Внеклассное мероприятие: «Познаем мифы Др.Греции, играя»


Внеклассное мероприятие: «Познаем мифы Др.Греции, играя»

Цель:

систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры;

развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах;

воспитательные: воспитание интереса к литературе , изобразительному искусству, музыке.

Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название. Команды подготовили эмблемы и девизы.

Членами жюри стали гости, пришедшие на урок (учащиеся старших классов, преподаватели образовательной области «Искусство»).

Ход игры

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим викторину «Познаем мифы Др.Греции, играя».

Мифы — слово греческого происхождения. Означает предания о богах, героях и чудесных существах.

Мы привыкли смотреть на мифы как на нечто загадочное, считать их буйством фантазии и изощренной выдумкой. Но все гораздо сложнее и … намного проще. Сложены они древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Он гораздо сложнее и многообразнее чем кажется на первый взгляд. Если на него смотреть через призму мифа, мир будет еще более красочным и привлекательным.

Казалось бы, зачем нам сейчас, спустя более чем 2,5 тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все в них — вымысел.

С мифами мы сталкиваемся не только в образах и произведениях искусства, художественном слове, но и очень далеких от них сферах действительности. Есть ли хоть один школьный предмет, свободный от мифов? Нет. Литература и язык, МХК, история, география, физика, математика…

Но не будем забывать, что мифы создавались народом на протяжении веков. В них древние греки воплощали все свои чаяния и надежды, заветные мечты. Это сокровищница великолепных образов, произведения литературы и искусства.

Кроме того — мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека. Восхищались благородными, мужественными героями, презирали трусов, предателей, осуждали коварство, жадность.

Разве сейчас в современном обществе мы по-другому оцениваем поступки людей?

Сегодня мы вновь обратимся к литературному и народному творчеству древних греков.

Итак, мы начинаем.

Учитель приглашает команды за игровые столы, представляет жюри, гостей, болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 5 баллов.

1 задание. Название команды.

Команды афишируют название, девиз и эмблемы.

2 задание. Разминка «Цифровой ряд»

Вопросы задаются командам по очереди.

У каждой группы в первом задании указано число. Ваша задача аргументировано доказать: как оно связано с мифами Др.Греции.

12 –12 подвигов Геракла; 12 детей Геи и Урана (титаны)

Свежие документы:  Тест по МХК : «Художественная культура XVII-XVIII веков» 11 класс

3 – 3 бога главных миров (Зевс, Посейдон, Аид)

9 — 9 муз (богини поэтического вдохновения и творческих искусств)

246 – 246 мифов объединены в «Метаморфозах» Овидия

3 задание. Определите, какому греческому богу принадлежат слова.

1) «Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец — и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец». (Посейдон)

2) «Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром — все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой — и поражу клятвопреступника пламенной молнией». (Зевс)

3) «Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса». (Гера)

4) «Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери — львы, волки, пантеры — следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит самого себя». (Афродита)

5) Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых». (Аид)

6) «Я бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь». (Гефест)

4 задание. Подбери пару герою мифа. (Право ответа дается представителям той команды, которая первая изъявляет желание дать ответ).

Орфей – Эвридика

Зевс – Гера

Аид – Персефона

Аполлон – Дафна

5 задание. Назови имя мифологического персонажа

(по произведениям изобразительного искусства- 5 баллов, при текстовой подсказке- 2 балла)

  • «Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана». (Прометей)

  • «Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах». (Артемида)

  • «В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю». (Гефест)

  • «И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне». (Дионис)

6 задание. «Зоосад в Древней Греции»

Назови, с именами каких мифических героев связано название каждого из животных.

Лев (Геракл)

Лань (Артемида, Геракл)

Конь (Одиссей)

Собака (Аид)

Орел (Прометей, Зевс)

Дельфин (Дионис)

7 задание. Объясни «крылатое выражение»

Олимпийское спокойствие.

(В древнегреческой мифологии обителью богов считалась гора Олимп, находящаяся на уровне 2917 метров выше моря. Ее вершина всегда утопала в облаках, поэтому наши предки именно ее высоты считали местом обитания великих богов. Прозвище «олимпийцев» они тоже получили в связи с этим, а их рассудительность , спокойствие и другие хорошие качества стали называть «олимпийскими». Вскоре это слово стало обозначать просто высшую (превосходную) степень, мы и теперь используем его в этом смысле.)

Как из рога изобилия.

(Отец богов Зевс после своего рождения был спрятан в тайном  месте, в гроте, где его выкормила своим молоком священная коза Амалфея. Это было не напрасно: отец Зевса, титан Кронос, хотел уничтожить своего сына и наследника, сожрать его, как сожрал он уже других своих детей.

Благодарный Зевс, став главным богом, вознес Амалфею на небо; там и сейчас всякий может видеть ее между созвездиями. А своим воспитательницам, нимфам, он подарил один из рогов козы: из этого рога лилось и сыпалось все, в чем у нимф возникала потребность.

Вот этот — то рог, став символом неистощимого источника сокровищ, и был прозван рогом изобилия. Выражение «как из рога изобилия» означает: с необычайной щедростью, в огромном количестве.)

Панический страх.

(Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще боль­ше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродуш­ным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней иг­рал.
А откуда же пошло выражение панический страх?
Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала пани­ка.)

Кануло в лету.

(Слово «кануть», подумав, можно понять из выражения «Как в воду канул». А Летой в греческой мифологии называлась одна из подземных адских рек, отделявших от мира живых мрачное царство усопших. Воды этой темной и медленной реки несли забвение. Выражение «Кануть в Лету» значит: исчезнуть из памяти, быть поглощенным вечным забвением. Само наименование «Лета» означает по-гречески «забвение».)

Авгиевы конюшни.

(В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло­шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение
авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска­зать о крайней запущенности, загрязненности.)

Сизифов труд.

(Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. 

Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны  богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный  камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.

Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.)

  1. Задание «Музыкальный фрагмент»

С каким мифом связана песня «Ты моя мелодия» М.Магомаева?

(звучит музыкальный фрагмент)

Заключительное слово учителя.

Рефлексия

Пока жюри подводит итоги, учащиеся составляют синквейн по впечатлениям, полученным в ходе урока.

Слово жюри. Подведение итогов.


Рекомендуемая литература.

  1. Мифы Древней Греции.

  2. Трухина Н. Н. История Древней Греции — М: Мирос 1993

  3. Агбунов В.В. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь — М: Минис, 1993г.

  4. Коровин Ф.П. История Древнего мира — М: Просвещение, 1992г.

  5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях — Киев: Довира 1994г.

  6. Парандовский Я. Мифология — М.: Детская литература, 1971г.

  7. Гузик М.А. Золотое руно: Занимательные игры. — М.: Просвещение, 1998г.

  8. Камышанова З.А. и Камышанов К.А.: 300 вопросов и Ответов по истории и культуре древнего мира. — Ярославль: Академия развития, 1998г.

  9. Смирнова Н.Е. Легенды, мифы, эпос. — М.: НЦЭНАС, 2002г.





















Задание

1 команда

2 команда

1

Представление команды



2

Цифровой ряд



3

Кому принадлежит высказывание?



4

Подбери пару герою



5

Узнай героя по картине



6

«Зоосад»



7

Крылатое выражение



8

Музыкальный фрагмент



ИТОГО








Задание

1 команда

2 команда

1

Представление команды



2

Цифровой ряд



3

Кому принадлежит высказывание?



4

Подбери пару герою



5

Узнай героя по картине



6

«Зоосад»



7

Крылатое выражение



8

Музыкальный фрагмент



ИТОГО








Свежие документы:  Конспект урока на тему «Театр – волшебный мир»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: