Конспект урока для 1 класса «Во что играют наши дети?»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 комбинированного вида















Конспект урока для 1 класса

«Во что играют наши дети?»





(Старший дошкольный возраст)



Подготовила

Воспитатель Черкасова Светлана Алексеевна















Санкт-Петербург

2012 г.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».

М. Горький



Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Где они – салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.

Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с ребенком теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец обращения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрируют примеры творчества придумывания новых сюжетов.

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремиться воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую — либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе.

Часто игру противопоставляют труду. Действительно, в известном отношении они противоположны. Так труд предполагает реальное изменение в вещах и получение нового практического результата, в игре же нет ни изменение вещей, ни связанного с этим нового продукта.

Однако, как утверждал А. С. Макаренко, игра – это первоначальная школа труда. Конечно, в игре ребенок не научается быть врачом, капитаном или продавцом, т. е. не приобретает профессиональных умений, присущих ролям, выполняемым им в игре. Отождествление себя со взрослыми, практическое воспроизведение их деятельности являются своеобразной формой усвоения общей социальной сущности труда. В игре лучше и глубже, чем в каком-либо другой деятельности, ребенок проникается сознанием того, что все люди трудятся друг для друга.

Создаваемые ребенком игровые условия помогают ему проникнуть в общественный смысл человеческого труда. Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие. В современное время родители и педагоги стараются свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вводя по возможности больше игрушек, изображающих действительные предметы, с которыми можно действовать так, как это делают взрослые. Если в ролевую игру вносят много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними зачастую могут заслонять для ребенка смысл той деятельности, которую он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступить на второй план. Например, при игре в «магазин» можно выдать детям картонные кружки, которые должны изображать деньги, обозначить на этих кружках достоинство монет и предложить детям оплачивать ими стоимость покупки и получать сдачу. Тогда основная задача, которая ставиться перед детьми, — правильно сосчитать стоимость покупки и правильно получить сдачу. В такой игре дети овладевают счетом, и это может происходить довольно интенсивно.

Однако при этом основной смысл «купли» отодвигается на второй план. В центре стоят не отношения с продавцом и теми, для кого производится покупка (например, «детьми», если покупку сделали «родители»), а оперативно-техническая сторона действий, в данном случае счетные операции. Такая игра выполняет уже не свою прямую воспитательную функцию, а побочную функцию упражнения в счетных операциях и превращаются в дидактическую игру, в которой игровые моменты выступают как дополнительные. Такие игры можно практиковать, но необходимо помнить, что при этом игра используется в дидактических целях и что такие игры не должны заменять собой ролевых игр в их воспитательной функции. Это относится ко всяким включениям в ролевую игру, будь то постройки, которые используются в последующей игре, или изготовление детьми предметов, необходимых для задуманной игры. Такие включения сами по себе являются не ролевыми играми, а лишь видами творческой деятельности детей, связанными с ролевой игрой.

Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра – это школа произвольного поведения.

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Свежие документы:  КТП музыка 1 класс

Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными нормами отношений между людьми, развивается воля, т. е. осуществляется формирование личности.

Следовательно, ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.

В одном эксперименте (игра «Железная дорога») ученые сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому ребенку. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), Успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»).

А во втором варианте игры «Железная дорога» цель оставалась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Каждый озабочен успехами и ему недосуг, подумать о товарище. Дети, хоть и вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.

Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными нормами отношений между людьми, развивается воля, т.е. осуществляется формирование личности. Следовательно, ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.

Во-первых, при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.

Во-вторых, руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети, возможно, более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся, чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого, руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

В-третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с их мимолетными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребенка и его товарищей по игре за исполнением ролей.

Беря на себя роль, ребенок подчиняется правилам, требуемым этой ролью, значительно легче и успешнее, чем этим же правилам, но данным ему вне роли. Данные исследований показывают, что дело здесь не только в желании ребенка возможно лучше выполнить привлекательную роль и не только в том, что ребенку легче понять правила поведения, когда они даны в более доступной для него форме роли, но и в воздействии коллектива играющих детей друг на друга. Например, если «часовому» приходилось «стоять смирно» в присутствии играющих детей, то он выполнял свою роль лучше и длительнее, чем когда ему предлагалось делать это же самое за дверью комнаты, вне контроля играющих. Эти факты говорят о том, что выполнение правил зависит не только от внутренних побуждений, связанных со взятой на себя ролью, но и от контроля со стороны коллектива. Лишь постепенно внешний контроль отпадает, и правила начинают выполняться только под влиянием внутренних побуждений.

В игре происходит превращение внешних правил поведения во внутренние правила – обязательства, и в связи с этим формируется возможность регулировать свое поведение на основе этого правила. Родители по ходу игры должны поощрять ребенка, хорошо исполняющего свои роли и направлять, если недостаточно хорошо справляется с ними.

Наблюдаются случаи, когда некоторые дети изо дня в день исполняют одни и те же роли, всегда находясь в одних и тех же отношениях с другим ребенком или взрослым. Встречаются дети, которые постоянно исполняют руководящие роли, и, наоборот, дети всегда находящиеся в положении подчиненных. Такое положение неправильно. Ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребенка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных отношениях с другими детьми или взрослыми. Родителям важно следить, чтобы каждый ребенок был и в положении приказывающего, и в положении опекаемого и опекающего, заботящегося о других, и того, о ком заботятся другие, контролирующего действия другого и подвергающегося контролю, исполняющего и существенную и подсобную роль.

Наконец, детей, чье поведение нуждается в исправлении, взрослые должны привлекать к таким ролям, которые упражняли бы ребенка в правильном поведении. При этом стараться, чтобы при исполнении этих ролей ребенок получал удовольствие. Важно, чтобы руководство не ограничивало самостоятельности и инициативности ребенка.

Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы куда-то торопимся, а ребенок плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребенка толчком, но еще опаснее неосторожным не осторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда ребенок играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

Свежие документы:  Методическая работа по теме: "Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими"

Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.



Приложение 1

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.



Цель: Познакомить родителей с подвижными играми, в которые можно играть с детьми от 5 до 7 лет в домашних условиях, в небольшом помещении.



Задачи:

  • Формировать у родителей представление о том, что в силу большой подражательности дошкольников велика роль постоянного примера окружающих его взрослых – родителей и других членов семьи – для поддержания стремления регулярно заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные и спортивные игры.

  • Формировать познавательные способности, речь и познавательные способности.

  • Развивать коммуникативные способности, умение устанавливать с партнером (родителями и другими членами семьи) определенные взаимоотношения.

  • Воспитывать сознательную дисциплину, приучать к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки.



  • «Сделай фигуру»

Инвентарь: записи веселых детских песен («Чунга — чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. п.), музыкальный центр.

Мама и ребенок встают на краю комнаты. Мама включает запись песенки на 15 – 20 секунд. Под музыку мама и ребенок разбегаются по комнате, выполняют танцевальные движения. Когда песенка перестает звучать, игроки останавливаются и принимают какую-либо позу. Каждый старается угадать, что за фигуру показал его напарник, отмечают наиболее удачную позу. Игру можно повторить 3 – 4 раза.



  • «Кто самый ловкий»

Инвентарь: 4 детских стульчика (или 4 подставки высотой 20 – 25 см.), 20 – 25 пластмассовых кубика (ребро кубика 6 – 8 см.)

На одной стороне комнаты ставятся 2 стульчика на расстоянии друг от друга 1 – 1,5 м, мама и ребенок встают около каждого из них. На другой стороне комнаты, напротив первой пары стульев, на расстоянии 3 – 5 м. ставятся другие 2 стульчика. На каждый стульчик кладется по 5 – 6 кубиков. По команде мамы: «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу. Здесь они забирают второй кубик, ставят его на первый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пирамидкой (Башенкой) из трех, а затем из четырех кубиков и т. д. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Примечания:

  1. Поддерживать рукой можно только нижний (первый) кубик, поправлять кубики в пути нельзя.

  2. Как только пирамидка из кубиков рушится, игрок прекращает соревнование и выходит из игры.

  3. Результаты каждого игрока можно записывать. Тогда после нескольких повторений игры подводятся итоги – кто из игроков набрал больше очков.



  • «Завернись в ленту».

Инвентарь: лента длиной 4 – 6 м.



Мама и ребенок прикрепляют концы ленты к своему поясу и расходятся на всю ее длину к краям комнаты. Мама командует:



Будем мы с тобой кружиться,

Будем вместе веселиться!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!



Игроки начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя. Побеждает игрок, намотавший на себя больше ленты, чем соперник.



  • «Удочка».

Инвентарь: веревка длиной 1,5 – 2 м, мешочек с песком весом 120 – 150 г.



Мама встает в центре комнаты, в руках у нее веревка, к которой привязан мешочек с песком – это «удочка». На расстоянии 1,5 – 2 м от мамы становится ребенок – «рыбка». Мама читает стихотворение:



Я веревочку кручу,

Рыбку я поймать хочу.

Раз, два, не зевай,

Выше ты подпрыгивай!



Мама начинает вращать «удочку» как можно ближе к поверхности пола, ребенок подпрыгивает вверх, стараясь, чтобы мешочек не задевал его ноги.



Примечания:

  1. Перед игрой мама показывает и объясняет ребенку, как нужно подпрыгивать: сильно оттолкнуться от пола и подобрать ноги.

  2. Периодически в игре нужно делать паузы, чтобы дать ребенку отдохнуть.

  3. На непродолжительное время водящим может стать ребенок.





  • «Четыре стихии».



Инвентарь: пластиковый или резиновый мяч диаметром 18 – 23 см.



Мама и ребенок становятся на расстоянии 1,5 – 2 м. друг от друга. В руках у мамы мяч. Она объясняет ребенку, что четыре стихии – это земля, вода, воздух и огонь; на земле живут звери, в воде – рыбы, в воздухе – птицы, в огне не живет никто.

Мама бросает ребенку мяч и произносит, например, слово «земля». Ребенок сразу же кидает мяч обратно маме и называет какого-либо зверя, например зайца. Если мама скажет «огонь!» и бросит ребенку мяч, то его ловить нельзя, от мяча нужно увернуться.



Примечание:

  1. Мама кидает ребенку мяч несколько раз подряд (3 – 5), постепенно ускоряя темп.

  2. Если ребенок даст неправильный ответ или затрудниться с ответом, то они с мамой меняются ролями (и наоборот).

  3. По мере овладения правилами игры первый водящий выбирается по считалке.



  • «Перепрыгни и пролезь».

Инвентарь: 2 скакалки, 2 малых обруча диаметром 50 см, кусочек мела или «липучка» длиной 1,5 – 2 м.



На краю комнаты мелом или «липучкой» обозначается линия старта, за которой на расстоянии 90 – 100 см становятся мама и ребенок. Напротив каждого на расстоянии 1 м от линии, перпендикулярно к ней, кладется по скакалке, вытянутой во всю длину. Далее, через 80 – 100 см кладется по обручу. По команде мамы «раз, два, три, беги!» игроки быстро подбегают к «своим» скакалкам, прыжками на двух ногах с продвижением вперед преодолевают расстояние, равное их длине, добегают до обручей, поднимают их вверх, пролезают в обручи, кладут их на место, бегом вдоль скакалок возвращаются обратно к линии старта. Побеждает тот, кто быстрее пересечет линию.

Примечание: Вместо скакалки между линией старта и обручем можно разложить другие препятствия: кружки для перепрыгивания, дуги для подлезания, кубики для обегания и т. п.



  • «Запрещенное движение».

Мама и ребенок становятся в центре комнаты друг напротив друга на расстоянии 1 – 1,5 м. Мама произносит слова:



Чтобы всем нам закаляться,

Чтобы нам не захворать,

Нужно делать всем зарядку

И движенья выполнять!



Кто там спит в постели сладко?

Выбегайте на зарядку!

Вы старайтесь, не зевайте,

Упражненья выполняйте!

После этого мама начинает выполнять разные движения, ребенок должен их повторять. Но одно из движений – «запрещенное», его за мамой повторять нельзя (например, запрещено выполнять движение «руки к плечам»). Мама делает разные движения, ребенок их повторяет, неожиданно мама выполняет «запрещенное движение». Если ребенок повторил его, он совершил ошибку, игра останавливается. Через 10 – 15 секунд игра продолжается.



Примечание:

  1. По мере освоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа движений.

  2. При совершении игроком ошибки игру можно не прекращать, сделать шаг вперед, после чего продолжить игру.

  3. «Запрещенные движения» следует менять после 4 – 5 повторений.

Приложение 2

Дидактические игры для старших дошкольников.

  1. Игры – поручения, основанные на интересе детей к таким действиям с игрушками и предметами, как подбор, складывание и раскладывание, вставление и т. п. Игровое действие в таких играх элементарно, по своему характеру часто совпадает с практическими действиями с предметами.

Игры – поручения помогают закрепить знания о частях тела (ноги, руки, части рук и ног, голова, глаза, нос, рот, уши, туловище), об их функциях, об органах чувств и их функциях, о семье, о родственных отношениях. В дидактических играх эти темы используются как знакомый материал, новыми оказываются правила и ситуации. Рекомендуется варьировать ход таких игр, что позволит сохранить у детей интерес к закреплению знаний, развивать творческий подход к решению игровой ситуации.



  1. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»).

Способность анализировать проявляется в выделении в явлении разных сторон, вычленении в предмете разных особенностей. Например, в загадке «Моя мама тоже дочь, у нее своя есть мать. Как же мне ее назвать?», с одной стороны, рассматривается, кто чей ребенок, а с другой – кто кому мать.

Другая загадка: «Его не купишь, не украдешь, его, закаляясь, приобретешь». С одной стороны, «это» не продают в магазинах, а с другой – закаливание поможет «это» приобрести, закаливаемся мы, чтобы быть здоровыми, следовательно, это здоровье. Если ребенок не может отгадать загадку, следует разобрать и выделить указанные признаки, попробовать определить логические отношения между ними. Развивая познавательные интересы ребенка, родители должны ставить их перед необходимостью думать, поощрять процесс поиска отгадки, но не превращать умственные задачи в «хитроумности». А между тем предложение: «Угадайте…» звучит чаще, чем «Подумайте…», и дети бездумно «угадывают». Поставить перед детьми серьезную задачу и предложить подумать – значит проявить уважение к их мыслительным способностям, значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес. Ребенок должен, опираясь на существенные признаки, догадаться, о чем идет речь, или при загадывании загадок, наоборот, выделить существенные и несущественные признаки, попытаться назвать их, не называя предмета или явления, о котором идет речь.

  1. Сюжетно – ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении жизненных ситуаций, в исполнении ролей взрослых (продавца, покупателей, почтальона) или животных (волка, гусей и т. д.).

Сюжетно – ролевые дидактические игры – это шаг к ролевой игре, в которую они могут перерасти. Например, дидактическая игра «Маска» способствует развитию интереса детей к сюжетно – ролевой игре «Цирк»; если ребенок в дидактических играх закрепил знания об органах чувств, об их функциях, если ребенок знаком с основами гигиенических требований, сюжетно-ролевая игра в больницу, организованная родителями, даст ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные знания и представления.



Список использованной литературы




  1. Дошкольное воспитание № 4 2010 И. А. Сикорский о детской игре

  2. Дошкольная педагогика № 5 2011 «Вместе весело играть». Ю. А. Кириллова.

  3. Дошкольное воспитание № 8 2008 «Познавательно – речевое развитие». Е. Акулова

  4. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду: подготовительная группа / Москва: ВАКО, 2008.

Свежие документы:  Конспект музыкального часа «Песни Владимира Шаинского»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: