Интегрированное занятие по слушанию музыки «Сказка в звуках и красках»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемчужинка»










Сказка в звуках и красках


Сценарий интегрированного занятия

для детей подготовительной группы







Гречихина Людмила Ильинична,

воспитатель изодеятельности,

Белан Любовь Юрьевна,

музыкальный руководитель















Юрга 2010г



Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.

Задачи:

  • Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке, рисунке, цвете, опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.

  • Способствовать в развитии образной речи.

  • Развивать познавательные и творческие возможности детей.

  • Развивать культуру слушания классических произведений, рассматривания произведений живописи.

  • Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать.

Оборудование:

  • Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;

  • ленты, шарфы;

  • музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики;

  • иллюстрации художника Канашевича к «Сказке о царе Салтане»

  • Сегменты спектрального круга,

  • Бумага А4 на каждого ребёнка,

  • Художественные материалы, простые карандаши, ластики.


Ход занятия


Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Напомните мне, о чем может рассказать музыка? (О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки — по программе Музыкальные шедевры» О.П.Радыно-вой)

— Ребята, вы любите сказки? (Да) А какие ваши любимые сказки? (Дети перечисляют свои любимые сказки). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да)

Но только без волшебных слов нам не обойтись.

Говорит из-за двери воспитатель по ИЗО:

И без меня тоже.

Музыкальный рук-ль: Кто здесь, выйди, не ленись.

Всем ребятам покажись.

Входит воспитатель ИЗО и говорит: Музыка вам поможет сказку услышать, а увидеть сказку вам поможет живопись и художники – сказочники.

Бим-бом, бим-бом

В сказку мы сейчас войдем.


Звучит отрывок произведения «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова. Муз. рук-ль показывает детям шмеля-игрушку



Муз.рук-ль: Ребята, а в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)

— А кто автор сказки? (А.С.Пушкин)

— На прошлых занятиях мы слушали с вами отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане»). А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)

Давайте мы полетим за шмелем. Может быть, увидим какое-нибудь чудо?


Дети слушают отрывок «Белка».

Муз.рук-ль: Что лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»)

— Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)

Вос-ль ИЗО: А если бы вы были художниками, какими бы красками изобразили это произведение?

Дети подбирают сегменты из спектрального круга.

— Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги стерегут.

— Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?

— Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?

— А давайте сравним, совпадают ли наши палитры с иллюстрациями художников?

Муз.рук-ль: Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.

Дети берут металлофоны (по 2 человека на каждый) и колокольчики.


Муз.рук-ль: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают отрывок «33 богатыря».

— Узнали? («33 богатыря»)

— Какие темы вы услышали в этом отрывке? (Тема моря и тема богатырей)

— А теперь давайте подберем слова и скажем какая тема моря? (Взволнованная, суетливая, торопливая, беспокойная и т.д.)

— А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)

— Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.

— Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)

Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.


Вос-ль ИЗО: А сейчас предлагаю посмотреть на картины и отыскать глазками это чудо. Всмотритесь и читайте вместе:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.


— Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)

— Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)

— Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)

богатырей?

— Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и не кого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.

— Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.

Муз.рук-ль: А сейчас послушайте о третьем чуде.

Вот как о ней написал А.С.Пушкин:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

— А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.


Дети слушают отрывок «Царевна — Лебедь».

Муз.рук-ль: Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим какая она царевна — лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.)

Вос-ль ИЗО: Предлагаю вам, побыть художниками и нарисовать царевну-лебедь.


Дети используют различные художественные материалы для рисования

Вос-ль ИЗО и дети рассматривают получившие образы:

— Создан ли образ?

— Какими средствами добились?

— Разные или одинаковые получились образы?

— Что одинакового в рисунках?

— Что помогло нам изобразить образы? (музыка)


Вос-ль ИЗО: Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки и уходят из зала)



Список литературы


  1. Иллюстрации художника Канашевича к «Сказке о царе Салтане»


  1. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»



Свежие документы:  Мероприятие, посвящённое празднованию Дня защитника Отечества

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: