Конспект открытого занятия «Историческая казачья песня»





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»



Конспект открытого занятия



«Историческая казачья песня»




Ф.И.О. концертмейстера: Федулов Василий Алексеевич

Ф.И.О. педагога: Ионенко Снежана Викторовна

Возраст детей: 11-15 лет

Дата и время проведения: 17.02.2015 г., 15.00-16.30

Место проведения: МБОУ ДОД ЦДТ








г. Сургут,

2015 г.




Тема занятия: «Историческая казачья песня»


Цель: развитие исполнительских навыков посредством исполнения исторических казачьих песен в соответствии с музыкальным сопровождением.


Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с военными историческими событиями, связанные с казачеством; повторить и закрепить ранее изученные музыкальные произведения: «Слышно было за Дунаем» (русско-турецкие войны), «Вогульская песня о Ермаке» (покорение Сибири казаками), «Казаки в Берлине» (роль казаков в Великой Отечественной войне) в соответствии с музыкальным сопровождением.

Развивающая: развивать музыкально-исполнительские навыки: правильная певческая постановка, правильное положение головы, звук на опоре, дыхание, выразительное исполнение песни, точное интонирование с чёткой дикцией.

Воспитательная: воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством исполнения музыкальных произведений военной тематики, раскрывающих нравственные ценности человека (чувства патриотизма).

Тип занятия – повторение изученного материала.

Форма занятия: групповая.


Принципы обучения: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.

Методы обучения:

  • наглядно-зрительный метод: метод вокальной демонстрации;

  • словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение);

  • практический метод: практические задания, упражнения.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, баян, мультимедийная презентация.

Используемые педагогические технологии:

  1. Информационные технологии.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Личностно-ориентированные технологии.


Этапы работы:

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Сообщение темы и цели занятия.

3. Упражнения на дыхание. Распевание под аккомпанемент.

4.Основная часть. Доклады обучающихся в сопровождении со слайдовой презентацией.

5.Практическая часть. Исполнение музыкальных произведений в соответствии с музыкальным сопровождением.

6.Итоги занятия. Домашнее задание.



Содержание занятия


Этапы и форма работы

Время

Организационный момент.

Педагог: Добрый день, ребята!


1

Педагог: Тема нашего занятия «Историческая казачья песня».

Сегодня на занятии мы с вами послушаем подготовленные вами доклады об исторических событиях, проанализируем их, исполним ранее изученные песенные произведения, подведем итоги занятия

1

Педагог: В начале нашего занятия подготовим наш голосовой аппарат.

Распевка (под аккомпанемент):

  1. Упражнение на дыхание (Упражнения «резкий вдох-выдох, длинный вдох-выдох». Тренировочное упражнение, направленное на выработку навыка диафрагменного дыхания, на увеличение объема легких)

  2. Пение в унисон:

— ди-дэ-да-до-ду;

— «Чёрный ворон»;

— «На коне вороном».

3. Пение на 3 голоса.

— «Ой заря, ты ль заря».

5

Основная часть

Педагог: Домашним заданием вам нужно было подготовить доклады о военных исторических событиях, связанные с казачеством.

Педагог: Первый доклад на тему «Казаки в русско-турецкой войне» нам представит первая подгруппа.

Обучающийся первой подгруппы: Начиная с XV века Турция и её Вассал – крымское ханство являлись традиционными врагами донского, запорожского, позже кубанского и черноморского казачества. Можно сказать, что пока казачьи области не вошли в состав Российской империи, в начале XVIII века, война шла беспрерывно, то затухая, то вновь разгораясь. Турки рвались в Европу, они пытались наступать как на запад, так и на север. Крымские удальцы ничего кроме войны не знали, не умели и не хотели делать. Они жили за счёт грабительских набегов, разоряли славянские земли, уводили пленных на продажу. На пути у них встало донское и запорожское казачество. Казаки дали жёсткий отпор нападавшим, отбивая набеги и нападения в ответ. В это время окончательно сформировалась идея казаков — защитников Православия.

Пожалуй, самым известным подвигом донских казаков было «Азовское сидение». Летом 1637 года казаки, воспользовавшись внутренней борьбой в Крыму, захватили Азов.


Победители устроили в городе погром, без жалости истребляя турок и крымских татар, и заселились в городе, готовясь к обороне. Казаки удерживали Азов пять лет. Турция, занятая войной с Персией, только в мае 1641 года двинуло к Азову войско во главе с пашой Гусейном-дели, чтобы выбить оттуда казаков. Силы турок были громадны – более двух тысяч лет с сотней осадных орудий. Засевшие в крепости казаки выдержали множество штурмов, сами перешли в наступление и разгромили турок. Однако казачество на Дону было обескровлено, и сил удерживать за собой крепость уже не было. Во второй половине XVIII века Запорожцы и Донцы официально вошли в состав Российской империи. С этого времени началась новая история казачества – на службе России. Для нормального развития России были нужны выходы к Балтийскому и Чёрному морям. При Екатерине второй начались войны с Турцией за выход к Чёрному морю. Теперь казаки уже воевали не за свои интересы, а за интересы Российской империи. В составе Российской армии казаки громили турок в сражениях при Кинбурге, Калуге, Ларге, Фокшанах, Рымнике, Очакове, Измаиле и т. д.

Войны с Турцией продолжались до начала XX века. Последняя война, где столкнулись интересы России и Турции — это Первая мировая война. Турки мечтали вернуть былое могущество, но с каждым разом теряли его всё больше и больше. В конце концов, русские войска подошли к Стамбулу и только заступничество европейских государств спасло Турцию. Казаки являлись участниками всех войн с турками.

Обсуждение:

Педагог: Ребята, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Педагог: За чьи интересы воевали казаки? (Ответы детей)

Педагог: В каком веке Запорожцы и Донцы официально вошли в состав Российской империи? (Ответы детей)

Педагог: Назовите самый известный подвиг донских казаков? (Ответы детей)

Обучающиеся подгруппы №1: Вывод: Казаки были участниками всех войн с турками. Каждый раз они обретали бессмертную славу. Народ об этой бессметной славе сочинял песни. Мы исполним одну из этих песен — «Слышно было за Дунаем».

Пение песенного произведения «Слышно было за Дунаем».

(пение под аккомпанемент; размер – 4/4; темп – умеренный)

Текст (каждое двустишие повторяется дважды):

1.Слышно было за Дунаем:

Турки едут быстро к нам.

2. Зажурился Царь наш белый,

Сам он ходит по Москве.

3. Зажурился, царь наш белый,

Мы Россию не дадим.

4. Соберём мы войско много,

Пойдём с турками воевать.

5. Под ракитою зелёной,

Турок голову сложил.

6. Он не сам её сложил,

Казак шашкою срубил.

Педагог: Какое настроение у песни, характер? (Ответы детей)


9






















Педагог: Слово предоставляется второй подгруппе. Вторая подгруппа представит доклад на тему: «Покорение Сибири».

Обучающийся второй подгруппы: Освоение Сибири началось с Урала. Первыми на Урале оказались «вездесущие» новгородцы в 1096 году. Новгородская ватага, во главе с Гюрятой Роговичем, ходили на Урал и вели торг с местным населением. В XIII веке на Русь пришли монголы. Русские земли вошли в состав степного государства — Золотая орда. Русские князья регулярно выплачивали дань драгоценностями и «кровью». В таких условиях, об исследовании и освоении новых земель не могло быть и речи. Только в XV веке, освободившись от зависимости, создав крепкое, сплоченное государство, русские двинулись на восток.

Во второй половине XVI века русские люди активно осваивают новые территории на востоке. Промышленники Строгановы прочно закрепились на Урале. Но дальнейшему движению на восток мешало Сибирское ханство, один из последних осколков бывшей Золотой орды. Ханы вели агрессивную политику по отношению к соседям, проводя частые грабительские набеги. В этой ситуации, как всегда, на помощь пришли казаки. В истории освоения Сибири навсегда останутся имена Ермак, Е.Хабаров, С.Дежнев, В. Атласов, Перфильев, В.Галкин, Д.Копылов.

История освоения Сибири — это история длительных и тяжелых походов и постоянных столкновений с местным населением. Очень показательна история Ерофея Павловича Хабарова.

Хочется остановиться и рассказать чуть более подробно о легендарном атамане, покорителе Сибирских просторов — Ермаке Тимофеевиче.

Ермак. Происхождение легендарного атамана неизвестно. Одни историки считают его природным донским казаком, другие — выходцем из

русского крестьянства. Есть даже мнение, что Ермак был родом из

сибирских татар, крестился и перешел на русскую службу. Известно, что он с казаками помогал завоевывать Казань, участвовал в Ливонской войне, разбойничал на Волге. В народной песне поется: «Собрались казаки думу думати. А кого нам братцы в атаманы брать? А быть атаманом казаку – Ермаку. А он, братцы, не глупой казак. А Ермак речь говорил, как в трубу трубил: А на Волге нам быть – все ворами слыть…».

Ватага казаков с атаманом Ермаком пришли на Урал и нанялись к купцам Строгановым, охранять городки и поселения. Однако очень скоро неугомонная казацкая натура дала о себе знать. Казаки заскучали. Трудно сказать, каков был замысел похода. Был ли это обычный набег «за зипунами», или же было задумано присоединить Сибирь к России… А

может и правда Ермак был выходцем из татарских сибирских князей, перешедший на русскую службу и мечтающий вернуть свою «отчину»? Как


бы то ни было, казачий отряд, усиленный добровольцами из строгановских

рабочих людей, двинулся в Сибирь. Это положило начало славной истории освоения Сибири.

Казаки с неимоверными трудностями, выдержав несколько столкновений с местным населением, подошли к столице Сибирского ханства. Здесь было решающее сражение с войском хана Кучума, окончившееся победой казаков. В Москву было отправлено посольство, с просьбой принять Сибирь в состав России. Позже, в одном из сражений Ермак погиб, но в Сибирь уже пришли московские стрельцы и крестьяне. Они основали новые города: Тобольск, Тюмень, Сургут, Березов и т.д. Они стали отправными точками для дальнейшего освоения сибирских просторов.

Русское население в Сибири тогда было очень малочисленным, природных казаков было еще меньше. Поэтому появилось понятие «служилое казачество». Казаком мог стать каждый желающий, если он мог нести казачью службу. А дальше шел естественный отбор. В Сибири сложились казачьи войска со своим укладом: Уссурийское, Забайкальское, Сибирское, Якутское… и т.д. Они существовали до 20-х гг XX века, когда коммунисты начали истребление казачества. В наше время в Сибири идут попытки восстановления казачьих сообществ. Кроме того, появляются казачьи землячества в тех районах, где их ранее не было. Их организовывают потомки репрессированных и сосланных казаков.

Обсуждение.

Педагог: Кто такой Ермак? Кем он был?

Педагог: Какая роль отведена ему в истории?

Обучающиеся второй подгруппы : Очень много песен было сложено о Ермаке и сейчас мы исполним произведение «Вогульская песня о Ермаке».

Пение песенного произведения «Вогульская песня о Ермаке».

(пение под аккомпанемент; размер – 4/4; темп – умеренный)

Текст песни:

Поехал Ермак в далеку Сибирь,
Хороши у него воины.
Сам Ермак шибко хорош,
Носит кафтан хороший
И сам хорош, никого не ругает.
Ох, Ермак, ох, Ермак,
Не езди, Ермак, далеко –
Там карачун,
Там татары злые.
Ждали тебя, Ермак, долго,
И приехал Ермак.
Ох, Ермак, ох, Ермак.

Педагог: Что значит вогульская песня? (ответы детей)



9

6



Педагог: Слово предоставляется третьей подгруппе. Третья подгруппа представит доклад на тему: «Казаки в Великой Отечественной Войне».

Обучающийся третьей подгруппы: В 1941 году гитлеровская Германия напала на СССР. Советская армия терпела поражение. Очень быстро ситуация подошла до критической точки. Вот тут-то и вспомнили о старинных русских боевых традициях. Армию стали перестраивать по образцу царской армии: были введены погоны, вновь появилось понятие «офицер», была возрождена духовная основа русского воинства — Православие. Были возрождены и казачьи полки. Само собой, что это были уже не те полки, что при царском правлении. Во-первых, казачьи формирования в полном объеме уже было не восстановить. Были почти уничтожены Уральское, Сибирское, Забайкальское, Уссурийское, Семиреченское, Якутское казачьи войска. Казачьи полки формировались на Дону и Кубани. По составу они не были однородны, в них влились потомки терских, сибирских и др. казаков. У казаков уже не было той военной подготовки, какая была у их дедов и отцов, были разрушены основы воспитания казачьей молодежи, когда военный опыт передавался из поколения в поколение. Но недаром гласит восточная мудрость: «Сын тигра рождается тигром». Казачьи полки доказали, что достойны славы своих предков! Недаром немецкий солдат Альфред Курц писал домой: «Все, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков как возмездия всевышнего».

Казаки, идя на войну, клялись победить или умереть. В боях проявляли мужество и храбрость. Так, например: Под Кущевской кубанцы и донцы атаковали вражеские танки на конях, с бутылками горючей смеси в руках. В донесении писалось: «Рвение казаков в бой неумолимо высоко… оставление территории без боя отражается крайне болезненно на состоянии казаков, которые желают до последней капли крови отстаивать свою донскую и кубанскую землю». Во время сражений в предгорьях Кавказа военфельдшер Маруся, которую казаки звали Малышкой, вывозила тяжелораненых. Уложила, сколько могла в кузов полуторки, в кабину, сама 100 км ехала на крыле. На разбитых ухабах машину трясло и кидало. И чтобы не завыть от нестерпимой боли, да еще и при казачке, донцы заиграли песню: «Скакал казак через долину…».

Казачьи полки сражались в битве под Москвой, участвовали в сражении за Кавказ. Четвертый гвардейский казачий корпус отличился при освобождении Одессы и Белоруссии, сражались в Венгрии, одержали победу в Праге. Казачьи части участвовали в штурме Берлина.

Заслуженной наградой, всеобщим признанием, стало для казаков участие в Параде победы в Москве.



Обсуждение:

Педагог: «Что вам больше всего запомнилось, изучая данное историческое событие?» (ответы детей)

Пение песенного произведения «Казаки в Берлине»

(пение под аккомпанемент; размер – 4/4; темп – быстрый)

Текст песни.

Стихи Ц. СОЛОДАРЯ
Музыка Дм. и Дан. ПОКРАСС, 1945г

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки…»

Припев тот же.

Он коней ведет шажком.
Видит — девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой глядят глаза.
«Не задерживай движенья!» —
Казаку кричит

Припев тот же.

Задержаться он бы рад.
Но, поймав сердитый взгляд,
«Ну-ка, рысью!» — с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела —
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Припев тот же.

По берлинской мостовой
Снова едет верховой —
Про дивчину, про землячку
Говорит друзьям:
«Как вернусь в родимый дом,


Как вернусь на тихий Дон —
Синеглазую казачку
Снова встречу там!»

Припев тот же



9



7


Подведение итогов.

Педагог:

  1. Что представляют собой исторические песни? (ответы детей)

  2. Что является особенностью исторической песни? (ответы детей)

  3. Для чего изучается историческая песня? (ответы детей)


Педагог: Особенностью военных исторических песен казаков является то, что в них очень верно отображены истинные исторические факты и события, красочно передаются сила народа, его отвага. Столетиями хранятся эти песни в памяти народной. Из поколения в поколение передаются они, славя наших народных героев и их подвиги в борьбе за родное Отечество. Особая напевность и самобытность языка способствовали широкому распространению этих песен. В старину говаривали: коли, нет в доме песни, значит, и счастья в этом доме не водится.

Педагог: Молодцы, ребята! Спасибо за работу. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы.

Ребята, домашним заданием вам нужно будет подобрать песенный репертуар, связанный с историческими событиями казаков.


6


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: