Конспект открытого урока «Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна»




План-конспект открытого урока



«Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна»




Преподаватель: Регаловская Мария Андреевна


Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ п.Искателей»


Должность: Преподаватель.


Класс: четвертый ( семилетний срок обучения).


Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.


Тип урока: комбинированный.


Задачи:


Образовательная – дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;


Воспитательная– формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;


Развивающая– формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.


Используемое оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, ноутбук.


Структура урока:

1. Начало урока

  Организационный этап.

— Приветствие;

— Сообщение  цели и хода работы на уроке.


2. Основная часть урока.

  —   Теоретическая часть;

   -Работа над сонатой-партитойЙ.Гайдна;

3. Заключительный этап.             

— Оценка;- Домашнее задание;





вводная часть

— Организационный момент ( проверка готовности к уроку – ноты , дневник , посадка)

— Сообщение темы урока , цели урока и плана урока.

Основная часть

— Сведения о различных видах произведений крупной формы , которые включаются в репертуар ДШИ: вариации , рондо , сонатина , соната , фантазия . концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.

-Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании сонаты-партиты:

1. Рассказать о строении первой части , напомнить что она основана на противопоставлении тем главной и побочной партии. Чаще всего эти партии яркие , подвижные , изящные , с сочетанием фигураций и узоров, различных штрихов и украшений. Связующая партия часто основана на элементах главной , её задача связать обе темы плавным переходом, как плавило это гаммообразные пассажи. Иногда связующая партия может отсутствовать. Побочная партия чаще всего лирическая , песенная , очень трогательная. Заключительная партия строится иногда на материале главной и связующей партии. ( Все это – ЭКСПОЗИЦИЯ). Разработка может быть развита мотивом одной темы , иногда вместо неё эпизод. Характерные черты разработки – тональная неустойчивость, уход в далёкие тональности. Реприза повторяет весь материал экспозиции с главным изменением- тональным. Возможен пропуск тем, в конце кадансирование и утверждение основной тональности.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Музыка и природа"

2. работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов, фразировкой, короткими лигами, выдержанными звуками.

3. Работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при переходах с одного образа на другой (с «вопроса» на «ответ и наоборот).

4.Формируем умение переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же темпе;

5. Работа над темпо-ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем, высчитываем паузы, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп.

6. Подведение итогов, домашнее задание, оценка.



— Заключительный этап



  1. Подведение итогов ( проверка усвоения знаний)

  2. Домашнее задание.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: