Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
г. Костромы
Конспект интегрированного урока по
музыке и ИЗО в 4 классе
«Свадебные обряды и традиции
Костромского края»
подготовили
учитель музыки
Ганецкая Юлия Валерьевна
учитель ИЗО
Жукова Галина Константиновна
г.Кострома
2013
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ
КОСТРОМСКОГО КРАЯ
интегрированный урок ИЗО — музыка (4 класс)
Цель деятельности учителя: познакомить детей со свадебными обрядами, обрядовыми песнями, расширить понятие «фольклор», выявить основные черты Костромской вышивки и изобразить характерный сюжет.
Планируемые результаты: выучат обрядовую игровую свадебную песню, будут совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа музыкального произведения, дать понятие «полотенца», его значение в крестьянской жизни,- перечисят основные сюжеты и вилы вышивки Костромской губернии, составят эскиз вышивки полотенца, отработать навыки работы с кистью.
Метапредметные:
— познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой. анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
— коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.
— регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
— личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе образцов народного фольклора.
Музыкальный материал: Игровая свадебная песня «По за городу гуляет» видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля «Венец», игровая свадебная песню «По за городу гуляет».
Сценарий урока
Фольклор — народная мудрость
I. Постановка учебной задачи:
Обратите внимание не тему урока: «Свадебные обряды и традиции Костромского края»
Учитель:
— Что означают слова: обряды, традиции?
Учитель:
— Какие произведения обрядового фольклора вы знаете?
( Калядки, колыбельные песни.)
Древние славяне читали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформляется особыми правилами поведения, обрядами, одеждой. Были обряды, связанные с земледелием, весенние обряды – Масленица, закликание весны, обряд завивания березки, обряд, связанный с завершением работ на полях, рождественский обряд. Одним из самых красивых был свадебный. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр), познакомимся с обрядовыми песнями нашей Костромской губернии, и даже начнем собирать приданое невесты.
II. Актуализация знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.Девушки навыданье ходили на хороводы как можно наряднее, вели себя в обществе старших скромнее, а в хороводе веселее. «Выказывалась» каждая, чем могла, одни мастерством рук своих, искусно и красиво вышитыми нарядами, другие веселостью и общительностью нрава.
Учитель:
— Как вы думаете, какими качествами должна обладать невеста, чтобы стать женой, хранительницей очага?
— Лучшая невеста – в поле скорая работница, умелая рукодельница, в хороводе плясунья да песенница.
Но жизнь – не игра и парни приглядывались к умелым девицам. В некоторых деревнях проходили ярмарки невест, где девицы показывали свое умение и трудолюбие.
Свадьба, после крещения, являлась важнейшим событием в жизни человека. У русского человека свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение и свой смысл. Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда.
Итак, какими же были свадьбы у нас в Костромской губернии?
Радость и печаль, вот два чувства, на которых строится свадебный обряд. Свадьба длилась три дня, но свадебный обряд начинался с момента сватовства.
Сватовство:
Парень выбирал невесту сам и сообщал родителям, кого бы он хотел посватать. Чаще выбирали сами родители, не доверяя чувствам молодежи. Отношение к браку и семье у русского народа всегда было ответственным. Межа и жену выбирали на всю жизнь. Прежде, чем идти сватать, родители отправляли посыльного – сваху, которая должна была выведать, стоит ли приходить со сватовством, будет ли согласие.
Смотрины:
Смотрели дом жениха, невесту, приданое невесты.
Сговор:
Договаривались родители жениха и невесты обо всем и в знак закрепления договора пожимали руки.
Невеста начинала плакать с момента сговора, так как с этого времени она считалась просватанной. Здесь главное место занимали причитания невесты, подруг и матери. Свадебные причитания исполняли роль оберегов: «Плачь невеста за столом, чтоб не плакать за столбом»
Просмотр видеосюжета и обсуждение.
Девичник:
Просватанная девушка надевала свою самую нарядную рубашку и повязку — девичий головной убор. Девушки не покрывали головы, головная повязка оставляла открытой темя, затылок и косу. Девушка собирала девичник – обряд прощания невесты с вольной жизнью. Пела невеста, оплакивая себя, оберегая от невзгод семейной жизни. В песнях изображалась « чужая сторона» — дом жениха, но не смотря на грусть в песни девушки входил образ привлекательного добра молодца.
Мы сейчас посмотрим видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля «Венец»
Сегодня мы разучим игровую свадебную песню «По за городу гуляет»
Песня записана в Костромской губернии в 1872 – 1874г. в Галичском уезде.
Разучивание песни.
Для каждой девушки день свадьбы был самым значимым. Вот как вспоминает о нем жительница Чухломского района Людмила Ивановна Орлова:
Выступление ученицы:
— Свадьба – то у меня скорая была. Нарядили меня, запрягли лошадь. Лошадь лентами урядили, колоколец повесили, ездили в Чартово, в сельсовет, расписываться. Раньше в церковь ездили венчаться, там иконы были, красиво. А потом эту церковь на кирпич разобрали.
Вот свадебная песня, которую я переняла от своей матери Екатерины Александровны Смирновой.
Дивья красота
Девичья красота поднимается.
У меня у девушки,
Ноженьки подгибаются.
Раздайся народ,
Расшатися народ,
Дивья красота идет,
Не сама она идет,
Ее девица несет
На резвых ножках
В сафьяновых сапожках,
На медных гвоздках,
На острых носках.
На ней платье алеет
И платочек голубеет.
Лицо белое горит:
— Здравствуйте, гости приезжие,
Весь честной народ,
Князь со княгиней молодой,
Тысяцкий барин меньшой,
Барин большой,
Барин – друженька с полудруженькой,
Свахонька с повозничком.
Друженька, дай ответ:
«Аминь».
Эти материалы собраны краеведческой экспедицией нашей школы. Она занималась сбором Фольклорных материалов.
Учитель:
— Так что же такое фольклор?
Сегодня убедились, что фольклор не только народные песни, былины, танцы. Это и говоры, и предания, обряды и обычаи, и обряды, рассказы старожилов. Фольклор – народная мудрость.
Свадебный поезд и бубенцами отгонял нечистую силу. Был слышен и виден издали и ему всегда давали дорогу. Останавливаться или сворачивать с пути поезду не полагалось, иначе не будет счастья молододым.
Выкуп:
При подъезде к дому невесты путь свадебному поезду преграждали сельчане и требовали выкуп. Расхваливая невесту требовали золотые монеты.
«Вот вам честь и место и хорошая невеста». Здесь уже пели величальные песни.
Родители давали благословение и приходило время ехать в церковь. Из церкви ехали в дом жениха, где и начинался свадебный пир.
А сейчас вы сами попробуете сделать узор свадебного полотенца.
Учитель ИЗО: К поре замужества девицы пряли, ткали, вышивали свое приданое. За короткий срок девичества они должны были многое успеть.
ВОПРОС: Как вы думаете, что входило в состав приданого невесты?
ОТВЕТ: В приданое входили: одежда (до 25 комплектов), рубахи, пояса, белье, и от12 до 30 полотенец.
ВОПРОС: Для чего так много полотенец?
Учитель ИЗО: Ими можно было одарить родню жениха, повязать сватам и дружкам, украсить стены дома в день свадьбы. Обычно вступления молодухи в дом мужа в семье употреблялись только ее полотенца. Количество их было показателем обеспеченности и трудолюбия невесты.
В словаре Даля слово «полотенце» переводится как- ручник, полка, рукотерник, утиральник, утирка. Полотенце -постоянный спутник в крестьянской жизни. Помимо чисто функционального использования (вытирания рук), полотенце использовалось при рождении, а потом и при крещении, полотенцем сверху покрывали икону в избе,а когда человек умирал, им же закрывали зеркало, полотенце клали на подоконник открытого окна, на полотенцах опускали гроб в могилу. Полотенцами связывались навсегда друг с другом жених с невестой, ими же опоясывались дружки, угощали хлебом-солью, и тут было полотенце.
Удлиненная форма полотенца с вышивками по краям играло роль оберега, символизировало дорогу человеческой жизни с двумя главными событиями- рождением и смертью. В Костромских полотенцах вышивка располагалась сплошным рядом по типу подзора, или на каждом конце полотенца отдельно.
Техника исполнения- тамбурный шов. Который позволял как бы рисовать иглой по ткани. Чаще всего свадебные полотенца выполнялись по картинкам, посвященным птицам Сирин и Алконост. Это сказочные птицы-девы, символ радости, вестники добра, красоты, счастья. Бытует мнение. Что одна из них- вестник радости, а другая- печали. Сирин- птица, сидящая на ветке с цветами или плодами. У нее во взмахе подняты крылья, пышный хвост павы, лапы расставлены и опираются на развилку ветки. Голова у Сирина женская с длинными волосами и обязательно человеческим лицом, на голове корона, вокруг- нимб. Алконост- вся верхняя половина тела женская, она облачена в одеяние. За поднятыми руками всегда видны крылья. Нижняя половина тела птичья, пышный хвост и положение лап аналогично Сирину. Алконост обычно держит свиток с текстом в руках и ветвь с цветами. Отдельные изображения Сирина и Алконоста обычно вышивались на концах свадебных полотенец. Кроме главных фигур вышивались веточки, цветы, розетки, длинные тексты играли роль орнаментальных рядов.
Доминировал в вышивке красный цвет, хотя присутствовали и лиловый, коричнево-зеленый, желтый, голубой.
Учащимся предлагается выполнить эскиз части полотенца с изображением сказочной птицы.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь, многое в нем устарело. Но есть в нем непреходящие ценности и многое, что может быть полезно и в наши дни.
-Что вы запомнили с этого урока?
— Какие традиции и элементы обряда запомнились?
— Какие элементы свадебного обряда сохранились сегодня?
Список использованной литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.
Журнал «Губернский дом» №2 2001г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
И.И. Шангина «Русские традиционные праздники» https://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
Видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля «Венец»