Конспект к уроку музыки в 7 классе «Вокальное творчество А.С. Даргомыжского»


Конспект к уроку музыки в 7 классе

«Вокальное творчество А.С. Даргомыжского»

Цель урока: формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия

музыки. Расширить представления о значимости классической музыки в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

  • Личностные:

    • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

    • развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

    • приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;

    • решение музыкально-творческих задач.

  • Метапредметные:

    • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;

    • анализ собственной учебной деятельности;

    • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;

    • сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.

  • Предметные:

    • осознанное восприятие музыкальных произведений;

    • применение терминологии;

    • освоение знаний, овладение практическими умениями;

    • устойчивый интерес к музыке.

Тип урока:  «Открытие новых знаний»

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Основные ресурсы: презентация к уроку, аудиозаписи, видеоматериал.

Ключевые понятия: рефрен, речитатив, декламация, ремарки, ариозо.

Межпредметные связи: музыка, литература.

Музыкальный материал: Песня «Старый капрал» сл. Пьера Беранже (перевод

В. Курочкина)

Песня «Червяк» сл. Пьера Беранже (перевод В. Курочкина)

Песня «Каждый выбирает для себя» сл. Ю. Левитанского

Видео материал: Борис Гмыря Песня «Старый капрал»,

«Стоит вспомнить — Александр Даргомыжский» комментарии

кинорежиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского,

«Истории из жизни российских музыкантов. Александр Даргомыжский (ТК Культура 2008)».

Основные этапы работы:

I. Организационный момент – Приветствие, введение в тему урока.

II. Основная часть Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями

(слушание) и их обсуждение.

Ш. Итог урока

Ход урока:

I. Организационный момент – Приветствие, введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского композитора А.С. Даргомыжского.

(слайд № 1)

II. Основная часть Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями

(слушание и просмотр) и их обсуждение.

Учитель: – На прошлом уроке мы остановились на вопросе…. Кто помнит, о чём шла речь?

(Ответы учащихся)

(наиграть СНП «Солдатушки, бравы ребятушки»)

Учитель: – Кто узнал это произведение?

(Ответы учащихся)

Учитель: – Сейчас вы сможете ответить на мой вопрос, почему человек, приговорённый к расстрелу, беспокоится о солдатах?

(Ответы учащихся)

(слайд № 2)

(Видеозапись Борис Гмыря Песня «Старый капрал»)

Учитель: – Даргомыжский-новатор. Что нового он внёс в русскую музыкальную культуру? (Ответы учащихся)

Учитель: – Да, действительно. Педагог по вокалу. Мастер вокальной миниатюры. Ввёл новый стиль интонирования речи – ариозно-декламационный. Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского.

(слайд № 3)

Учитель: – Стихи, каких поэтов использовал Даргомыжский в своих песнях?

(Ответы учащихся)

Учитель: – К поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов, Вейнберг, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского играет важную роль. Это новейшая поэзия.

(слайд № 4)

Появляются новые вокальные жанры, связанные с его принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент сотрудничества с демократическим кружком писателей. Он принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина. “Титулярный Советник” и “Червяк” – это сатирические сценки, в которых Даргомыжский делает ремарки [отметка, примечание на полях книги; пояснения автора к тексту пьесы (обычно в скобках)].

(слайд № 5)

Есть и комические сценки. На стихи Пушкина – Мельник, где есть даже два действующих лица. Черты театрализованности. Появляются и лирические монологи:

  • Мне скучно и грустно”.

  • Старый капрал” – классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел использовать хор.

  • Мне минуло 16 лет” на слова Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. Пример широкой песенной мелодии.

  • Мне грустно” на стихи Лермонтова. Элегия.

(слайд № 6)

Учитель: – Что возродил, олицетворил Глинка в своём творчестве? (Ответы учащихся)

Учитель: – Облик русского музыкального искусства в пору его первого расцвета. Даргомыжский продолжил традиции Глинки. Но в своём творчестве открыл новые грани и возможности музыки, которые ещё не развились у Глинки. В плане обогащения музыкального языка Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах. Его искания органично связаны с тенденциями искусства 40–50-х гг. XIX в., которые проявились в литературе и живописи этих лет. Он создавал песни сатирического и социально-обличительного характера.

Учитель: – В каком направлении работал А.С. Даргомыжский? (Ответы учащихся)

Учитель: – Даргомыжский – первый представитель критического реализма в музыке.

Новаторство Даргомыжского в области музыкального стиля связано с особым акцентом на речевой выразительности, в сближении музыки с речевым интонированием. В этом Даргомыжский – прямой предшественник Мусоргского.

Учитель: – Вспомните, что отражал в своей музыке М.И. Глинка? (Ответы учащихся)

Учитель: – Да. Глинка отражал общий характер и настроение стиха. Даргомыжский подходит к стиху более конкретно, выделяя отдельные детали, поэтому вокальные партии у него речитативные, меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.

Учитель: – А какую музыкальную форму использовал Глинка в песнях и романсах?

(Ответы учащихся)

Учитель: – Для Глинки характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. всё постоянно меняется, музыка меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир” (на стихи Пушкина) есть и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки куплетная форма, а у Даргомыжского – рондо с контрастными эпизодами.

(слайд № 7)

Основная задача Даргомыжского как композитора – отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров – это стало новшеством для русской музыкальной культуры. Помощников в достижении своих целей Даргомыжский искал в произведениях А.С.Пушкина, привлекавших глубиной содержаний и красотой образов; в стихах М.Ю. Лермонтова, помогающих заглянуть в душу героя и вместе с ним поразмышлять о сложных противоречиях жизни.

Впервые в русской музыке композитор выступил с протестом против предрассудков и лицемерия, стал утверждать право человека на свободу чувства.

Даргомыжский первый композитор, создавший настоящие комедийные сценки из быта русских людей, высмеивающих пороки человеческого общества.

Тридцатые годы стали тяжёлыми для Даргомыжского. Ушли из жизни многие близкие ему люди. Музыка стала единственным утешением, любовью всей его жизни. Прежде чем он станет известен всему миру как гениальный пианист, скрипач, председатель Петербургского отделения Русского музыкального общества, учитель пения, гениальный композитор и один из основоположников русской музыкальной культуры, он будет много работать, трудиться не жалея сил. Он будет искать, и находить, и памятником композитору станет его музыкальное наследие.

Поздние песни наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

(Звучит Песня “Червяк” слова Пьера Беранже, перевод В. Курочкина)

(обсуждение)

Учитель: Какую проблему обнажил А.С. Даргомыжский?

(Ответы учащихся)

Учитель: Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания.

Учитель: Что Даргомыжский считает главным в этой песне — вокальную партию или партию фортепиано?

(Ответы учащихся)

Учитель: Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций.

Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужд. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония – и горькая и шутливая – его сфера…

Учитель: – В своих романсах композитор следовал своему главному принципу. Назовите его.

Ученики: – «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

Учитель: – Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся)

Учитель: Что чувствовал А.С. Даргомыжский, создавая эту песню?

(Ответы учащихся)

Учитель: Дорогие ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз. Я пригласила вокально-инструментальную группу «SMS». Это ученицы нашей гимназии. Вы их уже не однократно слышали. Они исполнят для вас песню «Каждый выбирает для себя» сл. Ю. Левитанского. Это своего рода мои пожелания. Пусть они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Пусть не будет таких сатирических или драматических ситуаций как у героев песен А.С. Даргомыжского.

(Звучит песня «Каждый выбирает для себя» сл. Ю. Левитанского)

Ш. Итог урока

Учитель:

  1. Назовите имена поэтов, на чьи тексты писал песни Даргомыжский. (Ответы учащихся)

  2. Объясните, в чём особенность отношения Даргомыжского к поэтическому тексту.

  3. Сформулируйте основной принцип творчества Даргомыжского.

  4. Назовите сатирические романсы композитора.

  5. На стихи, каких поэтов созданы лучшие лирические романсы композитора?

Учитель: Как называют Даргомыжского в мире музыки?

Ученики: «Великий учитель музыкальной правды».

Учитель: А кто его так охарактеризовал?

Ученики: М.П. Мусоргский.

Учитель: На этом мы приостанавливаем знакомство с вокальной музыкой

А.С. Даргомыжского. Мне бы хотелось, чтобы дома вы ещё раз прослушали произведения, прозвучавшие на уроке. Я уверенна, что вы откроете новые грани музыки композитора. На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством А.С. Даргомыжского.

До новых встреч!

Список литературы

  1. Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке».

  2. Медведева И. «А.С. Даргомыжский».

  3. Осовицкая З. «Русская музыкальная литература».

  4. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература».

  5. Замятина Т. Современный урок музыки. М., Глобус, 2007.

  6. Роллан Р. Музыкально — историческое наследие. М. Музыка. 1986.

  7. Способин И.В. Музыкальная форма. М., Музыка, 1984.

  8. Шорникова М. Музыкальная литература, 3 год обучения. Ростов — на — Дону, Феникс, 2012.

  9. Пекелис, М.С. А.С. Даргомыжский и его окружение. Т. 1 / М.С. Пекелис. – М., 1966.

  10. Даргомыжский, А.С. Избранные письма / А.С. Даргомыжский. – М., 1959.

  11. Серов, А. Н. Статьи о Даргомыжском / А.Н. Серов // Избранные статьи. В 2 т. /

А.Н. Серов. – М.–Л., 1950–1957.

  1. Кюи, Ц. Статьи о Даргомыжском / Ц. Кюи // Избранные статьи /Ц. Кюи. – Л., 1952.


Интернет-ресурсы

  1. Даргомыжский, Александр Сергеевич — Википедия

  2. «Александр Сергеевич Даргомыжский» 244 песни — слушать…

  3. biography/aleksandrdargomyzhskij.htm

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: