«Деятельностное обучение, направленное на развитие творческих способностей учащихся» (в контексте требований ФГОС)


Государственное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области






«Использование современных образовательных технологий на уроках музыки в контексте требований ФГОС»


Тема

«Деятельностное обучение, направленное на развитие творческих способностей учащихся»







Автор:

Балашова Елена Евгеньевна

учитель музыки и основ православной культуры

ГБОУ СОШ № 29 г.Сызрани













Сызрань, 2014 г.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Теперь в школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений:

1группа — это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:


1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.


2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)


3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.


4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.


5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).


7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.


8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.


9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.


10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.


11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Цыплёнок»

В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:

— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

— развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Третий год в нашей школе дети обучаются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализировав программу «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение программы, был сделан вывод, что эта программа соответствует современным требованиям.


Ученики обеспечены учебниками и рабочими тетрадями, а учитель, кроме выше перечисленного, использует в своей работе хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала. Преподавание музыки в современной школе требует от учителя использование на своих уроках информационных компьютерных технологий (ИКТ).

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Они обеспечивают:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Они обеспечивают учащимся возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

  • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.


Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео — и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Они обеспечивают учащимся умение:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Исходя, из выше сказанного приходим к выводу, что выявление одаренности у детей младшего школьного возраста происходит посредством уроков музыки.

Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, присуще именно ему, которое получаем путем разносторонних наблюдений. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-

одарёнными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

использование на практике.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов;
способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма — способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа в школьной вокальной студии «Звонкий голосок».

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

— положительную мотивацию обучения;

— активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций


2. Принцип доверительности


3. Принцип обратной связи


4. Принцип занятия исследовательской позиции.


Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

В заключении хотелось бы отметить, то, что не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, в том числе и концертной, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были, лишь

положительные эмоции.









Список используемой литературы:


1. Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. Одаренность: способности, мотивация, творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / / — Мн.: Дедукция и воспитание, 2009 .- с. 88.

2. Затямина Т. А. Современный урок: учебно- методическое пособие. — Издательство «Глобус», Москва, 2008г. -с. 37 — 62.

3. Зомина Л. В. Уроки музыки 1-8 классы. — Издательство «Глобус», Москва, 2008г.

4. Методическое пособие «Музыка»(1-4классы, 5, 6классы), под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение» , 2012г.

5. Пазиненко С. М. Развитие творческих способностей. /-Харьков. Вид. «Основа», 2007.-с. 180.

6. Программа «Музыка» под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение», 2008г.

7. Пащенко Н.В. Воспитание личности насущная проблема современности. / / Образование.- 2009. — № 1.-с. 164-168.

8. Третьяк Т.М. Одаренность. С чего начинать? / / Одаренный ребенок. — 2005 .- № 3. — с.60-65.

9. Тихенко Л.В. Развитие творческих способностей личности — основа социально-педагогической модели работы с воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста. / / Имидж современного педагога, 2007. — № 9-10. — с. 100-103.

10. Тихенко Л.В., Бондарь Л.Н., Перепелица Н.В., Сидоренко Н.Ю. Развитие творческих способностей детей и учащейся молодежи в креативном внешкольном учебно-воспитательном микросоциуме. Из опыта работы Сумского областного центра внешкольного образования и работы с талантливой молодежью — Сумы: ВТД «Нота-бене» — 2008. — с. 68.

11. Учебник «Музыка», под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение», 2011г.


Свежие документы:  Тема: Thanksgiving day (День благодарения) 8-9 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: