурной группой «Снятие с креста» он трудился 6 лет, завершив его на 81-м году жизни.
|
4 | Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато. |
5 | Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
|
1 | Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.
|
2 | В юности великий итальянский художник Рафаэль жил в гостинице. Счет получился очень великий, а денег в Рафаэля не было. Хозяин гостиницы сердился, требуя оплатить счет. Тогда Рафаэль заявил, что скоро уедет. За два-три дня он сказал хозяину, что уезжает. |
3 | Микеланджело оставался одиноким, жил достаточно скромно, зачастую в жалких условиях, и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. |
4 | Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц. |
5 | Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его
|
6. игра: «Третий лишний».
Командам предлагается из трех названных картин или имен художников выбрать одно лишнее и объяснить почему.
1) «Джоконда» Л.да Винчи
«Спящая Венера» Джорджоне
* «Давид» Донателло
(Это скульптурное произведение, а не живописное)
2) «Мадонна Бенуа» Л.да Винчи
«Мадонна Конестабиле» Рафаэля
*»Пьета» Микеланджело
(Это скульптурное произведение, а не живописное)
3) Микеланджело
Донателло
*Джотто
(Это живописец, а не скульптор)
4) «Сотворени Адама» Микеланджело
*»Оплакивание Христа» Микеланджело
«Грехопадение и изгнание из рая» Микеланджело
(Это сюжет из нового завета, а не из Ветхого)
5) «Весна» Ботичелли
«Даная» Тициана
* «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
(Это не мифологический образ)
7. Назовите произведение искусства (по предложенному фрагменту)
Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи | |
Микеланджело Буанаротти. Купол Св. Петра в Риме | |
Сикстинская мадонна. Рафаэль. | |
Фрески Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарротти. | |
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. |
Подведение итогов. Афиширование результатов.
Обобщение материала: Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.
Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса — универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.
Литература
Бутромеев В.П. Детский Плутарх. Великие и знаменитые: Средние века и эпоха Возрождения: Энциклопедия для детей. – Мн.: “Алкиона”– “Деконт”, 1995.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки.– 5-е изд., стереотип.- М.: Искусство, 1985.
Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/ Сост. Воротников А.А.; Минск, ТОО “Харвест”, 1996.
Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. Кн. для чтения.– 2-е изд., испр. И доп.– М.: Просвещение, 1982.
Муратов П.П. Образы Италии.– М.: Республика, 1994.
Художники эпохи Возрождения/ Ред.-сост. Бочаров Ю.С., Коровина Е.А., Чернецова Е.М. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2005.