Доклад по теме: Стимулирование учебной деятельности учащихся на уроках музыки



Районное методическое объединение учителей музыки и искусства






Доклад по теме:


Стимулирование учебной деятельности учащихся на уроках музыки.














Подготовила:

учитель музыки МБОУ «СОШ №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Люльченко О.Г.
















2014г.

Стимулирование учебной деятельности учащихся на уроках музыки.


Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. В основе современного образования лежит активность учителя и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего учебную и мыслительную деятельность учащихся. 
Давайте вместе с вами рассмотрим как же организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие
методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников следует использовать на современном уроке?

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь». 

Чтобы вовлечь ученика в активную работу на уроке и стимулировать его мыслительную деятельность надо использовать современные технологии образования. Такие методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.

Современные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Назову несколько технологий, способных сделать урок современным. (Слайд)

Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами)

Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов)

Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)

Технология разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. (Слайд)

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. 

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков (УУД). 

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

Здоровье сберегающие технологии. 

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Современный урок даёт возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию.

В целом все этапы урока остались прежние, изменились лишь методы и приемы использованные учителем на уроках. Я приведу лишь несколько примеров использования современных методов на различных этапах урока, брать ли их на «вооружение» решать только вам.



Этапы урока

Методы и приемы

Начало урока

(вход в урок)

-улыбнемся друг другу (положительный настрой)

шутка

— интеллектуальная минутка (на доске кроссворд; ключевое слово-

тема урока;

-эпиграф урока;

-стихотворение;

-интрига (а знаете ли вы…, даже не знаю,

справитесь ли вы…, на сегодня я приготовила

вам задание…; предмет)

-на доске написаны ключевые слова

(выберите слова, относящиеся к теме урока)

— необъявленная тема

Развертывание

урока

(изучение

нового

материала)

— удивляй;

— лови ошибку. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую

неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или

индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению,

группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или

оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

— пресс-конференция;

— отсроченная отгадка:

-вопрос к тексту (повышение интереса к изученному материалу);

— шесть шляп (белая -факт, желтая -логика, красная –эмоции, черная –

критики, зеленая –творчество, синяя –рефлексия).

— проблемная ситуация

-проблемный вопрос

-толстый и тонкий вопрос.

— вопросительные слова. (Учащимся предлагается таблица вопросов и

терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо

составить как можно больше вопросов, используя вопросительные

слова и термины из двух столбцов таблицы. Вопросительные слова

Как ? Что ? Где ? Почему ? Сколько ? Откуда ? Какой ? Зачем ? Каким образом ? Какая взаимосвязь ? Из чего состоит ? Каково назначение ? )

-игровая цель. . (Предлагается в игровой форме команде или группе

учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.)

— корзина идей, понятий, имен.( На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.)

— согласен — не согласен.( Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только

проговаривает « идеальный » вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащегося.

— приём Фантастическая добавка Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету: изменить значение какого — то параметра,

который обычно остается неизменным; придумать фантастическое

животное или растение ; перенести литературного героя в

современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной

точки зрения.

— игра « Чистая доска » перед объяснением нового материала учитель в

разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает

вопросы ( для удобства игры необходимо пронумеровать ), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре « Чистая доска ».

« Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой — нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой ».

— Прием « Круги на воде » Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные ( глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания ) к изучаемой теме.

Цель – всестороннее обсуждение, оценка изучаемого факта, когда?

Почему? Какое значение? как повлияло на дальнейшее развитие?








Выявление

затруднения

(изучение нового

материала)

— лови ошибку

— диспут

— Приём Генераторы-критики (Педагог ставит проблему, не требующую

длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример. Задача первой группы — дать как можно большее число вариантов

решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими.

Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится

быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений

проблемы наиболее подходящие.

Построение

проекта выхода

из затруднения (закрепление,

тренировка,

обработка умений)

приём Создай паспорт (Прием для систематизации, обобщения

полученных знаний; для выделения существенных и несущественных

признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики

изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями).

— метод пластического интонирования

— метод графической записи

— метод импровизации

— метод моделирования художественно-творческого процесса (Разыграй

песню, музыкальный спектакль)

Выход из урока (повторение

пройденного)

Этап включения

в систему знаний и повторений.

— своя опора;

— повторение с расширением контроля;

— свои примеры;

— пересечение тем;

— вопрос к тексту;

-лови ошибку;

— приём «Хочу спросить» Рефлексивный прием, способствующий

организации эмоционального отклика на уроке.. Формирует: умение

задавать вопросы; умению выражать свое эмоциональное

отношение к ответу. Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу

спросить…».

На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я

удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

— приём Вопрос к тексту Универсальный приём, работающий на повышение

Интереса к учебному материалу. Формирует: умение содержательно

формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением музыкального материала ставится задача:

составить список вопросов к прослушанной музыке.


Контроль



-решение и составление кроссворда;

— синквейн;

— лови ошибку

— древо знаний. Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу.

На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу

объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках ( кружочках )

5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки

сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к

«Древу знаний», которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного

дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками ).

На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся

снимают любой листок ( плод ), читают вопрос и отвечают на него.

Домашнее задание

Задание на выбор,

Творческое задание,

Рекламный плакат, подобрать пословицы, загадки, найти портрет и т.д.

Свертывание

урока

(рефлексия)

— чему я научился?

— какие вопросы остались для меня неясными?

— какие вопросы я бы задал ученикам, чтобы

проверить…?

— эмоциональное состояние (листы разного

цвета);

— письменное анкетирование.

Добрые пожелания,

скажи друг другу доброе слово.

Похвала, релаксация.

Свежие документы:  Урок на тему "Здоровье - категория экологическая (из опыта работы)"



Как активизировать работу учащихся на первом этапе урока? Нужно заинтересовать их неожиданным вопросом или предложением.

-Хотите узнать, чем мы сегодня займемся на уроке? Тогда отгадайте загадку (кроссворд, ребус).

Можно предложить портреты композиторов и по прослушанной музыке узнать незнакомца, с которым встретимся сегодня на уроке.

Урок в 6 классе «Русская духовная музыка»

— Сегодня у нас состоится серьезный разговор. А о чем пойдет речь на уроке, вы ответите мне сами, когда прослушаете музыкальный фрагмент.

( Фрагмент «Всенощной» Рахманинова)

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Какая музыка сейчас прозвучала? (ответы детей).

Урок в 5 классе «Балет».

У меня в руках находится Черный ящик.

Внимание — вопрос: «Галина Уланова, Майя Плисецкая, Анастасия Волочкова. В этом ящике лежит то, без чего не могут обойтись эти женщины». (В черном ящике лежат пуанты).

Совершенно верно. Это пуанты – специальная обувь (в переводе с французского языка означает «острие, кончик») позволяющая балерине, стоя на кончиках пальцев, исполнять танцевальные па в балете. Между прочим, первой балериной, которая стала использовать такую обувь, стала Мария Тальони. Это событие случилось в 1830 году.

И сегодня мы, ребята, совершая наше путешествие в театр, познакомимся с жанром «балет».

Часто на своих уроках я использую творческие задания.

Игра «Экскурсовод».Учащийся проводит экскурсию в «музей музыкальных инструментов», рассказывает о них, а остальные могут задавать ему интересующие их вопросы. По тому же принципу строится игра «Портретная галерея». На доску вывешиваются портреты композиторов и учащиеся сами выбирают о ком рассказать.

Творческое задание, оно основано на принципе игры «Да – нетка»: учитель задумывает любое слово, связанное с музыкой, а учащиеся отгадывают это слово, задавая наводящие вопросы. Например: при изучении темы «Опера» в 5 классе можно задумать слово «ария».

— Это музыкальный инструмент? Нет

— это человек? Нет

— Это музыкальный жанр? Да

-Это вокальный жанр? Да.

Его исполняет один человек? Да.

— Это песня? Нет.

— Его исполняют в опере? Да

-Это ария!


Вот пример, как можно организовать самостоятельную работу учащихся по изучении биографии композитора.

Класс делится на группы (обычно это 2 парты) и каждой группе дается распечатанный текст с описанием композитора (что это был за человек, черты характера, высказывания о нем других людей), краткая биография и основные произведения. Все то, что я хочу дать им на уроке для ознакомления. И раздаю по 2-3 вопроса по тексту, то что они должны узнать. Ответы они могут получить, только прочитав внимательно текст, нужное подчеркнуть. После ознакомления и работы с текстом, я задаю вопросы, и каждая группа дает свои ответы, а так как текст был у всех одинаковый, то другие группы могут что-то добавлять или исправлять.

Свежие документы:  Сочинение для 4 класса «В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

На своих уроках я часто использую игры и игровые ситуации, особенно это актуально в начальной школе.

Урок Ярмарочные гулянья». Обыгрываем ситуацию на ярмарке: песни, гомон, выкрики продавцов, музыка (все эти звуки воспроизводятся одновременно, разными группами учащихся). Эта игровая ситуация активизирует работу учащихся, им становится интересно. Кого можно встретить на ярмарке из сказочных героев? Петрушку (фотографии, рисунки)

Игра «Я- композитор»

— Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».

1. Какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

— Молодцы, ребята. (на экране появляются названия средств музыкальной

выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?) — (ответы ребят)

3. Какой темп — скорость будет у нашей «Ярмарки»

— (ответы ребят)

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

— Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.

5.Слушание музыки.

— А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)

— Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.

При изучении темы урока о Шопене можно предложить в конце урока в качестве закрепления изученного материала такую работу: В нашей стране нет памятника Шопену, если бы вам представилась возможность воздвигнуть скульптуру, то как бы вы подчеркнули многогранность музыки Шопена? Смоделируем .

Учащиеся разбиваются на 4 группы:

1 — выбрать место и ландшафт,

  1. — выбрать материал для скульптуры,

3 — эскиз изображения,

4 — сочинить надпись в виде синквейна.

Игра «Верю – не верю», ее можно проводить на стадии рефлексии:

Учащиеся должны подтвердить или не подтвердить утверждения учителя.

— это русский композитор (Бетховен)

— в симфонии 2 части..

— он родился в Париже.

— многие произведения писал будучи глухим…


Слайд.

На своих уроках я использую следующие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:

  • Написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе

  • Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.

  • Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.

  • «Рисуем музыку» — изображение музыкального образа, наглядности к песням.

  • Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты. 

  • Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.

  • Составление и проведение музыкально-дидактических игр.

  • Разбор педагогических ситуаций из педагогической практики.

  • Инсценирование песен, театрализация. Театральная деятельность в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью (открытый урок, уроки на практике).

  • Сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах (открытый урок, уроки на практике).

  • Проблемные ситуации. 

  • Творческие домашние задания способствуют проявлению интереса к урокам музыки.

  • Занимательная музыка — задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры).

  • Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).

  • Загадко-творчество (отгадать, сочинить).

  • «Мозговой штурм»

  • «Мозговая атака»

  • «Синквейн».

  • «Ассоциативный ряд».

  • В старшей школе на первый план выходят дискуссии и диспуты.

  • «Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Недавно познакомилась еще с одним приемом применения развития критического мышления.

Называется он «Шесть шляп»

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Наденьте шляпу – дайте форму мыслям!

Белая шляпа – информация. Она используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только фаты и цифры. Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Чёрная шляпа – критика. Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Синяя шляпа — управление процессом мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? подводим итоги. Красная шляпа – свои эмоции. Она используется для того, чтобы выразить свои эмоции. В отличии от чёрной и жёлтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно Жёлтая шляпа – логический позитив. Требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Выводы Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у взрослых и детей: творческое мышление; критическое мышление; толерантность.

Слайд.

Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.

Список использованной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: https://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

Боно Э. «Шесть шляп мышления» (СПб.:Питер Паблишинг, 1997) https://www.twirpx.com/file/112150/

Практические занятия по методике преподавания музыки

https://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html







Свежие документы:  Технологическая карта урока технологии «Предпринимательство»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: