Внеклассное мероприятие «Добрым людям на загляденье

Внеклассное мероприятие

«Добрым людям на загляденье

Эпиграф: Не то дорого, что красно золото, а то дорого,

что мастера доброго.

Цель: познакомить учащихся с географией народных промыслов, историей их возникновения и художественной ценностью; учить художественному ведению окружающего мира, расширить кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: изделия народных умельцев, сувениры, записи с русскими песнями, русские костюмы.


Ход занятия.

(звучит народная музыка)

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того, чтобы любить, нужно всё видеть и знать. Мы не ценим и не бережём то, что не знаем. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов.

Знакомство с народными промыслами России мы начнём с золотой хохломы.

Ученица: Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!


(выходят в русских народных костюмах ученики)

Учитель: Встречайте мастеровой торговый люд. Мы попросили их рассказать о творениях хохломских умельцев.

-откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Ученик: Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок — умелиц. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он её угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой.

— Это , конечно, легенда, сказка. Но сказка- ложь, да в ней намёк…

Не оттуда ли появилась эта удивительная красота?

Ученик: Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи.

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие – братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По преданию это был цветок счастья.

Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, чёрную смородину, рябину. Самый стародавний узор – травяной орнамент, который пишется чёрным и красным цветом.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются и в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай – и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблёкнут краски.

Простые по форме, а рудую взор:

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй, сумей-ка!

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.

Ещё характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

Учитель: Говоря о посуде и предметах быта, нельзя не сказать о Гжельской керамике.

Свежие документы:  Рабочая программа по искусству для учащихся 8-9 классов к УМК Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Ученик: Фарфоровый чайник , подсвечник, часы,

Животные, птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой-

Не встретите на свете вы красоты такой!

Гончарное ремесло в России имеет давние исторические традиции. Многие промыслы, занятые изготовлением керамических изделий, сохраняют свою ценность и сегодня. Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел России по масштабам производства.

Гжель – село в Раменском районе Московской области. Предполагают, что название «Гжель» произошло от слова «жечь». Изготовляемые здесь керамические изделия обжигают.

Изделия гжельских мастеров – летопись русских вкусов, русской жизни. Какие только сюжеты они не передавали: девушка с вёдрами, зайчиха с зайчатами, коршун. Сочные синие цветы и травы то сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие. Роспись сосудов производится от руки. Эта особенность отличает гжельский фарфор от изделий других промышленных предприятий.

Учитель: Постепенно мы с вами перешли к гончарным изделиям. И следующий предмет нашего разговора – игрушка.

Дымковскую игрушку знают все и очень любят. А родилась она в слободе Дымково, что на реке Вятка (приток Камы).

Игрушки эти были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием – свистунья. А почему свистунья?

Ученик: Однажды к городу подошли враги. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Враги решили, что их окружают подоспевшие горожанам на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Глиняная игрушка лепится «на глаз», и раскрашивается тоже «на глаз». По белому фону выполняются росписи. Наряду со сказочными образами оленей, коней, птиц появились изображения медведей, домашних животных.

Ученик: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного, сырости сырой.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.

Она глядит не прянично – ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка, в ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдиною без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда!

Учитель: Глиняные игрушки и деревянные изделия сегодня – замечательные подарки.

И сейчас мы поговорим об одном из самых известных русских сувениров.

Как две радуги брови,

Губы – маки, пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щёки горят.

Ученик: В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце позапрошлого века жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка – японец, в котором помещалась мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрёшку. Было это почти 100 лет назад.

Первых матрёшек расписал художник Сергей Малютин. Это были девочки в ситцевых сарафанах с белыми фартуками, с цветастыми платками на головах, в руках – чёрный петух, серп или хлеб.

Вот поставленные в ряд,

Свежие документы:  Внеклассное занятие "творчество С.Я. Маршака"

Сёстры – куколки стоят.

«Сколько вас?» — у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Ученик: Действительно, наиболее распространёнными были 6-, 8-, 12- местные матрёшки. Известна и такая история. Однажды Евгений Безруков, семёновский мастер, долго бродил по лесу – искал дерево, из которого мог бы вырезать матрёшку высотой ровно в метр. Нашёл, вырезал и принёс на фабрику сувениров. Начали открывать матрёшку, а в ней 70 матрёшек, и каждая в неповторимом наряде.

(учащиеся поют частушки)

  1. Подарили мне матрёшку

Допустила я оплошку:

Разломила пополам-

Интересно, что же там?

  1. Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, дурёшка.

Хоть и жаль её ломать,

Буду дальше разбирать.

  1. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко;

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

4. Мы матрёшки, мы матрёшки

Нам похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось!

Учитель: Родиной художественных лаков является Китай, где они были известны уже в глубокой древности.

Ученик: Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла в 1795 году. Братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы – обычные подносы, которыми пользовались в каждом трактире, подавая на них к столам тарелки с закусками, чашки с горячим чаем, бублики.

Расписывались они по чёрному фону яркими цветами – рисунок выходил красочным, объёмным. Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой.

Мастерство в Жостове передаётся от поколения к поколению. Не случайно там трудится много потомственных династий.

Учитель: Издавнв на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

Ученик: В XIX в. В России возникло производство платков и шалей. Мода на них пошла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом.

(учащиеся поют частушки)

  1. Вы, подружки мои,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

  1. На платочке два цветочка-

Голубой да синенький.

Про любовь никто не знает,

Только я да миленький.

  1. Нынче красненький платочек

На кудрях своих ношу,

На кого взгляну разочек-

Вмиг того приворожу.

  1. Супостаточка моя

В беленьком платочке

Перед милым вертится,

Как змея на кочке.

(звучит песня «Оренбургский платок»)

Ученица: Не менее знаменитые в России и в мире оренбургские платки. Одним из первых учёных, рассказавших об оренбургском крае и его богатствах, был Пётр Иванович Рычков. Учёный побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел.

Уральских казаков, обосновавшихся в своё время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения. В лютую стужу скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадях в лёгкой с виду одежде из козьих шкур и войлока.

Дивились казаки до той поры, пока не узнали, что под лёгкими душегрейками у скотоводов надеты тёплые поддёвки и шарфы, связанные из шелковистого пуха.

Ученик: Оренбургская пуховая коза… На земле много пород коз, но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

В наш край промысел вязания пуховых платков пришёл с воронежскими переселенцами. В начале XX в. они поселились в городе Урюпинске.

К 50-м годам XX в. слава об урюпинских платках уже не уступала славе оренбургского платка. Коза из Урюпинска – особенная. Многочисленными наблюдениями доказано: как только её вывозят за пределы района, она перестаёт пушиться. Почему – наукой не выяснено. То ли трава особенная, то ли вода «живая». Только на своей родине коза даёт такой пух, который, как вода, льётся и блестит.

Знаменитый модельер В.Зайцев решил предпринять «ноу-хау» на базе старого вязального промысла. Он попросил урюпинских мастеров связать изделия по пяти его моделям. Умелые мастера сумели даже соткать пуховое полотно, которое можно кроить. В.Зайцев планирует создать свою коллекцию из пуха и показать её на выставке в Париже.

Ученик: В Урюпинске поставлен самый настоящий памятник…козе. Это двух метровый памятник в центре города, а изображена коза с козлёнком, потому что это не простая коза, которая даёт пух и приносит деньги. Это коза – кормилица. Изваяли этот нежный образ из светло-дымчатого гранита известные волгоградские скульпторы Фетисов и Дедов.

Учитель: Сегодня вы узнали много нового о промыслах России, и я уверена, что с не меньшим интересом вы послушаете ещё о промыслах, которые развиты в нашей родной Волгоградской области.

В нашей области широко распространены такие народные промыслы, как лазоплетение, вязание пуховых платков, гончарное производство.

Что же касается промышленных предприятий, специализирующихся на изделиях народных промыслов, то ведущим по-прежнему остаётся завод «Сувенир»

Ученик: Волгоградский опытный завод народно-художественных промыслов «Сувенир» работает с лета 1936 года. Он является одним из старейших предприятий, которые выпускают подобную продукцию в России.

Завод чутко реагирует на запросы покупателей и выпускает изделия, пользующиеся спросом. Это чеканка – панно «На охоте», «Сбор урожая», «Кот в сапогах». Металлическое художественное литьё: «Факел», «Родина – мать», «Подсвечник». Предметы быта: орехокол, пепельница; бюсты знаменитых людей, брелки; декоративные тарелки, памятные значки, медали.

Керамический завод города Волгограда также радует своими изделиями. Это и вазы для цветов, и цветочные горшки, напольные вазы, керамические бочонки, керамическая плитка.

(учащиеся исполняют частушки)

  1. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

  1. «Золотая» хохлома-

Ей не налюбуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

  1. В Гжели делают посуду-

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

  1. Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

  1. Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

  1. Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

  1. Ты играй, моя игрушка!

Ты, подруга, подпевай!

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Учитель: Всё, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

И сегодня мы убедились, что наша страна богата народными промыслами. Мастера – умельцы Хохломы, Городца, Дымкова, Гжели создали уникальные произведения, которые вызывают восхищение не только в России, но и за рубежом.

(звучит народная песня)

Свежие документы:  Контрольная работа по МХК «Искусство эпохи Возрождения»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: