Задания олимпиады по МХК для 10-11 классов


ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (10 -11 КЛАССЫ)

 

1. ЧАСТЬ. «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ»

1.1. На грамотность написания исторических терминов.

Задание 1. Назовите термин.

1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.

2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.

3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.

4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал вархитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.

5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.

6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.

7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.

8. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.

 

Задание 2. Дайте определение термина.

1. Бусидо; 2. Иару; 3. Рамаяна; 4. Скрипторий; 5.Трансепт; 6. Харизма; 7. Царские врата;

8. Эннеада.

 

Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. 3…ком…ра;  2. Г…релье…; 3. Д…льм…ны;  4. Пер…пт…р;  5. М.. .м.. .р.. .альный.

 

Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр…скений — выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.

2. Энк…уст…ка — техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.

3. Анг…ж.. .мент — приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

4. Д.. .заб.. .лье — легкая свободная домашняя одежда.

5. Кр.. .н.. .лин — особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.

 

Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.

1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.

2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII — нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.

 

2. ЧАСТЬ. ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ

2.1. Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:

1) О.А. Кипренский; 2) С.Ф.Щедрин; 3) А.Д. Захаров; 4) В.А. Тропинин.

 

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?

А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.

Б) Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, К.П. Брюллов, И.И. Шишкин.

 

Дайте краткий ответ на вопрос по мифологии:

Задание 1.

1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?

2. Что такое «явь», «навь» и «правь» в славянской мифологии?

3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?

4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?

5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.

б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: «Будь воспета богиня,

особо почитаемая среди богинь.»

 

Задание 2.

1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?

2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?

3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии — Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?

4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?

5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?

6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?

7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?

 

Задание 3.

1. Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.

3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.

4. Ледяной великан в скандинавской мифологии: Сурт, Трюм, Имир.

5. Персонаж русского фольклора, получеловек — полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.

6. Про какого бога Древнего Египта говорят: «У него сердце мудрое»? Ра, Осирис, Тот.

7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора?Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.

 

Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:

Задание 1.

1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.

2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?

3.Как в Коране изображали Бога?

4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался

в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?

В чем его особенность?

 

Задание 2.

1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?

А)

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, —

И свода дерзкого бездействует таран.

О. Мандельштам

Б)

И свод, как череп изнутри,

Вздымал надбровицы и дуги,

Без позолот и мишуры,

Лишь щеки пышно надувая,

В серебряные дудочки играют

Младенцы — ангелы в раю.

К. Некрасова

 

2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке -жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?

Король наш Карл, великий император,

Провоевал семь лет в стране испанской

Весь этот горный край до моря занял,

Взял приступом все города и замки,

Поверг их стены и разрушил башни. Аой!

Не сдали только Сарагосу мавры.

Марсилий — нехристь там царит всевластно,

Чтит Магомета, Аполлона славит,

Но не уйдет он господней кары.

(Перевод Ю. Корнеева)

 

3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:

И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй

Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,

Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,

Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,

Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,

Иль сплавы всякие…

(Из поэмы Дж. Чосера «Кентерберийские рассказы»

 

4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении:

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон — света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживает,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

О. Мандельштам

Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?

 

Задание 3.

1. Певцы — поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?

2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!» Что это за храм и кто эта историческая личность?

3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?

4. В «Божественной комедии» Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?

5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.

6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль «абстрактной звериной орнаментики». Что это значит?

7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?

 

Задание 4.

1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.

2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?

3. Нестор в «Повести временных лет» рассказывает об основании Киева следующее: «И было три брата: по имени Кий, другой — Щек, третий — Хорив, а сестра их была …». Как звали сестру братьев?

4. По древним славянским поверьям: домовой — добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?

5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?

 

Задание 5.

1. Этот самый «византийский» храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?

2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?

 

 

 

3. ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:

1. «Храм как модель мира в средневековой культуре».

2.»Пространство и время в Античности и в Средние века «.

3. «Вещь в культуре».

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Волшебная сила любви" 7 класс

 

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: